Коротко по поводу выставки «Стекло и керамика + металл и текстиль в пейзаже»
Текст: Галина Мумрикова
Если в 2005 на Елагином начали собираться стекольщики, то потом к ним присоединились керамисты, а в последние года те, кто работает с металлом и текстилем. И все прекрасно уживаются друг с другом. Конечно, само пространство располагает к единению, пониманию, узнаванию, открытиям, и потому июньские выставки служителей ДПИ – всегда праздник. В окружении природы рядом с водой, среди деревьев, прямо на траве – здесь всё как будто само собой дышит новизной и в помещении будет смотреться совсем по-иному. Нет здесь и никакого ранжирования по возрасту и званиям – тут все равны и дружны. Конечно, питерских художников было явно больше, да это и понятно – они здесь хозяева, остальные – гости, но никакой конкуренции не наблюдалось.
По сравнению с выставкой двухлетней давности, на которой я сама была впервые, стало заметно меньше просто кошечек и зайчиков, а также просто панно, пусть тематических. Работы стали более философскими, их изобразительный ряд как будто поумнел и повзрослел, хотя и не утратил где юмора, где актуальности, где иронии. И стекольщики, и керамисты, и «металлисты» – практически все реально попытались войти в контакт с зеленым ландшафтом, то устанавливая свои артефакты на пьедестал, то, напротив, (как бы между прочим) укладывая их на траву. Информацию, явную и зашифрованную, обрабатывали сами зрители, в которых не было недостатка.
«Дом надежд» преподавателя кафедры художественной керамики и стекла из Академии Штиглица Ольги Долженковой, наполнен самыми разными персонажами, и обходить этот дом надо внимательно и со всех сторон, чтобы поздороваться с каждым его обитателем и понять его сущность.
Другое дело – башня Игоря Васильева, почти Вавилонская, только прорезавшаяся в XXI век, как некое противопоставление безликим башням современных мегаполисов. Работы потрясающего мастера по стеклу Андрея Криволапова я, по счастью, видела три года назад, попав на его персональную выставку, которая проходила в Московской консерватории. И здесь замечательная работа Андрея – «Скачи, мой ослик, скачи!».
Не вызывает сомнения мастерство стеклодувов Альфии Ширинской и Овика Манукяна. Но еще больше мне понравились «Лев» и «Ловец снов» Насти Коровиной. Они как будто шагнули из забытой книжной сказки детства сюда, на траву, и, продефилировав по тропинкам, снова уйдут в свой безобидный и безграничный мир грёз.
Весьма любопытен арт-объект Александра Гилёва. «Уцелевший». Такой вот кирпич с клеймом питерского купца Д.И. Тырлова-Жданкова. Такой вот чудом сохранившийся, отсылающий нас совсем к другим и довольно грустным мыслям : а сколько же не сохранилось, сколько не уцелело памятников, зданий, усадеб…
Еще один питерский художник Павел Клешнин работает и с графикой, и со скульптурой из металла. Его «Вишня» – не просто вишня из металла: она настолько элегантна и эстетична, что вольётся в любое пространство.
Выпускница кафедры декоративно-прикладного искусства СПБГУ керамист Анастасия Марчик очень много занимается с детьми, работает и в изостудии «Волшебные краски», и в студии керамики « Путь». Ее Жаб Жак – хитрый и прожорливый тип, слегка ироничный, крикливо разодетый и ничего, кроме доброй улыбки, не вызывает.
Они все разные, эти художники, они по-разному работают и занимают свои собственные ниши в творчестве. Так, Екатерина Токарева и Вера Виглина – выпускницы «Мухи». Екатерина тяготеет к керамике, а Вера реально увлеклась крупными формами и нередко работает с разными материалами, создавая скульптуры для парков и садов. С техникой японского обжига «раку» дружит Нина Павлова, показавшая типичную троицу – «Пьяную аллею» – она вообще очень любит экспериментировать.
Преподаватель Российского Колледжа Культуры и Искусств Санкт-Петербурга Надежда Шимбарецкая на своем сайте в графе «Профессиональные интересы» написала: глину мять, а в графе «Увлечения» – творить и вытворять. Ее «Бумажные коты» и впрямь кажутся сделанными из обычной белой бумаги – такая в них хрупкость, детскость.
Какая необычная работа в у Александра Гордина! Был он и инженером, и ювелиром, а потом его стихией стали металл и стекло. «Ушли в сад». «Перепевание» Рублёвской «Троицы»? Не выдержали своего жития здесь, на Земле, и ушли, оставив лишь контур веры, в свои сады – райские ли, какие-то другие. А работа Елены Кузнецовой «Пилигримы» даже малость перенасыщена знаковой символикой.
В следующем году будет праздновать своеобразный юбилей питерский художник стекла Елена Иванова – она участвует в выставке на Елагином с 2005 года. На этот раз она открыла купальный сезон. Ей вторит Мария Колпакова, которая просто ушла купаться, оставив всё на траве.
Как вам «Веник» Мирошниченко и Ковалевского? Вот просто прислонили к дереву – и всё.
«Кукушкин дом» художника Сергея Соринского привлекает своей законченностью и отсутствием лишних деталей. Автор, кстати, окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище еще в 1983 году, а потом академию Штиглица. Его работы хранятся и в Эрмитаже, и в разных частных собраниях многих стран мира.
Ну, а Хотьковские керамисты – среда совершенно особая. «Агиасма» (святая вода) Анны Филипповой отсылает зрителя к традиции евангельской истории о крещении. Это с одной стороны, а с другой ее удивительное по цветовой гамме блюдо всего лишь символ, мощный и прозрачный одновременно – столько в нем страсти. И как оно при этом органично смотрится на траве, не правда ли? Органичны и изразцы Екатерины Базловой. В композиции Ирины Канатниковой чувствуется дыхание и ритм старого Хотькова.
Впрочем, стекло, керамика, металл, текстиль давно уже вышли за рамки своего прикладного предназначения, и художники ДПИ всё чаще творят на стыке жанров, придумывая необычные темы, циклы, серии, вписываясь в самые разнообразные ландшафты, работая с новыми материалами или философски перерабатывая устаревшее видение старого. Они – все время в поиске, их perpetuum mobile крутится на всю катушку. И это здорово!
Фото Анастасии Коровиной
#искусство#декоративно-прикладное искусство#выставки#стекло и керамика+металл и текстиль в пейзаже#