У каждой женщины есть своя ведущая роль на протяжении всей истории ее жизни. Как психиатр я слышала сотни различных историй, и ясно понимаю, что в каждой из них имеют место мифические измерения. Некоторые женщины посещают психиатра, когда они деморализованы или не могут выполнять свои функции; другие - когда мудро ощущают, что находятся в тисках ситуации, которую необходимо понять и изменить. В любом случае, мне кажется, что женщины ищут помощи терапевта, чтобы научиться тому, как стать главными действующими лицами или героинями в истории своей собственной жизни. Чтобы осуществить это, женщинам необходимо осознавать тот выбор, которые будет формировать их жизнь. Точно так же как женщины могут не осознавать могущественного воздействия на них культурных стереотипов, они могут не осознавать и могущественных сил внутри них, влияющие и на то, что они делают, и на то, как они чувствуют.
Я ввожу в книге эти силы под видом греческих богинь.
По сути - это могущественные внутренние паттерны (архетипы), ответственные за главные различия среди женщин. Например, некоторым женщинам нужны моногамия, замужество или дети, чтобы ощущать себя реализованными, и они переживают горе и гнев, когда эта цель находится вне досягаемости. Для них лично значимы традиционные роли. Они заметно отличаются от другого типа женщин, которые больше всего ценят независимость, сосредоточенность на достижении важных для них целей, или еще одного типа, который ищет эмоциональную интенсивность и новые переживания и потому легко переходит от одной близкой связи или одного творческого усилия к другому. Еще один тип женщины стремится к одиночеству и находит, что ее духовный мир имеет для нее наибольшее значение. То, что является осуществлением для одного типа женщин, может быть бессмысленным для другого, в зависимости от того, какая «богиня» активна.
Кроме того, в конкретной женщине существуют многие «богини». Чем сложнее женщина, тем больше активных «богинь» внутри нее. И то, что становится осуществлением для одной ее части, может быть бессмысленным для другой.
Знание «богинь» обеспечивает женщину средствами понимания себя и своих взаимоотношений с мужчинами и женщинами, со своими родителями, возлюбленными и детьми.
Эти паттерны богинь также предлагают постижение сути того, что побуждает (даже понуждает), расстраивает или удовлетворяет одних женщин, а других — нет.
Знание «богинь» обеспечивает полезной информацией и представителей сильной половины человечества. Мужчины, желающие лучше понимать женщин, могут использовать паттерны богинь, чтобы понять, что существуют различные типы женщин и чего ожидать от них. Они также помогут мужчинам понять женщин сложных или кажущихся противоречивыми.
Терапевтам, работающим с женщинами, знание «богинь» обеспечивает понимание сути межличностных и внутренних конфликтов их пациенток. Паттерны богинь помогают согласовать разногласия внутри личности; они дают информацию о потенциальных психологических трудностях и психиатрических симптомах. И они же указывают пути, по которым может развиваться женщина, соответствующая определенной богине.
Эта книга предлагает новую психологическую перспективу для женщин, основанную на образах женщин, которые дают нам греческие богини, остающиеся живыми в человеческом воображении свыше трех тысяч лет. Эта психология женщин отличается от всех теорий, определяющих «нормальную» женщину как женщину, соответствующую одной «правильной» модели, личностному паттерну или психологической структуре. Это теория, основанная на наблюдении разнообразия нормальных вариантов среди женщин.
Многое из того, что я узнала о женщинах, было приобретено в профессиональной обстановке — в моем кабинете психиатра и юнгианского психоаналитика, в процессе обучения в Калифорнийском университете в качестве клинического профессора психиатрии, в работе наблюдателем-психоаналитиком в Институте К. Г. Юнга в Сан-Франциско. Но женская психология, которую я развиваю на этих страницах, исходит из более широкого, нежели только профессиональный, опыта.
Многое из того, что я знаю, выведено из сущности женщин, проявляемой в различных женских ролях - сущности дочери, жены, матери сына или дочери. Мои знания формировались также при разборе проблем подруг и в женских группах.
В этих ситуациях женщины зеркально отражают различные аспекты самих себя друг в друге — мы видим себя "отзеркаленными" в опыте или переживании другой женщины и начинаем осознавать либо некоторый частный аспект себя, либо то общее, что свойственно нам как женщинам.
Мои знания психологии женщины развились также из опыта жизни женщины в эту историческую эпоху. В 1963 году я начала работу в психиатрии. В этом же году два события способствовали возникновению женского движения семидесятых годов. Первое — публикация книги «Женская мистика», открывшая пустоту и неудовлетворенность поколения женщин, которые жили для других и благодаря другим. В ней Бетти Фридан описала источник этого печального состояния как проблему идентичности, суть которой состоит в остановке развития или уклонения от него. Она утверждала, что эта проблема порождена нашей культурой, не позволяющей женщинам принимать и удовлетворять свою основную по требность в развитии и осуществлении своих потенциальных возможностей как человеческим существам. Ее книга представляла идеи, время которых уже наступило, идеи, которые привели к извержению подавленного гнева, рождению женского освободительного движения и, позднее, к созданию Национальной организации женщин.
В том же 1963 году Комиссия президента Джона Кеннеди по определению статуса женщин опубликовала отчет, документально подтверждающий неравноправие в экономической системе в Соединенных Штатах. Женщинам не платили столько же, сколько мужчинам, за выполнение одной и той же работы; женщинам отказывали в предоставлении равных возможностей по работе и продвижении по службе. Эта кри-чащая несправедливость была еще одним свидетельством того, насколько роль женщин была обесценена и ограничена.
Таким образом, я вошла в область психиатрии в то время, когда Соединенные Штаты стояли на пороге женского движения. Мое сознание пробудилось в семидесятых годах. Я стала осознавать неравноправие и дискриминацию женщин и поняла, что культурные нормы, определяемые мужчинами, поощряют или наказывают женщин в зависимости от строгого соблюдения или отвержения стереотипных ролей. В результате я присоединилась к группе коллег-феминисток в северном Калифорнийском психиатрическом обществе и Американской психиатрической ассоциации.
Выдержка из книги психиатра Джин Шиноды Болен «Богини в каждой женщине».