Дорогой кинозритель! Я, как и многие, не мог пропустить новый сериал отличного режиссёра Жоры Крыжовникова (Андрея Николаевича Першина). Очень уважаю его за короткометражки "Нечаянно" и "Проклятье" а также за сериал "Звоните Ди Каприо". Кто не видел, посмотрите, всем рекомендую. На сериал, кстати, позже сделаю рецензию, если вам будет интересно. Но сегодня у нас "Слово Пацана".
Новый проект Крыжовникова создавался долго и кропотливо, особо не афишировался. Было известно, что в главных ролях будут молодые и неизвестные актёры, а на втором плане большие звёзды, в том числе Иван Янковский. Было известно про скандал в связи с производством сериала - Казань запретила снимать сериал у себя. В общем, медленно но верно мой интерес к проекту нарастал.
Затем произошёл большой БУМ. Сами помните, сколько было шумихи, мемов, малолетних косплееров, новый виток моды на поздний СССР, затем еще и чипсы и сухарики "Слово Пацана" стали выпускать. До сих пор в магазине их вижу. Помните, сколько было разговоров о запрете, огромный рейтинг, награды, признание, волна славы пришла почти ко всем причастным актёрам. Но вот сейчас, когда шум наконец утих, можно спокойно посмотреть сериал и понять - он далеко не так хорош, как о нём говорят.
Не будем сейчас касаться моральных вопросов. Понятно, что сериал - это не романтизация, и каждый там получает то, что заслужил. Концовка сериала зеркально отражает начало - хороший стал плохим, а плохой хорошим, и всё "пацанское" братство в итоге разваливается. Здесь всё понятно. Также многие зрители оценили насколько детально передано время, в каждой мелочи чувствуется дух эпохи позднего СССР - империи на грани развала.
Но главный вопрос - качество сериала, он просто не очень хорошо сделан. Я смог досмотреть только до третьей серии. Дальше пользовался обзорами Гоблина, и здесь дважды я буду ссылаться на его наблюдения.
Можете ругать меня в комментариях, бросать помидоры, но позвольте мне объяснить, почему же всё-таки смотреть это было невозможно.
СЮЖЕТ И ПЕРСОНАЖИ
В сериале большие проблемы со сценарием. Чего точно не ждёшь от Крыжовникова и от этого сериала, который поставлен по книге. Вот перед нами главный герой, Андрей "Пальто", который вступает в группировку. ПОЧЕМУ ОН ЭТО ДЕЛАЕТ?
Андрея нам показывают в условном вакууме: у него нет друзей ни в школе, ни в музыкалке, ни во дворе дома. У него есть мать и сестра. Ну и пухлый товарищ Искандер, но про него позже. Это всё - человек ни с кем не дружит, не общается. Зато встречает утырка-Маратика и почему-то у них завязывается дружба (показывают нам это через музыкальную нарезку).
Хотя, кажется, у Андрея должен быть немного другой круг общения и интересы. Андрей из тепличной среды, музыкант, отличник-пионер, воспитанный мамой. И такой парень просто начинает дружить с гопотой?
Затем монтажная склейка, и в новой сцене Андрей и Маратик уже враги. Второй не хочет дружить с первым и даже не пускает его к себе на порог - ВНЕЗАПНО. Сцену назад они были друзьями, вместе пришли в музыкалку, увидели Айгуль. Что случилось-то? Нам не объяснят. (возможно тут вырезана сцена, где Андрей и Марат как-то ссорятся из-за Айгуль, а затем Андрей из благородства как бы "уступает" девочку Марату и в знак примирения приносит её номер телефона)
И вот возникает сюжетная дыра, в которую проваливается главная мотивация Андрея - почему он идёт в группировку?
Волшебный монтаж: раз - и он уже вступает. Без причин и сомнений. Хотя с учётом его воспитания у него должны быть муки совести, тяжелый выбор.
