Найти тему
Дорогой Кинозритель!

ПОЧЕМУ Я НЕ ДОСМОТРЕЛ СЛОВО ПАЦАНА?

Оглавление

Дорогой кинозритель! Я, как и многие, не мог пропустить новый сериал отличного режиссёра Жоры Крыжовникова (Андрея Николаевича Першина). Очень уважаю его за короткометражки "Нечаянно" и "Проклятье" а также за сериал "Звоните Ди Каприо". Кто не видел, посмотрите, всем рекомендую. На сериал, кстати, позже сделаю рецензию, если вам будет интересно. Но сегодня у нас "Слово Пацана".

Новый проект Крыжовникова создавался долго и кропотливо, особо не афишировался. Было известно, что в главных ролях будут молодые и неизвестные актёры, а на втором плане большие звёзды, в том числе Иван Янковский. Было известно про скандал в связи с производством сериала - Казань запретила снимать сериал у себя. В общем, медленно но верно мой интерес к проекту нарастал.

Затем произошёл большой БУМ. Сами помните, сколько было шумихи, мемов, малолетних косплееров, новый виток моды на поздний СССР, затем еще и чипсы и сухарики "Слово Пацана" стали выпускать. До сих пор в магазине их вижу. Помните, сколько было разговоров о запрете, огромный рейтинг, награды, признание, волна славы пришла почти ко всем причастным актёрам. Но вот сейчас, когда шум наконец утих, можно спокойно посмотреть сериал и понять - он далеко не так хорош, как о нём говорят.

-2

Не будем сейчас касаться моральных вопросов. Понятно, что сериал - это не романтизация, и каждый там получает то, что заслужил. Концовка сериала зеркально отражает начало - хороший стал плохим, а плохой хорошим, и всё "пацанское" братство в итоге разваливается. Здесь всё понятно. Также многие зрители оценили насколько детально передано время, в каждой мелочи чувствуется дух эпохи позднего СССР - империи на грани развала.

Но главный вопрос - качество сериала, он просто не очень хорошо сделан. Я смог досмотреть только до третьей серии. Дальше пользовался обзорами Гоблина, и здесь дважды я буду ссылаться на его наблюдения.

Можете ругать меня в комментариях, бросать помидоры, но позвольте мне объяснить, почему же всё-таки смотреть это было невозможно.

СЮЖЕТ И ПЕРСОНАЖИ

В сериале большие проблемы со сценарием. Чего точно не ждёшь от Крыжовникова и от этого сериала, который поставлен по книге. Вот перед нами главный герой, Андрей "Пальто", который вступает в группировку. ПОЧЕМУ ОН ЭТО ДЕЛАЕТ?

-3

Андрея нам показывают в условном вакууме: у него нет друзей ни в школе, ни в музыкалке, ни во дворе дома. У него есть мать и сестра. Ну и пухлый товарищ Искандер, но про него позже. Это всё - человек ни с кем не дружит, не общается. Зато встречает утырка-Маратика и почему-то у них завязывается дружба (показывают нам это через музыкальную нарезку).

-4

Хотя, кажется, у Андрея должен быть немного другой круг общения и интересы. Андрей из тепличной среды, музыкант, отличник-пионер, воспитанный мамой. И такой парень просто начинает дружить с гопотой?

Затем монтажная склейка, и в новой сцене Андрей и Маратик уже враги. Второй не хочет дружить с первым и даже не пускает его к себе на порог - ВНЕЗАПНО. Сцену назад они были друзьями, вместе пришли в музыкалку, увидели Айгуль. Что случилось-то? Нам не объяснят. (возможно тут вырезана сцена, где Андрей и Марат как-то ссорятся из-за Айгуль, а затем Андрей из благородства как бы "уступает" девочку Марату и в знак примирения приносит её номер телефона)

И вот возникает сюжетная дыра, в которую проваливается главная мотивация Андрея - почему он идёт в группировку?

