983 подписчика

Елагин остров вновь принимал художников декоративно-прикладного искусства

Коротко по поводу выставки «Стекло и керамика + металл и текстиль в пейзаже»

Текст: Галина Мумрикова

Если в 2005 на Елагином начали собираться стекольщики, то потом к ним присоединились керамисты, а в последние года те, кто работает с металлом и текстилем. И все прекрасно уживаются друг с другом. Конечно, само пространство располагает к единению, пониманию, узнаванию, открытиям, и потому июньские выставки служителей ДПИ – всегда праздник. В окружении природы рядом с водой, среди деревьев, прямо на траве – здесь всё как будто само собой дышит новизной и в помещении будет смотреться совсем по-иному. Нет здесь и никакого ранжирования по возрасту и званиям – тут все равны и дружны. Конечно, питерских художников было явно больше, да это и понятно – они здесь хозяева, остальные – гости, но никакой конкуренции не наблюдалось.

По сравнению с выставкой двухлетней давности, на которой я сама была впервые, стало заметно меньше просто кошечек и зайчиков, а также просто панно, пусть тематических. Работы стали более философскими, их изобразительный ряд как будто поумнел и повзрослел, хотя и не утратил где юмора, где актуальности, где иронии. И стекольщики, и керамисты, и «металлисты» – практически все реально попытались войти в контакт с зеленым ландшафтом, то устанавливая свои артефакты на пьедестал, то, напротив, (как бы между прочим) укладывая их на траву. Информацию, явную и зашифрованную, обрабатывали сами зрители, в которых не было недостатка.

Долженкова Ольга. Дом надежд. Санкт-Петербург
Долженкова Ольга. Дом надежд. Санкт-Петербург

«Дом надежд» преподавателя кафедры художественной керамики и стекла из Академии Штиглица Ольги Долженковой, наполнен самыми разными персонажами, и обходить этот дом надо внимательно и со всех сторон, чтобы поздороваться с каждым его обитателем и понять его сущность.

Васильев Игорь. Башня. Санкт-Петербург
Васильев Игорь. Башня. Санкт-Петербург
Криволапов Андрей. Скачи, мой ослик! Хрусталь, цветное стекло. Москва
Криволапов Андрей. Скачи, мой ослик! Хрусталь, цветное стекло. Москва

Другое дело – башня Игоря Васильева, почти Вавилонская, только прорезавшаяся в XXI век, как некое противопоставление безликим башням современных мегаполисов. Работы потрясающего мастера по стеклу Андрея Криволапова я, по счастью, видела три года назад, попав на его персональную выставку, которая проходила в Московской консерватории. И здесь замечательная работа Андрея – «Скачи, мой ослик, скачи!».

Ширинская Альфия. Штрих-пунктир. Москва
Ширинская Альфия. Штрих-пунктир. Москва
Манукян Овик. Мыльные пузыри. Москва
Манукян Овик. Мыльные пузыри. Москва
Коровина Настя. Лев. Москва
Коровина Настя. Лев. Москва
Коровина Настя. Ловец снов. Москва
Коровина Настя. Ловец снов. Москва

Не вызывает сомнения мастерство стеклодувов Альфии Ширинской и Овика Манукяна. Но еще больше мне понравились «Лев» и «Ловец снов» Насти Коровиной. Они как будто шагнули из забытой книжной сказки детства сюда, на траву, и, продефилировав по тропинкам, снова уйдут в свой безобидный и безграничный мир грёз.

Гилёв Александр. Уцелевший. Санкт-Петербург
Гилёв Александр. Уцелевший. Санкт-Петербург

Весьма любопытен арт-объект Александра Гилёва. «Уцелевший». Такой вот кирпич с клеймом питерского купца Д.И. Тырлова-Жданкова. Такой вот чудом сохранившийся, отсылающий нас совсем к другим и довольно грустным мыслям : а сколько же не сохранилось, сколько не уцелело памятников, зданий, усадеб…

Лебедев А (металл) Белая Н. (стекло) Сосны. Петрозаводск (Карелия)
Лебедев А (металл) Белая Н. (стекло) Сосны. Петрозаводск (Карелия)
Клешнин Павел. Вишня. Санкт-Петербург
Клешнин Павел. Вишня. Санкт-Петербург

Еще один питерский художник Павел Клешнин работает и с графикой, и со скульптурой из металла. Его «Вишня» – не просто вишня из металла: она настолько элегантна и эстетична, что вольётся в любое пространство.

Александрова О. Жираф. Санкт-Петербург
Александрова О. Жираф. Санкт-Петербург
Косакин А. Скат. Санкт-Петербург
Косакин А. Скат. Санкт-Петербург
Марчик Анастасия. Жаб Жак. Санкт-Петербург
Марчик Анастасия. Жаб Жак. Санкт-Петербург

Выпускница кафедры декоративно-прикладного искусства СПБГУ керамист Анастасия Марчик очень много занимается с детьми, работает и в изостудии «Волшебные краски», и в студии керамики « Путь». Ее Жаб Жак – хитрый и прожорливый тип, слегка ироничный, крикливо разодетый и ничего, кроме доброй улыбки, не вызывает.

