Найти тему
Гитарный паб

Анатомия акустического гитарного корпуса. Часть 3

Оглавление

О, дивный внутренний мир гитары!

Если вы думаете, что внутри корпуса акустической гитары пустынно, грустно и одиноко, то очень ошибаетесь. Нет, там не живут миньоны и не бродят динозавры. Сегодня вы узнаете, зачем гитаре веер и где находится её нервная система.

Источник: liveinternet.ru
Источник: liveinternet.ru

Исторически сложилось так, что все гитарные части имеют практическое значение (да, розетка?) и сделаны для того, чтобы инструмент не только хорошо выглядел и громко играл. Каждая гитара сделана так, чтобы выдерживать большое количество нагрузок:

  • нагрузку от струн, которая достигает 50-70 кг;
  • нагрузку от рук гитариста;
  • нагрузку от «оперного» голоса музыканта;
  • нагрузку от нервов своего хозяина.
-2

Для того, чтобы не сломаться в это трудное время, внутри гитары существует целая система деревянных планок, которая образует «каркас» корпуса. И первой составляющей системы будут…

Пружины

Пружины акустической гитары представляют собой еловые бруски, сечение которых напоминает прямоугольник или трапецию. Устанавливаются они в определённых местах и обычно в горизонтальной ориентации (перпендикулярно грифу). Хотя сегодня разные гитарные компании используют разные схемы их расположения.

Источник: emaze.com
Источник: emaze.com

Есть ли стандарты для изготовления пружин? Есть. Но зависят они от расположения деревянных «шпал» на деке. В основном выбирается дерево с радиальным распилом (его волокна идут перпендикулярно плоскости деки), которому придаётся определённый профиль. Так, на рисунке профили А – С встречаются на гитарах промышленного производства, а вариант D – на мастеровых гитарах и делается он вручную.

Источник: remontgitarrostov.ru
Источник: remontgitarrostov.ru

Обычно пружины имеют высоту 12 мм и толщину 4 мм, но встречаются варианты 3 мм высоты и 6 мм толщины и даже 15 мм высоты и 3 или 6 мм толщины.

Рипы

В переводе с английского R.I.P. (Rest in peace) – «покойся с миром». Однако гитарные мастера знают, что рип – это лексика не только англоязычного похоронного бизнеса.

Рипы - это тоже пружины. Однако в отличие от них, рипы не влияют на звук гитары и служат исключительно для жёсткости деки.

Дело в том, что не только размер корпуса влияет на характер звука гитары. Так, более высокие пружины дают больше высоких частот: частота и амплитуда колебаний у них выше, чем у низких пружин. Если сделать пружины уже, то звук тоже будет «средне-верхастым», а если шире – добавится больше нижних частот. Опять-таки, всё дело в частоте и амплитуде колебаний.

От физики никуда не деться.

Под резонатором - гармоническая рипа, а под ней - пружины по схеме Шерцера очень характерной формы Z. Источник: sintez-audio.livejournal.com
Под резонатором - гармоническая рипа, а под ней - пружины по схеме Шерцера очень характерной формы Z. Источник: sintez-audio.livejournal.com

Футеры

Футер – это ещё одна планка, которая влияет на звук гитары. Футеры располагаются между пружин (или рипов) и участвуют в усилении общей конструкции верхней и нижней дек. Каждый мастер (или фирма) сам решает, где должны располагаться футеры, но обычно выбираются самые "опасные" участки дек.

Источник фонового изображения: pinterest.fr
Источник фонового изображения: pinterest.fr

Схемы расположения гитарных пружин, рип и футеров

Мир акустического гитаростроения развивается без остановок и пауз – палочки TWIX есть некогда. Это приводит к тому, что для производства новых гитар применяются всё новые и новые технологии. Расположение «пружинок» в корпусе тоже меняет свой «рисунок», но классика остаётся классикой.

Чего только не сделаешь ради уменьшения веса. Источник: darluthier.com
Чего только не сделаешь ради уменьшения веса. Источник: darluthier.com

Схема «W»

Эту схему придумали в солнечной Испании. Технически, пружины расположены не в виде буквы «W», а в виде лучей тёплого солнца (не зря придумали эту схему именно испанцы). В таком «веере» может быть разное количество пружин – от трёх и до бесконечности. Минус – W-схема не обладает высокой прочностью и подходит для классических гитар с нейлоновыми струнами.

Схема «Z»

В 19 веке в столице Австрии Вене жили два мастера: Иоганн Георг Штауфер и его ученик Иоганн Готфрид Шерцер. Мужиками они были умными и придумали много всего интересного, в том числе и схему расположения пружин внутри корпуса. Особенность их «классического» расположения заключается в отсутствии футеров – только три пружины. Увы, для гитар с металлическими струнами такая схема вряд ли подойдёт в силу низкой прочности.

Схема «X»

Как я уже говорил, мировое гитаростроение постоянно прогрессирует. И если ещё сто лет назад гитары с металлическими струнами только начали выпускаться , то сегодня они составляют большой процент в мировом гитаростроении. Естественно, для металлических струн нужна хорошая прочность конструкции корпуса. Поэтому в далёких 1850-х Кристиан Фредерик Мартин, создатель известной на весь мир фирмы C. F. Martin & Company, взял за основу схему братьев Доминика и Антона Рудлоффов (британских эмигрантов из России) и модифицировал её. В такой схеме пружины повторяет контур резонатора, а упругость по всей площади деки получает равномерное распределение.

Слева направо: схемы W, Z и X. Источник: remontgitarrostov.ru
Слева направо: схемы W, Z и X. Источник: remontgitarrostov.ru

Контробечайки

Контробечайка так названа не потому, что она «в контрах» с обечайкой.

Этот элемент гитарного «скелета» служит для соединения обечаек и обеих дек. Существуют два вида контробечаек:

  • Наборная – представляет собой склеенные деревянные «сухарики». Такая конструкция обладает большей пластичностью. Перепады температуры, влажности, артериального и венозного давления влияют на неё в меньшей степени, чем на цельномассивную.
  • Цельномассивная – более напряжённая конструкция. Она усиливает звук гитары, но если ей что-то не понравится (к примеру, геомагнитные бури или вспышки на Солнце) – пощады, как от «сухариков» не ждите.
Есть скитлзтрянка, а есть контробечайкотрянка. Источник: darluthier.com
Есть скитлзтрянка, а есть контробечайкотрянка. Источник: darluthier.com

Клёц

Есть хорошее блюдо из европейской кухни, называемое клёцками. Вкусное такое, можно кидать в суп, а можно есть отдельно.

Однако гитарный клёц с клёцками не имеет ничего общего. Клёц – это брусок, на котором всё держится. В конструкции акустической гитары есть два клёца – верхний и нижний. Их цель – давать прочность в месте крепления обечаек.

Существует два типа клёцов – австрийский и испанский. Первый имеет трапецевидное сечение, а второй – прямоугольное.

Австрийский (слева) и испанский (справа) виды клёцов. Источники: proguitarworld.ru и guitarwork.ru
Австрийский (слева) и испанский (справа) виды клёцов. Источники: proguitarworld.ru и guitarwork.ru

Клёц – это нервная система гитары: рассыплется он – рассыплется и гитара.

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!