172,8K подписчиков

Неосуществлённые проекты советских режиссёров

358 прочитали

Даже знаменитые и заслуженные советские кинорежиссёры, которых любил не только народ, но и руководство страны, не всегда могли реализовать свои задумки. Иногда для этого им просто не хватало времени, а иногда запрещала цензура.

Сегодня разговоры о политической цензуре стали обыденными в любой стране. И наличие этой цензуры по всему миру теперь очевидно абсолютно всем. Даже в странах с «самой свободной демократией» оказалась, что действуют самые строгие цензурные ограничения, которые касаются не только журналистики, но и других областей, включая кинематограф.

Не хочу вдаваться в эту популярную ныне тему, но на фоне сегодняшней западной цензуры прошлая советская цензура выглядит вполне себе приличной и даже гуманной. Но всё же некоторые перегибы были и там.

Например, Эльдар Рязанов, уже на пике своей славы и популярности, будучи народным артистом СССР, лауреатом государственных премий СССР, так и не смог реализовать свою давнюю мечту – экранизировать в Советском Союзе роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Даже знаменитые и заслуженные советские кинорежиссёры, которых любил не только народ, но и руководство страны, не всегда могли реализовать свои задумки.

С заявкой на этот фильм он начал обращаться к руководству ещё с середины 70-х годов, после того как по произведениям опального писателя на экраны страны уже вышли фильмы «Бег» и «Дни Турбиных».

Но ему снова и снова отказывали. По информации супруги, Рязанов уже начал делать наброски будущего сценария, но добиться разрешения снять фильм ему так и не удалось. Впрочем, этот роман советского писателя вошел в историю тем, что был экранизирован во многих странах мира, кроме СССР.

Даже знаменитые и заслуженные советские кинорежиссёры, которых любил не только народ, но и руководство страны, не всегда могли реализовать свои задумки.-2

Первая отечественная экранизация романа «Мастер и Маргарита» появилась в 1994 году, когда Советского Союза уже не было. Правда фильм Юрия Кары не сразу дошёл до зрителей из-за разногласия режиссёра с продюсерами. Но, тем не менее, он стал первой отечественной экранизацией этого знаменитого романа. В 2004 году свою киноверсию снял Владимир Бортко. А в этом году вышел ещё один российский фильм «Мастер и Маргарита» от режиссёра Михаила Локшина.

Сегодня трудно судить, что получилось бы у Эльдара Рязанова. Но учитывая, что советские худсоветы стояли на страже не только идейных интересов, но и художественной ценности картин, можно предположить, что у талантливого кинорежиссёра получился бы очень достойный фильм.

Уже в годы перестройки в одном из интервью Леонид Гайдай рассказал журналистам, что, оказывается, он много лет мечтал экранизировать роман Достоевского «Идиот». А впервые об этом задумался ещё до появления своих знаменитых комедий.

Даже знаменитые и заслуженные советские кинорежиссёры, которых любил не только народ, но и руководство страны, не всегда могли реализовать свои задумки.-3

Мечта снять такой фильм появилась у него в 1957 году, когда Гайдай проходил пробы (как актёр) на роль князя Мышкина в знаменитом фильме Ивана Пырьева. Леонид Иович рассказал, что прошёл в этом актёрском кастинге до финальных кинопроб, где разыграл несколько эпизодов с Юлией Борисовой.

К сожалению, эти киноматериалы не сохранились, а на роль Мышкина, как известно, был утверждён 29-летний Юрий Яковлев.

Правда, от самого Пырьева позже стало известно, что он с самого начала хотел снимать именно Яковлева. Поэтому пробы других исполнителей на эту роль проводились чисто формально. То есть у Гайдая всё равно не было шансов сыграть в этом фильме.

Но роман Достоевского не оставил Гайдая в покое. И тогда он решил снять свой фильм. Правда, Леонид Иович понимал, что после фильма Пырьева нужно было подождать не менее 5-10 лет, чтобы получить разрешение на ещё одну экранизацию этого романа. Поэтому свою мечту отложил до лучших времён.

Даже знаменитые и заслуженные советские кинорежиссёры, которых любил не только народ, но и руководство страны, не всегда могли реализовать свои задумки.-4

Ну а потом случилось то, что ныне известно всем: Леонид Гайдай стал одним из лучших режиссёров советской комедии и настоящим классиком этого жанра. И больше к той давней «драматической мечте» он уже не возвращался.

Пожалуй, самый удивительный и, к сожалению, нереализованный замысел в кино был у легендарного советского кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна. Создатель эпохального фильма «Броненосец «Потёмкин» решил снять ещё более грандиозный фильм. Он решил сделать, казалось бы, невозможное – экранизировать книгу «Капитал» Карла Маркса!

Даже знаменитые и заслуженные советские кинорежиссёры, которых любил не только народ, но и руководство страны, не всегда могли реализовать свои задумки.-5

Сегодня это кажется бредом, но в начале двадцатого века ещё не было привычных жанров в кино. Кинематограф был сплошным экспериментом. И такие творцы, как Эйзенштейн, пытались искать новые формы выражения своих замыслов и идей на экране.

Даже знаменитые и заслуженные советские кинорежиссёры, которых любил не только народ, но и руководство страны, не всегда могли реализовать свои задумки.-6

Желание снять такой фильм появилось у него в 1921 году, когда он только поступил на режиссёрские курсы Мейерхольда. Сергей Михайлович понимал, что киноэкран предоставляет режиссёру значительно больше возможностей, чем театральная сцена. Можно было уйти от традиционных жанров и снять фильм по принципу, например, «потока сознания», первооткрывателем которого был ирландский писатель и журналист Джеймс Джойс. Позже советский кинооператор Дзига Вертов смог первым использовать этот творческий принцип в кинематографе. Его работой в этом жанре стал знаменитый полнометражный немой фильм «Человек с киноаппаратом».

Эйзенштейн много работал над реализацией своего необычного замысла. Сохранились несколько рабочих тетрадей с его записями и черновиками общим объёмом более пятисот страниц!

Даже знаменитые и заслуженные советские кинорежиссёры, которых любил не только народ, но и руководство страны, не всегда могли реализовать свои задумки.-7

Цель была более чем амбициозная: с помощью немого кино, то есть только посредством последовательных киноэпизодов без титров, объяснить суть философского учения Карла Маркса любому неграмотному рабочему или крестьянину.

Коллеги режиссёра не сомневались, что Сергей Михайлович смог бы сделать такой фильм. Но вскоре в кино пришёл звук, который в корне изменил все подходы и, по сути, сделал кино полноправным приемником театральных жанров. Сергей Эйзенштейн с восторгом принял звуковое кино и увлёкся так называемым соцреализмом. А грандиозный замысел так и остался лишь замыслом.

Андрей Немчинов.

_______________________

_______________________

Если статья была интересной кликните 👍