Едва ли получится уложить в одну статью вопрос о том, чем на самом деле были пресловутые расстрельные тройки — то есть Тройки НКВД по приказу 00447 и Особые Тройки по приказу 00485 - надеюсь напишется статья с названием «О расстрельных Тройках НКВД» и под номером два и под номером три…
Цель этой серии статей проста — показать, что Троек НКВД, занимавшихся бессудными казнями за вымышленные политические преступления, никогда не существовало.
Основу понимания этого вопроса заложил П.Г. Балаев, доказавший в книге «Миф о Большом Терроре», что в качестве доказательств существования «расстрельных Троек НКВД» нам показывают документальные следы деятельности т. н. милицейских Троек или Троек ОРКМ, занимавшихся мелкими уголовниками и приговаривавших к никак не к расстрелу, а лишь максимум к 5 годам заключения.
Цель конкретно данной статьи по сути рекламная — я хочу познакомить читателей со статьёй доктора исторических наук, профессора Виктора Николаевича Разгона и кандидата исторических наук Натальи Валерьевны Куденко «Приговорная деятельность тройки при УНКВД и милицейской тройки в Алтайском крае в 1937–1938 гг.: сравнительный анализ» [1].
Статья опубликована в 2017 году в журнале из перечня ВАК «Известия Алтайского государственного университета» и по этой причине (а также вследствие квалификации авторов) вполне может относиться к официальной исторической науке.
И статья эта очень хорошо иллюстрирует, как бы помягче выразиться, плюрализм в пределах одной головы, возникающий в голове каждого профессионального историка, касающегося темы репрессий.
Сразу хочу отметить, что я считаю Виктора Николаевича и Наталью Валерьевну честными учеными, не побоявшимися опубликовать найденные ими данные как есть. А то, что найденные ими данные ломают всю картину Большого Террора и противоречат другим данным — то не вина, а беда авторов.
Но сначала начнём с тех самых других данных. Итак, как видел Большой Террор на Алтае В. Н. Разгон: «Согласно сведениям, содержащимся в базе данных «Учет граждан, осужденных по политическим мотивам (ст. 58 УК)» (ГААК), на 13 ноября уже было арестовано 50 чел, арестовано с 14 по 18 ноября – 120, и до конца ноября – еще 78, в декабре – 30 чел. Согласно протоколам заседаний тройки УНКВД по Алтайскому краю, в Солтонском районе в 1937 г. было осуждено всего 278 чел» [2, стр. 236].
Это, подчеркну, только часть Алтайского края, только лишь Солтонский район — запомним цифру 278 человек, репрессированных за политику только в 1937 году и только в одном районе — она нам ещё пригодится.
И кроме того согласно Разгону по всему Алтайскому краю к 1 марта 1938 года тройкой по приказу 00447 одних только кулаков было осуждено 6251 [2, стр. 104] – и эту цифру запомним.
А вот как видела Большой Террор на Алтае Н.В. Куденко: « По данным, приводимым
А.Г. Тепляковым и А.И. Савиным, на 25 ноября 1937 г. в Алтайском крае по приказу № 00447 было арестовано 15 365 чел., в т. ч. по делу РОВСа – 3 337 (21,7%), «кулаков» – 10 766 (70,1%) и уголовников – 1 262 (8,2%).
По данным «сводки № 33 гУГБ НКВД СССР о количестве арестованных и осужденных на основании оперприказа НКВД СССР № 00447 от 30 июля 1937 г.», датированной «не ранее 1 марта 1938 г.», в Алтайском крае было осуждено 1432 уголовника, что составило 11,8% от общего числа осужденных» [2, стр. 208].
Но здесь Виктор Николаевич и Наталья Валерьевна цитируют других авторов, а вот что они сами накопали: «Общее количество лиц, дела которых рассматривались на заседаниях милицейской тройки Алтайского края в период с 10 ноября 1937 г. (первое заседание) по 17 ноября 1938 г. (последнее заседание), составило 6942 чел.
