По итогам первого полугодия LADA подтвердила свое реноме одной из системно образующих марок на российском рынке. Она осталась лидером продаж. В Татарстане этот бренд удерживает первенство и среди автомобилей с пробегом.
Только в ВТБ заняли на покупку машин 12 млрд рублей
В Татарстане в первом полугодии этого года количество выданных автокредитов выросло в 13 раз, а объемы кредитования — в 11 раз. За это время жители республики заняли на покупку машин в общей сложности 12 млрд рублей. Такие данные привела «Вечерней Казани» управляющий ВТБ в Татарстане-вице-президент Марьям Давлетшина.
По ее словам количество оформленных в отделениях банка автокредитов в Приволжском федеральном округе (ПФО) увеличилось в 10 раз, а объемы кредитования выросли в 9 раз. В целом в России в первом полугодии продажи автокредитов по сравнению с прошлым годом почти удвоились, спрос на них вырос более чем в три раза. Общая сумма сделок приблизилась к 305 млрд рублей. Отметим, что ВТБ — лидер рынка автокредитования: его доля превышает 22%.
— Основной тренд первого полугодия — всплеск кредитных продаж на рынке новых автомобилей. Динамика связана с продолжающимся восстановлением авторынка, на котором появляется все больше брендов, запускаются специальные условия их покупки, — характеризует ситуацию вице-президент ВТБ, начальник управления партнерских продаж авто Владимир Высоцкий.
По его свидетельству, средний размер кредита из-за роста стоимости машин также растет, прежде всего — на вторичном рынке. В июне на покупку новых авто клиенты ВТБ в среднем занимали 1,7 млн рублей (почти на 84 тысячи больше, чем в конце 2023 года), подержанных — около 1,5 млн рублей (+ 110 тысяч за полгода).
При этом средний размер автокредита в нашей республике составил 1,4 млн рублей. Чаще всего заемщикам как в округе, так и в Татарстане требовались средства на покупку автомобиля марки LADA. По итогам 6 месяцев, отмечает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов, LADA лидирует среди марок в 74 российских регионах, занимая долю в 26 %. И хотя сами по себе эти регионы не очень большие, суммарно они составляют 71 % рынка.
Продажи новых авто выросли на 80 %
По данным «Автостата» продажи новых легковых автомобилей в России в первом полугодии 2024 года по отношению к тому же периоду прошлого года выросли практически на 80 %. Только в июне в нашей стране было продано, поставлено на учет 124 тысячи таких машин (+51 % к июню прошлого года). Пик продаж, напоминает Сергей Удалов, пришелся на март-апрель. Последний показал почти двукратный их рост. Автокредитование новых «легковушек» тогда динамично росло: «Все стремились взять здесь и сейчас».
Вместе с эти росла ключевая ставка и процентные ставки по кредитам. Но количество продаж не уменьшалось, подчеркивает эксперт. Он напоминает, что работали программы субсидирования кредитов как от брендов, так и государства (на покупку автомобиля, произведенного в стране).
Сейчас же происходит плавное снижение продаж от месяца к месяцу. В том числе лидер — LADA — одна из системно образующих марок на рынке по сравнению с маем «просела» почти на 15 % (к прошлому году рост на 4 %). Эксперты обращают внимание: как только по прошествии первой недели июня закончила действие программа субсидирования кредитования LADA, произошло заметное снижение продаж.
— Покупатели наиболее чувствительны к изменению цен, субсидиям, госпрограммам и т д., — замечает исполнительный директор «Автостата».
Схожа ли ситуация в Татарстане с общероссийской, неизвестно. «Автостат» временно не предоставляет региональную статистику по новым автомобилям.
За «китайцами» 61 % новых автомобилей и 80 % премиальных
Соотношение массового и премиального сегмента на авторынке осталось прежним — 91 % и 9 % соответственно (в «премиум» теперь включают и китайские бренды). Во многом потому, что стали ввозить меньше автомобилей по параллельному импорту. Доля электромобилей упала с 1,6 % до 0,9 %.
