Приезд милого седовласого дедушки в платье, похожего на садового гнома, презентовался как прорыв в международных отношениях России и Индии. Лидеры стран провели несколько часов в приватных беседах, затем несколько часов в официальных закрытых переговорах.
Путин водил Моди на выставку ВДНХ, возил его к себе в резиденцию на электрокаре, кормил индусов вкусняшками. Индийцам в Москве очень понравилось. Были подписаны бумажки о намерениях, но самое главное осталось за кадром.
Путин наверняка пытался решить вопрос о зависших расчётах за уже поставленную Россией нефть. Трудно сказать, кто предложил Президенту получать от партнеров в национальных валютах, не разобравшись в ситуации. Цена индийского вопроса — 40 миллиардов долларов в пересчёте на индийские рупии. Деньги за стратегические ресурсы России — не маленькие. В договорах поставок оплата платежа была указана именно в рупиях. Но мы даже эти фантики не можем получить, потому что по законам Индии рупии нельзя вывозить за её пределы.
В итоге Индия успешно получила нефть, Россия успешно не получила ничего. А вопрос этот болезненный, сейчас все в правительстве ищут деньги для реализации обещанного Владимиром Владимировичем. А планов великолепных — громадье.
И судя по всему, ясномудрый Нарендра Моди развел руками и сказал: "Владимир, ты мне самый лучший на свете друг, но законы наши я нарушить не могу, деньги ваши за вашу нефть мы не можем вам передать. Лучше-ка выпьем чаю, я с собой в кармашке привез, наш, индийский, со слониками... А нефть привози ещё, мы её любим!"
Но выходить из неловкого финансового тупика как-то надо и Владимир Владимирович радостно объявил своему гостю:
"Трудно переоценить ваш вклад в формирование устойчивой основы российско-индийского сотрудничества на международной арене, где обе наши страны отстаивают принципы многополярности и строгого соблюдения международного права, совместно работают в обеспечениях стабильности, глобальной и региональной безопасности, тесно взаимодействуют в рамках БРИКС и ШОС".
Было решено, что деньги останутся в Индии, будут участвовать в совместной "глубокой кооперации", в т.ч. и "по линии обороны" (при этом Индия буквально на днях отказалась покупать российскую военную технику, предпочтя американское). Заодно лидеры двух стран обсудили возможность использования национальных карт при расчётах между РФ и Индией и даже пришли к общему пониманию необходимости таких расчетов и заверили друг друга, что будут прилагать к этому большие усилия (вот только российские национальные карты "Мир" находятся под односторонними санкциями США, которые Индия нарушать не смеет).
Моди и Путин также обсудили возможность достижения цели товарооборота между двумя странами в $100 млрд к 2030 году (в рамках согласованной программы стратегического сотрудничества будущего).
Кроме того, Президент России Владимир Путин вручил Премьер-министру Индии Нарендре Моди орден Святого апостола Андрея Первозванного (высший орден Российской Федерации). Ранее он вручал такой Председателю Си.
Ещё Моди договорился вернуть домой всех индусов, которые "по заблуждению" заключили контракты с МО РФ. Кто вернёт государству подъёмные деньги, а также деньги потраченные на обучение, амуницию, обмундирование, кормёжку этих контрактников — этот вопрос, вероятно, не обсуждался.
Заодно Владимир Владимирович рассказал Нарендре, как космические корабли бороздят Большой театр что российские специалисты изучают происхождение Вселенной. Глава государства отметил, что ученые в Объединенном институте ядерных исследований «изучают момент зарождения Вселенной — что происходило через секунды после Большого взрыва». Вероятно, премьер-министру Индии это было интересно. По крайней мере, он выглядел уставшим, но довольным. Ведь визит состоялся не зря, ради этого стоило столько времени терпеливо выслушивать многоречивого собеседника и в ответ расточать политесы. Ещё и килограмм ордена домой увёз.