Как бы он перешёл в эту группировку? Возможно из-за того что мать заболела бы, и ей понадобились деньги. Или из-за очень сильной любви например, или чтобы выручить друга. Явно должна быть более сильная причина, чем пара школьников, отобравших у Андрея мелочь. Но помогает волшебная монтажная склейка – раз, и персонажи меняются. И в общем, сопереживать не хочется. Просто неинтересно.
Другой пример, персонаж Ивана Янковского - Вова "Адидас".
Во-первых, как это Янковский сыграл десантника-дембеля, афганца ещё и мастера спорта по боксу? Абсолютное непопадание в образ: неумение держать себя по-дембельски, никакой военной выправки, не-десантная худоба, цыплячья шея, полное отсутствие подготовки к роли. А с боксом всё ещё хуже: в нарезках видно, насколько коряво бьёт Вова. Причём, это можно было как раз вырезать на монтаже. Все эти размашистые и непонятно откуда летящие удары, плохие ватные ноги. И этот "чемпион" дерётся явно с тяжеловесом. Шансов нет, и Вова падает в нокдаун. Но заявлен он как боксёр, при этом дерётся хуже Андрея.
Любой зритель заметит, насколько искусственно смотрится в этой роли Янковский. Не в обиду актёру, сам по себе он прекрасен и талантлив. Просто видимо было ооооочень мало времени на подготовку. Или роль не его. Но давайте перейдём всё же к персонажу.
Все поступки Вовы "Адидаса" предельно странные. Он по сюжету очевидно является таким катализатором конфликтов: всё делает не так.
Допустим, за два года службы, он совершенно потерял представление о том, чем живёт улица, как устроены группировки. Вова мстит за Ералаша, пацаны его поддерживают. Окей, здесь понятно. Хотя это опрометчивый шаг: начать войну с бандой разъездовских, когда нет достаточных доказательств. Затем оказывается, что зря их побили. Потом хадишевские - и тоже непонятно, как и что доказать. Но к этому меньше всего претензий.
Здесь обращаюсь к обзору Гоблина и узнаю, что дальше "Адидас" выглядит просто идиотом: отжимает видак и открывает видеосалон. Не интересуясь, чей это был видак, кто крышует мужика, что за это может быть ЕГО пацанам - за которых он так горой стоит. По крайней мере можно было обдумать такой захват бизнеса: огранизовать охрану, вооружить пацанов. Но Вова просто подставляет своих малолеток под удар по своей гениальности.
И дальше хуже. Вова соглашается на встречу с Жёлтым - ГДЕ? На его территории, в тёмной, незнакомой местности, где за каждым углом могут сидеть люди Жёлтого. Что ж, так и происходит.
А ВОВА ГОВОРИТ, ЧТО СЛУЖИЛ В РАЗВЕДКЕ. С таким уровнем разведки Вова с братом и Зимой ожидаемо попадают в ловушку.
Вова извиняется. А затем приходит мстить и спасать Айгуль - которая из-за него же и оказалась изнасилована. Из-за того, что Вова решил открыть салон с не зная у кого украденным видаком.
Но идиотия сюжета и Вовы продолжается. Погрузив свою группировку малолеток в полную жесть, Вова их по сути бросает, оставляет место лидера. Пришёл, всё испортил и ушёл - и как я понял из описания, уйти Вове не удалось.
В общем, смотреть на беспросветную гениальность Вовы, на условность Андрея, на мерзких но удачно подобранных Марата, Кощея и остальных группировщиков - не самое интересное занятие. Да простят меня дорогие кинозрители и все фанаты сериала.
МИР СЕРИАЛА
Повторюсь, дух времени воссоздан просто магически - до мельчайших деталей. Но сериал аномально жесток и примитивен. Герои постоянно дерутся и вымогают деньги, толкают пафосные речи про чушпанов и пацанов, а условно «хорошие» персонажи неадекватны, слабы, глупы и в общем картонные, как бы оттеняют живых и настоящих подростков.