Доля автопроизводителей из Поднебесной в продажах новых авто выросла до 61 % и продолжает повышаться. Если учесть еще и российские бренды, построенные на базе китайских, то на эту страну придется уже две трети российского рынка — 66-67 %, подчеркнул генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков.
Автоэксперт Максим Овчеренко констатирует, что на рынке новых автомобилей в России царит «большая тройка» китайских брендов: Chery, Haval, Geely. Он объясняет это тем, что, во-первых, у них хорошее соотношение цена-качество. Во-вторых, они первые из автомарок Поднебесной зашли на наш рынок. Вследствие этого у них более развита дилерская сеть, есть более мощные импортеры и обширная маркетинговая поддержка.
— Кроме того, это еще и вопрос доверия покупателей. Эти китайские марки присутствуют в нашей стране уже 5-10 и более лет. По ним уже есть какая-то история, по остальным брендам из Поднебесной ее пока нет, — акцентирует собеседник издания.
В сегменте премиальных автомобилей на китайские марки приходится уже 80 % продаж.
— Ничего другого у нас в силу определенных причин нет, — называет причину Максим Овчеренко.
Итоги полугодия показывают, что китайские автомобили едва ли не полностью захватили наш рынок, констатирует директор компании «Твой автоэксперт» Павел Кузнецов.
Между тем производители Поднебесной продолжают расширять свою марочно-модельную линейку. Основные бренды порождают суббренды, те создают свои.
— Пока на рынке растет количество марок и моделей. Но в какой-то момент процесс пойдет в обратную сторону, — дает прогноз Сергей Удалов.
Рынок автомобилей с пробегом, констатируют в «Автостате», стабилен. Июньские продажи всего на 1 % ниже майских. Этот парк стареет: на нем становится все меньше относительно свежих машин, имеющих семилетний пробег.
Если автомобиль хороший, неважно какого года выпуска, то он стоит дорого, утверждает Максим Овчеренко. Раньше можно было купить стоящего «железного коня» плюс-минус за 1 млн рублей, а сейчас за него придется выложить уже порядка 1,3 млн рублей. Разброс цен колоссальный, свидетельствует он.
В ожидании июльской ключевой ставки
Сейчас на российском авторынке царит неопределенность, признает генеральный директор «Автостата». Начиная с апреля от месяца к месяцу кривая продаж идет вниз, хотя в целом цифры относительно неплохие. Автомобильный рынок отчасти находится в ожидании новой ключевой ставки, которую примут в июле. Очень важно, какой она будет, подчеркивает эксперт.
Глава аналитического агентства полагает, что повышение «ключа» даже на 1-2 % выльется в то, что банкам будет сложнее брать кредиты. Как следствие, они еще выше поднимут процентные ставки.
Позитивный прогноз: рост «ключа» до 18 %. При этом кредитная ставка поднимется до 25 % плюс-минус. А ставка автокредитования может составить 35 %. Есть сомнения в том, что при таком раскладе автокредитование выживет.
Впрочем, эту точку зрения разделяют не все.
— За последний год повышением ключевой ставки пугали уже раз пять. Авторынок сейчас растет, но не из-за того, что кто-то что-то ожидает. Он просто созрел для того, чтобы покупать, — отметил «Вечерней Казани» автоэксперт Максим Овчеренко. — Кроме того, россиянину для адаптации к любым сложностям требуется максимум полгода.
При повышении ключевой ставки неизбежно возрастает ставка автокредитования. Это правило рынка.
— Вопрос в том, как дальше поведет себя государство. Я не исключаю, что оно все-таки запустит какую-то новую программу. Как и то, что через некоторое время еще кто-то из производителей Поднебесной зайдет на российский рынок и начнет производить здесь свои автомобили, — прогнозирует собеседник издания.
Как бы то ни было участники рынка не сомневаются, что кредитоваться однозначно станет сложнее, поэтому многие стараются приобретать машины сейчас.
— При общении с менеджерами автосалонов слышу, что как люди как брали кредиты на покупку автомобиля, так и берут, — подтверждает директор компании Твой автоэксперт».
