О, дивный внутренний мир гитары!
Если вы думаете, что внутри корпуса акустической гитары пустынно, грустно и одиноко, то очень ошибаетесь. Нет, там не живут миньоны и не бродят динозавры. Сегодня вы узнаете, зачем гитаре веер и где находится её нервная система.
Исторически сложилось так, что все гитарные части имеют практическое значение (да, розетка?) и сделаны для того, чтобы инструмент не только хорошо выглядел и громко играл. Каждая гитара сделана так, чтобы выдерживать большое количество нагрузок:
- нагрузку от струн, которая достигает 50-70 кг;
- нагрузку от рук гитариста;
- нагрузку от «оперного» голоса музыканта;
- нагрузку от нервов своего хозяина.
Для того, чтобы не сломаться в это трудное время, внутри гитары существует целая система деревянных планок, которая образует «каркас» корпуса. И первой составляющей системы будут…
Пружины
Пружины акустической гитары представляют собой еловые бруски, сечение которых напоминает прямоугольник или трапецию. Устанавливаются они в определённых местах и обычно в горизонтальной ориентации (перпендикулярно грифу). Хотя сегодня разные гитарные компании используют разные схемы их расположения.
Есть ли стандарты для изготовления пружин? Есть. Но зависят они от расположения деревянных «шпал» на деке. В основном выбирается дерево с радиальным распилом (его волокна идут перпендикулярно плоскости деки), которому придаётся определённый профиль. Так, на рисунке профили А – С встречаются на гитарах промышленного производства, а вариант D – на мастеровых гитарах и делается он вручную.
Обычно пружины имеют высоту 12 мм и толщину 4 мм, но встречаются варианты 3 мм высоты и 6 мм толщины и даже 15 мм высоты и 3 или 6 мм толщины.
Рипы
В переводе с английского R.I.P. (Rest in peace) – «покойся с миром». Однако гитарные мастера знают, что рип – это лексика не только англоязычного похоронного бизнеса.
Рипы - это тоже пружины. Однако в отличие от них, рипы не влияют на звук гитары и служат исключительно для жёсткости деки.
Дело в том, что не только размер корпуса влияет на характер звука гитары. Так, более высокие пружины дают больше высоких частот: частота и амплитуда колебаний у них выше, чем у низких пружин. Если сделать пружины уже, то звук тоже будет «средне-верхастым», а если шире – добавится больше нижних частот. Опять-таки, всё дело в частоте и амплитуде колебаний.
От физики никуда не деться.
Футеры
Футер – это ещё одна планка, которая влияет на звук гитары. Футеры располагаются между пружин (или рипов) и участвуют в усилении общей конструкции верхней и нижней дек. Каждый мастер (или фирма) сам решает, где должны располагаться футеры, но обычно выбираются самые "опасные" участки дек.
Схемы расположения гитарных пружин, рип и футеров
Мир акустического гитаростроения развивается без остановок и пауз – палочки TWIX есть некогда. Это приводит к тому, что для производства новых гитар применяются всё новые и новые технологии. Расположение «пружинок» в корпусе тоже меняет свой «рисунок», но классика остаётся классикой.
Схема «W»
Эту схему придумали в солнечной Испании. Технически, пружины расположены не в виде буквы «W», а в виде лучей тёплого солнца (не зря придумали эту схему именно испанцы). В таком «веере» может быть разное количество пружин – от трёх и до бесконечности. Минус – W-схема не обладает высокой прочностью и подходит для классических гитар с нейлоновыми струнами.
Схема «Z»
В 19 веке в столице Австрии Вене жили два мастера: Иоганн Георг Штауфер и его ученик Иоганн Готфрид Шерцер. Мужиками они были умными и придумали много всего интересного, в том числе и схему расположения пружин внутри корпуса. Особенность их «классического» расположения заключается в отсутствии футеров – только три пружины. Увы, для гитар с металлическими струнами такая схема вряд ли подойдёт в силу низкой прочности.
Схема «X»
Как я уже говорил, мировое гитаростроение постоянно прогрессирует. И если ещё сто лет назад гитары с металлическими струнами только начали выпускаться , то сегодня они составляют большой процент в мировом гитаростроении. Естественно, для металлических струн нужна хорошая прочность конструкции корпуса. Поэтому в далёких 1850-х Кристиан Фредерик Мартин, создатель известной на весь мир фирмы C. F. Martin & Company, взял за основу схему братьев Доминика и Антона Рудлоффов (британских эмигрантов из России) и модифицировал её. В такой схеме пружины повторяет контур резонатора, а упругость по всей площади деки получает равномерное распределение.
Контробечайки
Контробечайка так названа не потому, что она «в контрах» с обечайкой.
Этот элемент гитарного «скелета» служит для соединения обечаек и обеих дек. Существуют два вида контробечаек:
- Наборная – представляет собой склеенные деревянные «сухарики». Такая конструкция обладает большей пластичностью. Перепады температуры, влажности, артериального и венозного давления влияют на неё в меньшей степени, чем на цельномассивную.
- Цельномассивная – более напряжённая конструкция. Она усиливает звук гитары, но если ей что-то не понравится (к примеру, геомагнитные бури или вспышки на Солнце) – пощады, как от «сухариков» не ждите.
Клёц
Есть хорошее блюдо из европейской кухни, называемое клёцками. Вкусное такое, можно кидать в суп, а можно есть отдельно.
Однако гитарный клёц с клёцками не имеет ничего общего. Клёц – это брусок, на котором всё держится. В конструкции акустической гитары есть два клёца – верхний и нижний. Их цель – давать прочность в месте крепления обечаек.
Существует два типа клёцов – австрийский и испанский. Первый имеет трапецевидное сечение, а второй – прямоугольное.
Клёц – это нервная система гитары: рассыплется он – рассыплется и гитара.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!