Тройкой при УНКВД по Алтайскому краю (до 30 октября 1937 г. — тройкой при УНКВД по Западно-Сибирскому краю) в 1937 г. были осуждены 862 чел. (протоколы за 1938 г. не сохранились)»[1, с. 77].
На всякий случай, чтобы разговоров не было: Тройка при УНКВД по Алтайскому краю — это не милицейская тройка, которая бомжей ссылает, эта самая что ни на есть расстрельная the Troyka по приказу 00447 (а может даже 00485), которая вполне себе расстреливает за политику [3].
Итак, Тройка при УНКВД по Алтайскому краю к 1 января 1938 года приговорила 862 человека, из них одних только кулаков 6251 (ладно, это не к первому января, а к первому марта, но цифра всё равно явно невпихуемая в 862 приговора).
Как мы знаем, на 25 ноября 1937 г. в Алтайском крае только по приказу № 00447 было арестовано 15 365 чел. - а были и другие приказы и 1937 год кончился не 25 ноября. Даже если предположить, что половину арестованных отпустили с извинениями и приговорили лишь другую половину — как это связать с 862 приговорами?
А теперь давайте посмотрим, за какие именно преступления согласно Разгону и Куденко карала Тройка при УНКВД по Алтайскому краю (рис. 1).
Ну и как вам нравится эта тройка НКВД? Даже если предположить, что неизвестные «прочие преступления» это сплошь 58 статья, то их всего лишь 10,7%, то есть 92 человека, а никак не велии тыщи. И доля уголовников, репрессированных по приказу 00447, составляет максимум 89,3%, а никак не 11,8%, как говорилось в сводке№ 33 ГУГБ НКВД СССР.
Если же не заниматься домыслами и чтением между строк, то вся политическая преступность в таблице ограничивается только строкой «антиколхозная агитация» - 1,3% дел. И уголовники среди клиентов Тройки при УНКВД — не просто абсолютное большинство, а практически все, т. е. 98,7%
Понятно, что авторы не делают вывод о том, что их данные, мягко говоря, делают гипотезу Большого Террора не полностью фундированной - выполнение работы по гранту РГНФ в рамках проекта «Большой террор в ракурсе микроисторического исследования» подобным выводам не способствует.
Позиция авторов представляется некоторой промежуточной между консенсусной точкой зрения на Тройки НКВД (считающей их реально существовавшим локомотивом реально бывшего Большого Террора) и альтернативной точкой зрения (считающей Тройки НКВД милицейскими тройками, а Большой Террор — фейком).
Существовали ли по Разгону и Куденко тройки при УНКВД, отличающиеся от милицейских троек? Да.
Выносили ли по Разгону и Куденко тройки при УНКВД смертные приговоры? Да и много — от 38,3 до 43,2%.
Занимались ли по Разгону и Куденко тройки при УНКВД политической преступностью, а не уголовной? Да, но в отличие от официальной версии истории — крайне редко (1,3% - антиколхозная агитация).
Репрессировали ли по Разгону и Куденко тройки при УНКВД Алтайского края более десяти тысяч человек по политическим статьям? Категорически нет ни по политическим, ни по уголовным статьям; консенсусная цифра репрессированных завышена более чем на порядок.
Эти выводы авторы не сделали, но надо отдать должное Виктору Николаевичу и Наталье Валерьевне: они раскопали и опубликовали сведения, которые говорят сами за себя безо всяких выводов.
Я же, поскольку никакими грантами не связан, вывод сделаю и он будет весьма прост: рассмотренная статья показывает, что одни архивные данные опровергают другие архивные данные и такое возможно только в одном-единственном случае - если часть данных фальсифицирована.
Выходов из этого архивного тупика всего два: или физико-химическая экспертиза подлинности архивных документов или отказ от рассмотрения архивных документов вообще. Будем считать, что противоречащие друг другу документы взаимно аннигилировали и исследование темы Большого Террора следует вести на основе неархивных источников (воспоминания очевидцев, раскопки и пр.)
Источники:
2. https://vk.com/wall-176345677_103
3. https://midgard-msk.livejournal.com/3555.html