Волшебный монтаж: раз - и он уже вступает. Без причин и сомнений. Хотя с учётом его воспитания у него должны быть муки совести, тяжелый выбор.

Как бы он перешёл в эту группировку? Возможно из-за того что мать заболела бы, и ей понадобились деньги. Или из-за очень сильной любви например, или чтобы выручить друга. Явно должна быть более сильная причина, чем пара школьников, отобравших у Андрея мелочь. Но помогает волшебная монтажная склейка – раз, и персонажи меняются. И в общем, сопереживать не хочется. Просто неинтересно.

Другой пример, персонаж Ивана Янковского - Вова "Адидас".

-5

Во-первых, как это Янковский сыграл десантника-дембеля, афганца ещё и мастера спорта по боксу? Абсолютное непопадание в образ: неумение держать себя по-дембельски, никакой военной выправки, не-десантная худоба, цыплячья шея, полное отсутствие подготовки к роли. А с боксом всё ещё хуже: в нарезках видно, насколько коряво бьёт Вова. Причём, это можно было как раз вырезать на монтаже. Все эти размашистые и непонятно откуда летящие удары, плохие ватные ноги. И этот "чемпион" дерётся явно с тяжеловесом. Шансов нет, и Вова падает в нокдаун. Но заявлен он как боксёр, при этом дерётся хуже Андрея.

Любой зритель заметит, насколько искусственно смотрится в этой роли Янковский. Не в обиду актёру, сам по себе он прекрасен и талантлив. Просто видимо было ооооочень мало времени на подготовку. Или роль не его. Но давайте перейдём всё же к персонажу.

-6

Все поступки Вовы "Адидаса" предельно странные. Он по сюжету очевидно является таким катализатором конфликтов: всё делает не так.

Допустим, за два года службы, он совершенно потерял представление о том, чем живёт улица, как устроены группировки. Вова мстит за Ералаша, пацаны его поддерживают. Окей, здесь понятно. Хотя это опрометчивый шаг: начать войну с бандой разъездовских, когда нет достаточных доказательств. Затем оказывается, что зря их побили. Потом хадишевские - и тоже непонятно, как и что доказать. Но к этому меньше всего претензий.

Здесь обращаюсь к обзору Гоблина и узнаю, что дальше "Адидас" выглядит просто идиотом: отжимает видак и открывает видеосалон. Не интересуясь, чей это был видак, кто крышует мужика, что за это может быть ЕГО пацанам - за которых он так горой стоит. По крайней мере можно было обдумать такой захват бизнеса: огранизовать охрану, вооружить пацанов. Но Вова просто подставляет своих малолеток под удар по своей гениальности.

-7

И дальше хуже. Вова соглашается на встречу с Жёлтым - ГДЕ? На его территории, в тёмной, незнакомой местности, где за каждым углом могут сидеть люди Жёлтого. Что ж, так и происходит.

А ВОВА ГОВОРИТ, ЧТО СЛУЖИЛ В РАЗВЕДКЕ. С таким уровнем разведки Вова с братом и Зимой ожидаемо попадают в ловушку.

-8

Вова извиняется. А затем приходит мстить и спасать Айгуль - которая из-за него же и оказалась изнасилована. Из-за того, что Вова решил открыть салон с не зная у кого украденным видаком.

-9

Но идиотия сюжета и Вовы продолжается. Погрузив свою группировку малолеток в полную жесть, Вова их по сути бросает, оставляет место лидера. Пришёл, всё испортил и ушёл - и как я понял из описания, уйти Вове не удалось.

В общем, смотреть на беспросветную гениальность Вовы, на условность Андрея, на мерзких но удачно подобранных Марата, Кощея и остальных группировщиков - не самое интересное занятие. Да простят меня дорогие кинозрители и все фанаты сериала.

-10

МИР СЕРИАЛА

Повторюсь, дух времени воссоздан просто магически - до мельчайших деталей. Но сериал аномально жесток и примитивен. Герои постоянно дерутся и вымогают деньги, толкают пафосные речи про чушпанов и пацанов, а условно «хорошие» персонажи неадекватны, слабы, глупы и в общем картонные, как бы оттеняют живых и настоящих подростков.

