Найти тему
Вечерняя Казань

В ожидании роста ключевой ставки автокредитование в Татарстане бьет рекорды

Оглавление

По итогам первого полугодия LADA подтвердила свое реноме одной из системно образующих марок на российском рынке. Она осталась лидером продаж. В Татарстане этот бренд удерживает первенство и среди автомобилей с пробегом.

Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Только в ВТБ заняли на покупку машин 12 млрд рублей

В Татарстане в первом полугодии этого года количество выданных автокредитов выросло в 13 раз, а объемы кредитования — в 11 раз. За это время жители республики заняли на покупку машин в общей сложности 12 млрд рублей. Такие данные привела «Вечерней Казани» управляющий ВТБ в Татарстане-вице-президент Марьям Давлетшина.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

По ее словам количество оформленных в отделениях банка автокредитов в Приволжском федеральном округе (ПФО) увеличилось в 10 раз, а объемы кредитования выросли в 9 раз. В целом в России в первом полугодии продажи автокредитов по сравнению с прошлым годом почти удвоились, спрос на них вырос более чем в три раза. Общая сумма сделок приблизилась к 305 млрд рублей. Отметим, что ВТБ — лидер рынка автокредитования: его доля превышает 22%.

— Основной тренд первого полугодия — всплеск кредитных продаж на рынке новых автомобилей. Динамика связана с продолжающимся восстановлением авторынка, на котором появляется все больше брендов, запускаются специальные условия их покупки, — характеризует ситуацию вице-президент ВТБ, начальник управления партнерских продаж авто Владимир Высоцкий.

По его свидетельству, средний размер кредита из-за роста стоимости машин также растет, прежде всего — на вторичном рынке. В июне на покупку новых авто клиенты ВТБ в среднем занимали 1,7 млн рублей (почти на 84 тысячи больше, чем в конце 2023 года), подержанных —​ около 1,5 млн рублей (+ 110 тысяч за полгода).

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

При этом средний размер автокредита в нашей республике составил 1,4 млн рублей. Чаще всего заемщикам как в округе, так и в Татарстане требовались средства на покупку автомобиля марки LADA. По итогам 6 месяцев, отмечает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов, LADA лидирует среди марок в 74 российских регионах, занимая долю в 26 %. И хотя сами по себе эти регионы не очень большие, суммарно они составляют 71 % рынка.

Продажи новых авто выросли на 80 %

По данным «Автостата» продажи новых легковых автомобилей в России в первом полугодии 2024 года по отношению к тому же периоду прошлого года выросли практически на 80 %. Только в июне в нашей стране было продано, поставлено на учет 124 тысячи таких машин (+51 % к июню прошлого года). Пик продаж, напоминает Сергей Удалов, пришелся на март-апрель. Последний показал почти двукратный их рост. Автокредитование новых «легковушек» тогда динамично росло: «Все стремились взять здесь и сейчас».

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Вместе с эти росла ключевая ставка и процентные ставки по кредитам. Но количество продаж не уменьшалось, подчеркивает эксперт. Он напоминает, что работали программы субсидирования кредитов как от брендов, так и государства (на покупку автомобиля, произведенного в стране).

Сейчас же происходит плавное снижение продаж от месяца к месяцу. В том числе лидер — LADA — одна из системно образующих марок на рынке по сравнению с маем «просела» почти на 15 %  (к прошлому году рост на 4 %). Эксперты обращают внимание: как только по прошествии первой недели июня закончила действие программа субсидирования кредитования LADA, произошло заметное снижение продаж.

— Покупатели наиболее чувствительны к изменению цен, субсидиям, госпрограммам и т д., — замечает исполнительный директор «Автостата».

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Схожа ли ситуация в Татарстане с общероссийской, неизвестно. «Автостат» временно не предоставляет региональную статистику по новым автомобилям.

За «китайцами» 61 % новых автомобилей и 80 % премиальных

Соотношение массового и премиального сегмента на авторынке осталось прежним  — 91 % и 9 % соответственно (в «премиум» теперь включают и китайские бренды). Во многом потому, что стали ввозить меньше автомобилей по параллельному импорту. Доля электромобилей упала с 1,6 % до 0,9 %.