В этом вакуумном мирке полиция тупее школьников, все жители абсолютно аморфная безликая масса, школьники-хулиганы НЕПОБЕДИМЫ, а отличники-музыканты резко вступают в группировки. А потом виновато стоят перед родителями и что-то врут.
Дырявая "пацанская" философия в том, чтобы отжать у более слабого (у женщины, у пенсионера, у ребёнка) деньги или одежду и поделить это с друзьями-урками. Ну и кого-то обязательно побить за раЁн.
Миру мамкиных гопников противопоставлен мир одноклеточных взрослых: каждый из них либо слаб, либо глуп, либо на грани сумасшествия.
Пример: мама Андрея, которая в первых сериях вполне адекватно реагирует на непонятно как полученные сыном деньги. Просит вернуть обратно. Всё время осторожничает. Вырастила Андрея и растит младшего ребёнка в условиях нищеты. НО ВНЕЗАПНО решает сыграть в напёрстки на всю зарплату. Вопрос: она жила вот в этом полукриминальном мире и ни разу не слышала про уличных мошенников? И второй вопрос: она готова рискнуть всеми сбережениями, хотя дома двое несовершеннолетних детей? Тогда как она их всё это время растила, если она такая наивная или азартная?Осторожность, с которой она относится к деньгам в начале не сочетается со сценой с напёрстками. Ни автора сценария, ни режиссёра это не парило. Явно эта линия с сумасшествием была придумана сценаристом уже позднее, в процессе написания остальных серий, в первой мама - адекват. А потом притянутое за уши сумасшествие.
Второй пример: отец Марата. Персонаж Сергея Бурунова сразу нам заявлен очень ярко. Впервые мы видим отца, когда тот, бухой, с пьяной отрыжкой, спрашивает Марата: "ты что, уркой стать решил?" И это попытка поговорить с ребёнком? Отец чуть ли не блюёт от количества выпитого.
По-другому отца показывать было нельзя: у зрителей должно было сложиться первое впечталение, что отец - бухающий, ничего не понимающий истерик. Причём и с женой он совершенно не в ладах. Если он - за, то жена - против. И в такой атмосфере двойных стандартов растёт Марат. Это всё к тому, что от взрослых в этом сериале детям совсем взять нечего. Другое дело ПАЦАНЫ.
МОНТАЖ
Очень странный монтаж. И я не про бесконечные склейки внутри сцен, от чего весь сериал становится дёрганным. Я про то, что создатели сериала повырезали из каждой серии важные куски, которые бы объясняли нам мотивацию персонажей, сюжетные линии и прочее. Про склейку между дружбой и враждой главных героев в первой серии я уже сказал.
И ещё добавлю про толстого мальчика Искандера. В начале первой серии Искандер боится Марата и отдаёт ему деньги. Андрей заступается за Искандера, тот благодарит его.
Буквально в следующей сцене толстый уже авторитет, рядом с ним две шестёрки. И более того, Искандер прессует Андрея и вымогает деньги у человека, которого сцену назад благодарил. Как-то всё резко, нет?
Ещё одна деталь. Почти каждые 5 минут сцены перебиваются музыкой и клиповой нарезкой. Чтоб мы вообще не думали, о чём только что персонажи говорили. Просто слушай хорошую музыку, смотри яркую нарезку. Зритель же тупой, через минуту перестанет задавать вопросы и обращать внимание на сюжетные дыры.
АКТЁРЫ
Про Янковского уже сказал. Также очень смущает Анастасия Красовская, которая играет молодую сотрудницу миллиции. Её текст постоянно режет ухо искуственностью. Не знаю, в чём тут дело, но либо текст должен быть другим, либо само его произношение.
Персонаж Юлии Александровой похож на других её персонажей, снова немного сумашедшая, немного истеричная женщина. Тут без иронии, она всегда прекрасна и органична в подобных ролях. Больше всего понравились Рузиль Минекаев и Никита Кологривый, которые в своих образах прекрасно смотрятся, очень натуральны, отборные сволочи.