В этом вакуумном мирке полиция тупее школьников, все жители абсолютно аморфная безликая масса, школьники-хулиганы НЕПОБЕДИМЫ, а отличники-музыканты резко вступают в группировки. А потом виновато стоят перед родителями и что-то врут.

-11

Дырявая "пацанская" философия в том, чтобы отжать у более слабого (у женщины, у пенсионера, у ребёнка) деньги или одежду и поделить это с друзьями-урками. Ну и кого-то обязательно побить за раЁн.

Миру мамкиных гопников противопоставлен мир одноклеточных взрослых: каждый из них либо слаб, либо глуп, либо на грани сумасшествия.

-12

Пример: мама Андрея, которая в первых сериях вполне адекватно реагирует на непонятно как полученные сыном деньги. Просит вернуть обратно. Всё время осторожничает. Вырастила Андрея и растит младшего ребёнка в условиях нищеты. НО ВНЕЗАПНО решает сыграть в напёрстки на всю зарплату. Вопрос: она жила вот в этом полукриминальном мире и ни разу не слышала про уличных мошенников? И второй вопрос: она готова рискнуть всеми сбережениями, хотя дома двое несовершеннолетних детей? Тогда как она их всё это время растила, если она такая наивная или азартная?Осторожность, с которой она относится к деньгам в начале не сочетается со сценой с напёрстками. Ни автора сценария, ни режиссёра это не парило. Явно эта линия с сумасшествием была придумана сценаристом уже позднее, в процессе написания остальных серий, в первой мама - адекват. А потом притянутое за уши сумасшествие.

-13

Второй пример: отец Марата. Персонаж Сергея Бурунова сразу нам заявлен очень ярко. Впервые мы видим отца, когда тот, бухой, с пьяной отрыжкой, спрашивает Марата: "ты что, уркой стать решил?" И это попытка поговорить с ребёнком? Отец чуть ли не блюёт от количества выпитого.

-14

По-другому отца показывать было нельзя: у зрителей должно было сложиться первое впечталение, что отец - бухающий, ничего не понимающий истерик. Причём и с женой он совершенно не в ладах. Если он - за, то жена - против. И в такой атмосфере двойных стандартов растёт Марат. Это всё к тому, что от взрослых в этом сериале детям совсем взять нечего. Другое дело ПАЦАНЫ.

МОНТАЖ

Очень странный монтаж. И я не про бесконечные склейки внутри сцен, от чего весь сериал становится дёрганным. Я про то, что создатели сериала повырезали из каждой серии важные куски, которые бы объясняли нам мотивацию персонажей, сюжетные линии и прочее. Про склейку между дружбой и враждой главных героев в первой серии я уже сказал.

-15

И ещё добавлю про толстого мальчика Искандера. В начале первой серии Искандер боится Марата и отдаёт ему деньги. Андрей заступается за Искандера, тот благодарит его.

Буквально в следующей сцене толстый уже авторитет, рядом с ним две шестёрки. И более того, Искандер прессует Андрея и вымогает деньги у человека, которого сцену назад благодарил. Как-то всё резко, нет?

-16

Ещё одна деталь. Почти каждые 5 минут сцены перебиваются музыкой и клиповой нарезкой. Чтоб мы вообще не думали, о чём только что персонажи говорили. Просто слушай хорошую музыку, смотри яркую нарезку. Зритель же тупой, через минуту перестанет задавать вопросы и обращать внимание на сюжетные дыры.

АКТЁРЫ

Про Янковского уже сказал. Также очень смущает Анастасия Красовская, которая играет молодую сотрудницу миллиции. Её текст постоянно режет ухо искуственностью. Не знаю, в чём тут дело, но либо текст должен быть другим, либо само его произношение.