Доля автопроизводителей из Поднебесной в продажах новых авто выросла до 61 % и продолжает повышаться. Если учесть еще и российские бренды, построенные на базе китайских, то на эту страну придется уже две трети российского рынка — 66-67 %, подчеркнул генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Автоэксперт Максим Овчеренко констатирует, что на рынке новых автомобилей в России царит «большая тройка» китайских брендов: Chery, Haval, Geely. Он объясняет это тем, что, во-первых, у них хорошее соотношение цена-качество. Во-вторых, они первые из автомарок Поднебесной зашли на наш рынок. Вследствие этого у них более развита дилерская сеть, есть более мощные импортеры и обширная маркетинговая поддержка.

— Кроме того, это еще и вопрос доверия покупателей. Эти китайские марки присутствуют в нашей стране уже 5-10 и более лет. По ним уже есть какая-то история, по остальным брендам из Поднебесной ее пока нет, — акцентирует собеседник издания.

В сегменте премиальных автомобилей на китайские марки приходится уже 80 % продаж.

— Ничего другого у нас в силу определенных причин нет, — называет причину Максим Овчеренко.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Итоги полугодия показывают, что китайские автомобили едва ли не полностью захватили наш рынок, констатирует директор компании «Твой автоэксперт» Павел Кузнецов.

Между тем производители Поднебесной продолжают расширять свою марочно-модельную линейку. Основные бренды порождают суббренды, те создают свои.

— Пока на рынке растет количество марок и моделей. Но в какой-то момент процесс пойдет в обратную сторону, — дает прогноз Сергей Удалов.

Рынок автомобилей с пробегом, констатируют в «Автостате», стабилен. Июньские продажи всего на 1 % ниже майских. Этот парк стареет: на нем становится все меньше относительно свежих машин, имеющих семилетний пробег.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Если автомобиль хороший, неважно какого года выпуска, то он стоит дорого, утверждает Максим Овчеренко. Раньше можно было купить стоящего «железного коня» плюс-минус за 1 млн рублей, а сейчас за него придется выложить уже порядка 1,3 млн рублей. Разброс цен колоссальный, свидетельствует он.

В ожидании июльской ключевой ставки

Сейчас на российском авторынке царит неопределенность, признает генеральный директор «Автостата».  Начиная с апреля от месяца к месяцу кривая продаж идет вниз, хотя в целом цифры относительно неплохие. Автомобильный рынок отчасти находится в ожидании новой ключевой ставки, которую примут в июле. Очень важно, какой она будет, подчеркивает эксперт.

Глава аналитического агентства полагает, что повышение «ключа» даже на 1-2 % выльется в то, что банкам будет сложнее брать кредиты. Как следствие, они еще выше поднимут процентные ставки.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Позитивный прогноз: рост «ключа» до 18 %. При этом кредитная ставка поднимется до  25 % плюс-минус. А ставка автокредитования может составить 35 %. Есть сомнения в том, что при таком раскладе автокредитование выживет.

Впрочем, эту точку зрения разделяют не все.

— За последний год повышением ключевой ставки пугали уже раз пять. Авторынок сейчас растет, но не из-за того, что кто-то что-то ожидает. Он просто созрел для того, чтобы покупать, — отметил «Вечерней Казани» автоэксперт Максим Овчеренко. — Кроме того, россиянину для  адаптации к любым сложностям требуется максимум полгода.

При повышении ключевой ставки неизбежно возрастает ставка автокредитования. Это правило рынка.

— Вопрос в том, как дальше поведет себя государство. Я не исключаю, что оно все-таки запустит какую-то новую программу. Как и то, что через некоторое время еще кто-то из производителей Поднебесной зайдет на российский рынок и начнет производить здесь свои автомобили, — прогнозирует собеседник издания.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Как бы то ни было участники рынка не сомневаются, что кредитоваться однозначно станет  сложнее, поэтому многие стараются приобретать машины сейчас.

— При общении с менеджерами автосалонов слышу, что как люди как брали кредиты на покупку автомобиля, так и берут, — подтверждает директор компании Твой автоэксперт».

