Найти тему

Не конъюктурное чтение. №1 Берджесс Э., "Заводой апельсин".

Оглавление

Введение.

Каждый читающий человек знакомый с жанром антиутопии когда его просят привести пример, порекомендовать книгу этого жанра в первую голову вспоминает Оруэлла и его произведение "1984", возможен и другой расклад, возможно, что вспомнится не мение популярный представитель жанра, замечательная антиутопия "О дивный новый мир", чуть более искушенные читатели порекомендуют произведение нашего соотечественника, Романа Замятина, роман "Мы", и наоборот, менее искушенным читателям такого типа книг, в голову может прийти произведение "451 градус по Фаренгейту" Рэя Бредбери, но к сожалению, (для меня в частности, потому, что гораздо приятнее осознавать, что книгу которая произвела на тебя ни с чем не сравнимое впечатление, будет с кем обсудить), роман "Заводной апельсин" не так популярен в читательских кругах, а все те кому я рекомендовал эту книгу, после прочтения первой главы начинали неистово плеваться и говорить, мол, такое не достойно быть классикой литературы, ну менее громкие заявления тоже бывают, но там на уровне простых фе. Я категорически не согласен с такой реакцией, и каждый раз стремлюсь пресечь всякие фе, и заявить о своей позиции относительно этого романа, описав то, как вижу это я, вот так и тут я собираюсь что то доказывать, в данном случае гипотетическому аппоненту.

После не самого короткого введения можно и перейти к основной части моего опуса. (ха-ха, ну поняли, опуса))), шутка в том что Берджесс основную часть жизни занимался сочинением музыки. Да-да, не уместно, не смешно) P.S вообще тут бы сделать сноску, но как оформить ее в дзене я, честно говоря, не понял.

Говорить я буду стараясь давать миниму конкретики на происходящее в книге, но чтобы люди читавшие понимали о чем речь, а люди не знакомые просто заимели общее представление.

Роман повествует о жизни подростка из поколения Надцатых, что само по себе отсылает нас к американской версии того же понятия, надцатые это тоже самое что тинэйджеры, только по русски, teenager где корни teen и age, если со вторым все понятно то teen это вторая часть таких слов как nineteen, fourteen, ну ясно какая возрастная группа подразумевается, тоже и в случае с надцатыми, девятнадцать, тринадцать и другие, среди этой возрастной группы цветет и пахнет культ ультранасилия, абсолютно ничем, кроме извращенного веселья и удовольствия от процесса, не обоснованным, надцатые разбиватся по групкам, от 4х до 6и человек, чтобы удобнее было усаживаться в машину и так передвигаться, и наш Алекс является членом одной из таких групп, считает себя в ней главным, и самым исскустным в своем деле, с чем в общем то его соратники не согласны, но для нас это не важно. Чем они занимаются, вопрос риторический, чинят насилие на улицах спящего города, они грабят и избивают, употребляют сомнительные добавки и угоняют машины, насилуют, в общем, они явно не те люди которых вы бы хотели встретить ночью в темной подворотне. Что можно сказать, Алекс мерзкий человек, такого в пору назвать отбросом, отрыжкой общества, и правильно, так по сути и есть, но что читатель точно не в силах предсказать и что, наверное, стало для меня наиболее удивительным, при первом прочтении, так это безумная Любовь, и любовь с большой буквы, Алекса к классической музыке, кроме того, он отождествляет насилие с ней, он видит музыку Баха как аккомпанемент насилию, тем самым стремясь как бы и себя возвысить на уровень творца чего то прекрасного, на этой безусловной Любви к музыке строиться синопсис всех дальнейших проблем возникающих у Алекса, ссора с соратниками одна из них, и она становится определяющей для дальнейшей жизни Алекса.

Молодой Алекс становится юным заключенным, что в полне закономерно и вяжется как нельзя лучше со всем, что он делал до этого, Берджесс невидимой рукой уже на этом этапе готовит ему достойное наказание, но перед этим выстраивает поведение персонажа так, что кому то может показатьтся, что все не так плохо и Алекс действительно начал исправляться, но эти надежды моментально ускальзают когда Алекс закономерно в очередной раз демонстрирует свою беспощадную натуру. Какое же наказание может ждать этого человека, по специальной программе исправления заключенных, Алекс из хищника превращается в добычу, насильно у него подавляли агрессию, да до такой степени, что он не мог даже думать о том чтобы снова причинить кому то боль, даже когда ему было необходимо защищаться от тех, над кем когда то издевался он, а ироничным побочным эффектом стало в добавок отвращение, и не возможность больше слышать, под угрозой безумных мук, музыкальную классику, в особенности представлена 9я симфония Баха, любимая из коллекции Алекса, она чуть не послужила средством для его убийства, вернее так и было, но алекс вопреки ожиданиям смог выжить, хоть и с трудом, и все это было необходимо для грязных политических игр, в которых Алекс был лишь разменной монетой, а игроки оказались так сильны, что не видели в нем ни надежного союзника, ни опасного врага.

Программа по исправлению преступников не дала своих плодов, по итогу Алекс был волен в своих действиях, но за время проведенное в тюрьме многое изменилось, весь мир изменился и увидив это, получив работу, которая ему действительно нравилась, встретившись со своим старым другом, Алекс понял, что больше не хочет заниматься тем, что он делал раньше, что в мире такому Алексу нет места.

Это книга о насилии, насилии на всех уровнях, от мала до велика, от уровня простой шпаны на улице, до целого государства, которое активно им пользуется набирая из одной и той же кучи шпаны тех кто им полезен, а тех кто нет отправляя в места не столь отдаленные, где им грозит забвение и незавидная смерть. Это книга о том, что насильно человек не станет в миг добродетельным, чтобы это произошло ему необходимо самостоятельно все осознать, это книга о тяге человека к прекрасному, не зависимо от рода деятельности, будь то шахтер, писатель, либо же ужасный убийца.

P.S. не будьте излишне строги ко мне, это моя первая публикация, я многого не знаю и не умею, возможно из за недостатка опыта в подобного рода работах.