Токарева Екатерина. Рыба-ночь. Санкт-Петербург
Токарева Екатерина. Рыба-ночь. Санкт-Петербург
Виглина Вера. Без названия. Санкт-Петербург
Виглина Вера. Без названия. Санкт-Петербург
Павлова Нина. Пьяная аллея. Санкт-Петербург
Павлова Нина. Пьяная аллея. Санкт-Петербург

Они все разные, эти художники, они по-разному работают и занимают свои собственные ниши в творчестве. Так, Екатерина Токарева и Вера Виглина – выпускницы «Мухи». Екатерина тяготеет к керамике, а Вера реально увлеклась крупными формами и нередко работает с разными материалами, создавая скульптуры для парков и садов. С техникой японского обжига «раку» дружит Нина Павлова, показавшая типичную троицу – «Пьяную аллею» – она вообще очень любит экспериментировать.

Шимбарецкая Надежда. Бумажные коты. Санкт-Петербург
Шимбарецкая Надежда. Бумажные коты. Санкт-Петербург

Преподаватель Российского Колледжа Культуры и Искусств Санкт-Петербурга Надежда Шимбарецкая на своем сайте в графе «Профессиональные интересы» написала: глину мять, а в графе «Увлечения» – творить и вытворять. Ее «Бумажные коты» и впрямь кажутся сделанными из обычной белой бумаги – такая в них хрупкость, детскость.

Власова Г. Структура развития. Санкт-Петербург
Власова Г. Структура развития. Санкт-Петербург
Честнейшина Н. Карелия. Санкт-Петербург
Честнейшина Н. Карелия. Санкт-Петербург
Гордин Александр. Ушли в сад
Гордин Александр. Ушли в сад
Кузнецоа Елена. Пилигримы. Санкт-Петербург
Кузнецоа Елена. Пилигримы. Санкт-Петербург

Какая необычная работа в у Александра Гордина! Был он и инженером, и ювелиром, а потом его стихией стали металл и стекло. «Ушли в сад». «Перепевание» Рублёвской «Троицы»? Не выдержали своего жития здесь, на Земле, и ушли, оставив лишь контур веры, в свои сады – райские ли, какие-то другие. А работа Елены Кузнецовой «Пилигримы» даже малость перенасыщена знаковой символикой.

Данилюк Я. Пустота. Санкт-Петербург
Данилюк Я. Пустота. Санкт-Петербург
Дубская Е. Вороны в облаках. Санкт-Петербург
Дубская Е. Вороны в облаках. Санкт-Петербург
Иванова Елена. Купальный сезон открыт. Санкт-Петербург
Иванова Елена. Купальный сезон открыт. Санкт-Петербург
Колпакова Мария. Ушла купаться, Санкт-Петербург
Колпакова Мария. Ушла купаться, Санкт-Петербург

В следующем году будет праздновать своеобразный юбилей питерский художник стекла Елена Иванова – она участвует в выставке на Елагином с 2005 года. На этот раз она открыла купальный сезон. Ей вторит Мария Колпакова, которая просто ушла купаться, оставив всё на траве.

Орешкина М. Разговор. Санкт-Петербург
Орешкина М. Разговор. Санкт-Петербург
Мирошниченко А., Ковалевский Г. Веник. Москва
Мирошниченко А., Ковалевский Г. Веник. Москва

Как вам «Веник» Мирошниченко и Ковалевского? Вот просто прислонили к дереву – и всё.

Соринский Сергей. Кукушкин дом. Санкт-Петербург
Соринский Сергей. Кукушкин дом. Санкт-Петербург

«Кукушкин дом» художника Сергея Соринского привлекает своей законченностью и отсутствием лишних деталей. Автор, кстати, окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище еще в 1983 году, а потом академию Штиглица. Его работы хранятся и в Эрмитаже, и в разных частных собраниях многих стран мира.

Филиппова Анна. Агиасма. Хотьково, Московская обл.
Филиппова Анна. Агиасма. Хотьково, Московская обл.
Базлова Екатерина. Изразцовый камень. Хотьково, Московская обл.
Базлова Екатерина. Изразцовый камень. Хотьково, Московская обл.
Стромоногова Анастасия. Набойки. Хотьково, Московская обл.
Стромоногова Анастасия. Набойки. Хотьково, Московская обл.
Канатникова Ирина. Мой город. Хотьково, Московская обл.
Канатникова Ирина. Мой город. Хотьково, Московская обл.
Должжина Валерия. Верные друзья. Хотьково, Московская обл;
Должжина Валерия. Верные друзья. Хотьково, Московская обл;

Ну, а Хотьковские керамисты – среда совершенно особая. «Агиасма» (святая вода) Анны Филипповой отсылает зрителя к традиции евангельской истории о крещении. Это с одной стороны, а с другой ее удивительное по цветовой гамме блюдо всего лишь символ, мощный и прозрачный одновременно – столько в нем страсти. И как оно при этом органично смотрится на траве, не правда ли? Органичны и изразцы Екатерины Базловой. В композиции Ирины Канатниковой чувствуется дыхание и ритм старого Хотькова.

Впрочем, стекло, керамика, металл, текстиль давно уже вышли за рамки своего прикладного предназначения, и художники ДПИ всё чаще творят на стыке жанров, придумывая необычные темы, циклы, серии, вписываясь в самые разнообразные ландшафты, работая с новыми материалами или философски перерабатывая устаревшее видение старого. Они – все время в поиске, их perpetuum mobile крутится на всю катушку. И это здорово!

Фото Анастасии Коровиной

#искусство#декоративно-прикладное искусство#выставки#стекло и керамика+металл и текстиль в пейзаже#