Снизить долю рискованных кредитов
Кроме того, по требованию ЦБ банки с 1 июля обязаны оценивать закредитованность своих клиентов. Если на погашение займов — по ипотеке, за холодильник и иных — уходит 50% дохода, машину такой человек купить уже не сможет, доходчиво объясняли суть нововведения на оперативке «Автостата».
— Темпы роста автокредитования в стране (по оценке ВТБ, в первом полугодии они почти вдвое превысив прошлогодний результат) вызывают обеспокоенность у ЦБ. В связи с этим и были введены новые меры, которые устанавливают для банков надбавки к коэффициентам риска при выдаче кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой, — комментирует Марьям Давлетшина.
Центробанк рассчитывает, что это снизит долю рискованных кредитов и повысит устойчивость банковского сектора. Изменения едины для всех сегментов рынка, но у банков есть выбор: сохранить уровень одобрения, но увеличить процентные ставки или минимизировать рост ставок за счет снижения уровня одобрения.
— Конечно, ужесточение риск-политики ЦБ скажется на динамике выдач. Но значимого влияния на среднюю сумму кредита оно не окажет, — полагает собеседница издания.
Она объясняет это тем, что традиционно клиентам требуются деньги под конкретный автомобиль, а стоимость машин продолжает расти. В то же время в ВТБ не исключают, что игроки рынка будут стремиться удлинять сроки кредитования, чтобы тем самым снизить ежемесячный платеж и долговую нагрузку на заемщиков.
В банке не исключают, что, несмотря на «охлаждение» спроса во втором полугодии, по итогам года продажи могут достичь максимальных 2,4 трлн рублей. Рекордный результат рынку обеспечит повышенный спрос россиян в первом полугодии.
— Среди его драйверов — наполнение авторынка новыми брендами, развитие субсидированных программ производителей, господдержка и сместившийся спрос физлиц с необеспеченных на залоговые продукты, — перечисляет Марьям Давлетшина.
Тенденцию роста залоговых кредитов обозначили и в агентстве «Автостат», отмечая, что их легче получить.
— На фоне увеличения ключевой ставки и ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ, ставки по базовым программам находятся на высоких значениях. Тем не менее у клиентов остается возможность купить авто на более выгодных условиях за счет программ субсидирования от производителей автомобилей, — констатирует управляющий ВТБ в Татарстане.
Семь марок изменили цены
В первый летний месяц семь брендов изменили цены некоторых своих моделей, сообщил «Автостат» со ссылкой на результаты мониторинга сайта «Цена Авто».
Changan увеличил стоимость трех кроссоверов (на 50, 90 и 100 тысяч рублей). Кроссовер OMODA C5 2024 года выпуска стал дороже на 50 тысяч рублей. Компания Geely также подняла цены на свою новинку – кроссовер Atlas.
Forthing поменял ценники у двух моделей. Кроссовер T5 EVO в двух комплектациях с гибридным двигателем стал дороже на 200 тысяч рублей, а в комплектации Ixen он, напротив, подешевел на 690 тысяч. Меньше стал стоить и минивэн Yacht – на 190 тысяч рублей или 4,5%.
Седан LADA Granta в комплектации Comfort’24 Plus подорожал на 50 тысяч рублей (+4,1%), а лифтбек Granta в версии Club’24 – на 30 тысяч (+2,3%). Изменение цен коснулось и внедорожника LADA Niva Travel, причем в обе стороны. Автозавод «Москвич» повысил цены у кроссовера «3» 2024 года выпуска, который получил прибавку в 35 тысяч рублей. Кроме того, Ульяновский автозавод на 50 тысяч рублей поднял цену модели УАЗ «Пикап», оснащенной мотором стандарта «Евро-2».
По данным Авто.ру по итогам первой половины 2024 года средняя цена на вторичном авторынке в Татарстане упала на 6% — до 1,6 млн рублей. Новые автомобили, наоборот, выросли в цене на 2%. При этом в июне этого года цены и на подержанные автомобили, и на новые возросли на 3%. Средняя стоимость новой машины в начале лета составляла 3,1 млн рублей, а бывшей в употреблении — 1,6 млн рублей.
Автор материала: Любовь Шебалова