-17

Персонаж Юлии Александровой похож на других её персонажей, снова немного сумашедшая, немного истеричная женщина. Тут без иронии, она всегда прекрасна и органична в подобных ролях. Больше всего понравились Рузиль Минекаев и Никита Кологривый, которые в своих образах прекрасно смотрятся, очень натуральны, отборные сволочи.

Кощей Кологривого - это настолько детально продуманный образ, что даже сигарету персонаж держит по-наркомански, кверху, чтобы не падал ценный пепел с наркотиком (эту информацию я взял из обзора Гоблина - рекомендую посмотреть его видео, там много интересных замечаний о времени и о героях сериала)

-18

Марат - это самый глубокий персонаж сериала, с самой интересной аркой. Крыжовникову вообще удаются такие отрицательные образы. Вспомнить того же Паля в роли лысого урки из фильма Горько. Очень колоритный и достоверный.

-19

РЕЗЮМЕ

Всегда обидно, когда интересная тема превращается в какое-то месиво из дёрганного монтажа, музла через каждую сцену и неадекватных персонажей, моральных уродов, на которых скучно смотреть. Странно, что такие актёры как Бурунов называют это лучшим сценарием из всех прочитанных. Сценарий искусственный, образы оторванны от человеческой психологии в пользу сюжета (особенно это заметно образах "Пальто" и "Адидаса").

Ну и очевидно, что вся эта пацанва окажется либо в тюрьме, либо в морге, а кровь с асфальта просто смоют после очередной драки за РАЁН.

-20

Пресловутые сравнения с Бригадой - в пользу последней. Как бы я ни относился к романтизации мразей в кино, там действительно к героям подключаешься. Изначально это четыре друга, далёкие от криминала, весёлые, нормальные ребята. Вот один из них возвращается с армии и узнаёт, что его девушка не дождалась. Идёт на дискотеку, сцепляется с её новым ухажёром, который оказывается бандитом. И вот уже стрелка и вот непонятное убийство и розыск, и все четверо друзей постепенно оказываются вне закона. Завязка заставляет сопереживать обычным пацанам в сложной ситуации. Среди героев нет идиотов, которые двигают сюжет.

-21

Или пример Майкла Корлеоне, который тоже выбирает путь преступника, как и Андрей, но через что проходит Майкл и как меняется его мотивация, нам показано очень подробно. Изначально приличный человек, не признающий криминал Майкл находится в разладе с семьёй, и приезжает только на свадьбу сестры. Но когда совершено покушение на отца, сын конечно приходит на помощь - и он единственный, кто пытается защитить беспомощного отца. Майкл вынужден взять на себя эту миссию. Поэтому и история вызывает сопереживание.

-22

Однако, что-то всё же сериал затронул. Иначе он не был бы так популярен. Возможно, это ностальгические образы перестроечного детства, хулиганство, группировки. Возможно, это отсылки к нашей реальности, которая как будто не очень-то изменилась, хотя беспредела на улицах нет. Но есть разделение на "своих" и "чужих", на "пацанов" и "чушпанов", есть неуверенность в завтрашнем дне, в законах, в государстве и вообще во всём и - как выход из этой тревоги - попытка создать своё сообщество, с понятными принципами, с круговой порукой и надёжными "пацанами" рядом.

Моё детство хоть и не было перестроечным, но пришлось на конец девяностых-начало нулевых, не самое спокойное время. Я вырос в достаточно тихом районном городке, где не было группировок. Были драки с подростками, но с беспределом я никогда не сталкивался. Помню только как нас, маленьких зажимали более взрослые пацаны, пробивали нам поддых кулаком с каким-нибудь тяжелым перстнем или кольцом на пальце и зачем-то заставляли нас выкуривать сигареты. Но такое было два-три раза. Я не очень часто нарывался на такие компании. Поэтому никакой ностальгии к тому, что происходит в "Слове Пацана" я не испытываю, смотрел чисто технически и пытался найти, что меня зацепит. Но к сожалению ничего не зацепило. Сериал я не досмотрел.

А что вы думаете о сериале? Понравился ли он вам? Какие плюсы и минусы сериала можете отметить?

-23