Снизить долю рискованных кредитов

Кроме того, по требованию ЦБ банки с 1 июля обязаны оценивать закредитованность своих клиентов. Если на погашение займов — по ипотеке, за холодильник и иных — уходит 50% дохода, машину такой человек купить уже не сможет, доходчиво объясняли суть нововведения на оперативке «Автостата».

— Темпы роста автокредитования в стране (по оценке ВТБ, в первом полугодии они почти вдвое превысив прошлогодний результат) вызывают обеспокоенность у ЦБ. В связи с этим и были введены новые меры, которые устанавливают для банков надбавки к коэффициентам риска при выдаче кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой, — комментирует Марьям Давлетшина.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Центробанк рассчитывает, что это снизит долю рискованных кредитов и повысит устойчивость банковского сектора. Изменения едины для всех сегментов рынка, но у банков есть выбор: сохранить уровень одобрения, но увеличить процентные ставки или минимизировать рост ставок за счет снижения уровня одобрения.

— Конечно, ужесточение риск-политики ЦБ скажется на динамике выдач. Но значимого влияния на среднюю сумму кредита оно не окажет, — полагает собеседница издания.

Она объясняет это тем, что традиционно клиентам требуются деньги под конкретный автомобиль, а стоимость машин продолжает расти. В то же время в ВТБ не исключают, что игроки рынка будут стремиться удлинять сроки кредитования, чтобы тем самым снизить ежемесячный платеж и долговую нагрузку на заемщиков.

В банке не исключают, что, несмотря на «охлаждение» спроса во втором полугодии, по итогам года продажи могут достичь максимальных 2,4 трлн рублей. Рекордный результат рынку обеспечит повышенный спрос россиян в первом полугодии.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

— Среди его драйверов — наполнение авторынка новыми брендами, развитие субсидированных программ производителей, господдержка и сместившийся спрос физлиц с необеспеченных на залоговые продукты, — перечисляет Марьям Давлетшина.

Тенденцию роста залоговых кредитов обозначили и в агентстве «Автостат», отмечая, что их легче получить.

— На фоне увеличения ключевой ставки и ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ, ставки по базовым программам находятся на высоких значениях. Тем не менее у клиентов остается возможность купить авто на более выгодных условиях за счет программ субсидирования от производителей автомобилей, — констатирует управляющий ВТБ в Татарстане.

Семь марок изменили цены

В первый летний месяц семь брендов изменили цены некоторых своих моделей, сообщил «Автостат» со ссылкой на результаты мониторинга сайта «Цена Авто».

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Changan увеличил стоимость трех кроссоверов (на 50, 90 и 100 тысяч рублей). Кроссовер OMODA C5 2024 года выпуска стал дороже на 50 тысяч рублей. Компания Geely также подняла цены на свою новинку – кроссовер Atlas.

Forthing поменял ценники у двух моделей. Кроссовер T5 EVO в двух комплектациях с гибридным двигателем стал дороже на 200 тысяч рублей, а в комплектации Ixen он, напротив, подешевел на 690 тысяч. Меньше стал стоить и минивэн Yacht – на 190 тысяч рублей или 4,5%.

Седан LADA Granta в комплектации Comfort’24 Plus подорожал на 50 тысяч рублей (+4,1%), а лифтбек Granta в версии Club’24 – на 30 тысяч (+2,3%). Изменение цен коснулось и внедорожника LADA Niva Travel, причем в обе стороны. Автозавод «Москвич» повысил цены у кроссовера «3» 2024 года выпуска, который получил прибавку в 35 тысяч рублей. Кроме того, Ульяновский автозавод на 50 тысяч рублей поднял цену модели УАЗ «Пикап», оснащенной мотором стандарта «Евро-2».

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

По данным Авто.ру по итогам первой половины 2024 года средняя цена на вторичном авторынке в Татарстане упала на 6% — до 1,6 млн рублей. Новые автомобили, наоборот, выросли в цене на 2%. При этом в июне этого года цены и на подержанные автомобили, и на новые возросли на 3%. Средняя стоимость новой машины в начале лета составляла 3,1 млн рублей, а бывшей в употреблении — 1,6 млн рублей.

Автор материала: Любовь Шебалова