Кощей Кологривого - это настолько детально продуманный образ, что даже сигарету персонаж держит по-наркомански, кверху, чтобы не падал ценный пепел с наркотиком (эту информацию я взял из обзора Гоблина - рекомендую посмотреть его видео, там много интересных замечаний о времени и о героях сериала)
Марат - это самый глубокий персонаж сериала, с самой интересной аркой. Крыжовникову вообще удаются такие отрицательные образы. Вспомнить того же Паля в роли лысого урки из фильма Горько. Очень колоритный и достоверный.
РЕЗЮМЕ
Всегда обидно, когда интересная тема превращается в какое-то месиво из дёрганного монтажа, музла через каждую сцену и неадекватных персонажей, моральных уродов, на которых скучно смотреть. Странно, что такие актёры как Бурунов называют это лучшим сценарием из всех прочитанных. Сценарий искусственный, образы оторванны от человеческой психологии в пользу сюжета (особенно это заметно образах "Пальто" и "Адидаса").
Ну и очевидно, что вся эта пацанва окажется либо в тюрьме, либо в морге, а кровь с асфальта просто смоют после очередной драки за РАЁН.
Пресловутые сравнения с Бригадой - в пользу последней. Как бы я ни относился к романтизации мразей в кино, там действительно к героям подключаешься. Изначально это четыре друга, далёкие от криминала, весёлые, нормальные ребята. Вот один из них возвращается с армии и узнаёт, что его девушка не дождалась. Идёт на дискотеку, сцепляется с её новым ухажёром, который оказывается бандитом. И вот уже стрелка и вот непонятное убийство и розыск, и все четверо друзей постепенно оказываются вне закона. Завязка заставляет сопереживать обычным пацанам в сложной ситуации. Среди героев нет идиотов, которые двигают сюжет.
Или пример Майкла Корлеоне, который тоже выбирает путь преступника, как и Андрей, но через что проходит Майкл и как меняется его мотивация, нам показано очень подробно. Изначально приличный человек, не признающий криминал Майкл находится в разладе с семьёй, и приезжает только на свадьбу сестры. Но когда совершено покушение на отца, сын конечно приходит на помощь - и он единственный, кто пытается защитить беспомощного отца. Майкл вынужден взять на себя эту миссию. Поэтому и история вызывает сопереживание.
Однако, что-то всё же сериал затронул. Иначе он не был бы так популярен. Возможно, это ностальгические образы перестроечного детства, хулиганство, группировки. Возможно, это отсылки к нашей реальности, которая как будто не очень-то изменилась, хотя беспредела на улицах нет. Но есть разделение на "своих" и "чужих", на "пацанов" и "чушпанов", есть неуверенность в завтрашнем дне, в законах, в государстве и вообще во всём и - как выход из этой тревоги - попытка создать своё сообщество, с понятными принципами, с круговой порукой и надёжными "пацанами" рядом.
Моё детство хоть и не было перестроечным, но пришлось на конец девяностых-начало нулевых, не самое спокойное время. Я вырос в достаточно тихом районном городке, где не было группировок. Были драки с подростками, но с беспределом я никогда не сталкивался. Помню только как нас, маленьких зажимали более взрослые пацаны, пробивали нам поддых кулаком с каким-нибудь тяжелым перстнем или кольцом на пальце и зачем-то заставляли нас выкуривать сигареты. Но такое было два-три раза. Я не очень часто нарывался на такие компании. Поэтому никакой ностальгии к тому, что происходит в "Слове Пацана" я не испытываю, смотрел чисто технически и пытался найти, что меня зацепит. Но к сожалению ничего не зацепило. Сериал я не досмотрел.
А что вы думаете о сериале? Понравился ли он вам? Какие плюсы и минусы сериала можете отметить?