В общем, замечательных разговоров было много, все преференции получила одна сторона, а вторая сторона получила заверения в глубокой дружбе и обещания о перспективах сотрудничества.
Моди в заключительном слове отметил:
"Весь мир должен признать, что благодаря индийско-российскому сотрудничеству в сфере энергетики была обеспечена стабильность на мировом рынке… Весь мир сталкивается с кризисом в сфере топлива, но благодаря нашему сотрудничеству мы смогли избежать всяких трудностей для простых граждан Индии, мы обеспечиваем их бензином, дизельным топливом.
Российское производство в Индии помогает создавать рабочие места для индийской молодежи. Благодаря нашему сотрудничеству мы смогли создать множество новых рабочих мест".
Заметьте, Моди говорит только о своих выгодах и ни слова о том, что получила за это Россия.
А что Моди сделал неправильно? Всё правильно он сделал, отстаивая свои национальные интересы. Дружить надо выгодно. Что Владимир Владимирович сделал неправильно? Всё правильно сделал. Показал всему миру, что к нам не только с африканского континента и из Белоруссии ездят за деньгами, но и из крупнейших мировых развивающихся держав наведываются лидеры, дружат с нами. Показал, что Россия щедра и бескорыстна, надеется на перспективы развития международных отношений в различных сферах. А дружба (с нашей стороны) не измеряется в деньгах, она бесценна. И чем больше у нас друзей — тем больше будут трепетать наши враги (нет).
Но в итоге за наши деньги мы получаем одни заверения в дружбе и обещания на далекую линейку до далёкого 2030 года, когда сейчас каждый день может решительно изменить мир и планету. Напомнило, как несколько лет назад Путин потребовал с каждого региона отчёт по созданию "Стратегии развития региона-2030" и все российские губернаторы бросились копировать этот документ друг у друга, прекрасно понимая, что и документ никто читать не будет и ни один из них к тому прекрасному времени у руля региона не останется. И вспомнилось, что за просчёт с рупиями не понёс наказание ни один чиновник.
Вот пока у нас царит такой бардак — все наши так называемые "друзья" будут стремиться нажиться на России. Китайцы получают наши ресурсы с большим дисконтом и по очень низкой цене. При этом боятся американских санкций и блокируют платежи. Индийцы тоже, долго не мудрствуя, используют наши слабости себе во благо. И тоже с огромным дисконтом и по низким ценам. И тоже боятся американских санкций и постоянно устраивают нам каверзы, то с платежами, то с танкерами. Африка опять же, смотрит на нас с большой надеждой, ностальгируя по тем сладким временам, когда с барского плеча прощались советские долги.
Но Моди с интересом разглядывал выставку "Росатома", интересовался. А в новостях по России-1 показали, какую отличную АЭС строят наши специалисты на юге Индии. Сто миллионов индусов она обеспечит электроэнергией...
И вот в связи с этим, вопрос: а как будут индийцы расплачиваться за золотые руки наших строителей и наши технологии? И будут ли? Или в долг, который Владимир Владимирович ради укрепления дружбы великодушно простит? И как тут не вспомнить фразу из советского кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию": "Да что же ты, ххххх сын, хххххххххх, казенные земли разбазариваешь?!"
Но надо всегда надеяться на лучшее, конечно. Затмение спадёт и индусы честно рассчитаются, а отношения будут процветать. Сомневаться в этом не стоит. Автор было усомнился, но потом посмотрел телевизор и поверил в хорошее. Работа идёт — результат будет.
Комментарий по теме публициста Анатолия Несмияна:
"Индийский премьер может быть доволен. И российская нефть пришла в Индию, и индийские деньги остались в Индии и будут там работать. По факту Моди за два дня визита заработал для своей страны 40 миллиардов долларов. Ну, а его коллега обменял 40 миллиардов, которые так и не вернутся в Россию, на уверения в глубокой дружбе. «Ты заходи, если чё», — наверняка прозвучит при расставании. — Ну, и нефть вези, конечно. Потом мы еще придумаем, куда пристроить плату за нее".