На современном этапе развития технологии, машин и оборудования сверления, и резки материалов алмазными инструментами в строительстве, установки сверления бетона будучи первым, остаются и самым востребованным, и самым универсальным, и самым надежным видом оборудования. В ряде случаев установки сверления будут уступать в производительности специализированным машинам, как нарезчики швов, дисковые стенорезные и канатные пилы, но превосходят перечисленные машины по возможностям, и позволяют выполнять все виды работ без исключения и при любой толщине конструкции, материала. Кроме того, в большинстве случаев безопасное и качественное выполнение работ в строительстве с применением специализированных машин невозможно без применения установок сверления бетона. Приемы технологии сверления алмазным инструментом и конструкция оболочек двигателей установок сверления бетона так же позволяют выполнять работы в условиях недоступных другим машинам:
- на производствах и объектах хранения, и транспортировки легковоспламеняющихся, пожаро- и взрывоопасных веществ, и материалов;
- опасности по газу при строительстве, ремонте и эксплуатации подземных сооружений;
- в непосредственной близости к электроустановкам;
- ограниченного доступа и пространства;
- отсутствия трехфазного электропитания;
- автономно на удаленных объектах и в любых погодных условиях;
- недопустимости нанесения любого ущерба внешней и внутренней отделке, фрескам, росписи стен и сводов, другим элементам декора зданий и помещений, включая памятники архитектуры и культовые сооружения.
Установка сверления бетона алмазным инструментом состоит из двух основных крупных узлов: сверлильной стойки и закрепляемого на ней двигателя. Сверлильный двигатель(бормотор) в большинстве случаев имеет редуктор и электрический, гидравлический или пневматический привод. Установкой возможно сверление во всех направлениях — горизонтально и под заданным углом к горизонтали, вертикально вниз и вверх, под заданным углом к вертикали. В зависимости от диаметра, глубины сверления и условий окружающей среды подбирается соответствующее сочетание стойки и двигателя. За счет редуктора сверлильный двигатель имеет высокий крутящий момент, одну или несколько скоростей вращения шпинделя, позволяющих выполнять устройство отверстий в достаточно широком диапазоне диаметров.
В универсальных или комбинированных системах сверления и резки материалов алмазным инструментом, установки сверления и их узлы используются в качестве базы и приводов канатных, настенных дисковых и плунжерных пил.
Ручные сверлильные двигатели предназначены для устройства отверстий малых и средних диаметров, до 160мм, как без использования сверлильных стоек, так и с креплением на них. Ручные сверлильные двигатели так же имеют электрический, гидравлический и пневматический приводы, редукторы с одной или несколькими скоростями вращения шпинделя. Отличительной чертой ручных сверлильных двигателей является высокая скорость вращения шпинделя, до 2500об/мин, необходимая для устройства отверстий малых диаметров.
Гидравлические двигатели. Сверлильные двигатели с гидравлическим приводом являются наиболее надежными и мощными из существующих, ими выполняется сверление отверстий наибольших диаметров, до и более 1250мм. Возможно бурение во всех направлениях, в том числе снизу вверх без применения специальных устройств и приёмов для защиты например от поражения электрическим током. Выполняются работы в условиях частичного затопления или под водой, они могут применяться на поверхности и под землей, в любых погодных и климатических условиях. Сертифицированные модели применяются в условиях опасных атмосфер, на производствах и объектах хранения, транспортировки и отпуска легковоспламеняющихся, пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов.
Основными недостатками гидравлических систем сверления являются неудобство прокладки рукавов высокого давления на большие расстояния при работе в стесненных условиях и на высоте в силу их жесткости и массы, относительно высокая масса гидростанций, 80 - 120кг и высокая стоимость. С другой стороны применение автономных одноконтурных гидростанций с приводом от ДВС позволяют выполнять работы автономно на удаленных или рассредоточенных объектах, в условиях ЧС или перебоев с электроэнергией, либо ограничения или недопущения нагрузки на энергосистему объекта, при этом маслостанции компактнее и экономичнее соответствующих электрогенераторов.
Электрические двигатели. Двигатели с однофазными и трехфазными электрическим приводом наиболеее распространены в мире и в нашей стране. В общих случаях максимальный диаметр сверления однофазными двигателями не превышает 400-450мм, трехфазными 500-600мм. Ряд компаний выпускают однофазные сверлильные двигатели со сложными многоскоростными редукторами или высокочастотными электрическими приводами способными сверлить отверстия до 600мм и трехфазные варианты так же с высокочастотными электрическими приводами, которыми достигаются диаметры сверления 1000-1200мм. Некоторые модели двигателей с водяным охлаждением электрической части допускают сверление вертикально снизу вверх без применения специальных устройств и приёмов. Двигатели с электрическим приводом не применяются в условиях опасных атмосфер, производств и объектов хранения, транспортировки и отпуска легковоспламеняющихся, пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов. В сложных погодных и климатических условиях применение ограничено или невозможно, применение под водой невозможно. Недостатком электрических двигателей с многоскоростными редукторами или высокочастотным приводом является сложность в обслуживании, в ряде случаев низкая надежность, в случае с высокочастотными двигателями простои связанные с необходимостью отправлять двигатели или узлы для ремонта у малочисленных авторизованных дистрибьютеров либо на заводе производителя. Несмотря на наличие больших ограничений именно электрическими двигателями, причем простейшими однофазными с мощностью 2,2-3,5кВт, выполняется наибольший объем работ по сверлению материалов алмазным инструментом как в нашей стране, так и в мире.
Пневматические двигатели. Сверлильные двигатели с пневматическим приводом уступают двигателям с гидравлическим и электрическим приводами по мощности и соответственно максимально возможному диаметру сверления, однако имеют практически все достоинства гидравлических двигателей по условиям применения. Возможно сверление во всех направлениях без применения специальных устройств и приёмов. Выполняются работы под водой, могут применяться на поверхности и под землей, в сложных погодных и климатических условиях(за исключением низких температур), сертифицированные модели применяются в условиях опасных атмосфер, производств и объектов хранения, транспортировки и отпуска легковоспламеняющихся, пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов. Основные преимущества пневматических двигателей в том, что шланг пневматической магистрали возможно прокладывать на большие расстояния и высоту. Основные недостатки пневматических сверлильных двигателей высокая масса и сложность либо невозможность работы в условиях низких температур окружающего воздуха.
Двигатели с пневматическим приводом наиболее часто применяются при выполнении работ в различных подземных сооружениях где по обыкновению заказчиком под собственные нужды прокладываются пневматическая и водяная магистрали.
ДВС. Сверлильные двигатели с приводом от двигателя внутреннего сгорания, в основном бензинового, в первую очередь предназначены для отбора керна в дорожном строительстве, устройстве отверстий для подключения в трубах канализации. Более мощные являются основным узлом простейших сверлильных прицепов применяемых для сверления отверстий под огни на строительстве взлетно-посадочных полос аэродромов.