Тема не просто актуальная – горящая, но политики на все лады говорят о войне, о демократии, о переустройстве мира, который должен быть справедлив и добр ко всем… Хотя и предполагают, что за всеми событиями, хоть на полях сражений, хоть на паркетах переговорных залов, маячат тени экономических расчетов. И, как последнее непреодолимое проклятие, колышется на всех горизонтах доллар – в качестве основы в международных расчетах. Пока эту зеленую «капусту» не удастся порубить, владелец печатного станка так и останется Гегемоном, какие бы триллионы госдолга ни значились в его активе. То есть в пассиве?
Что делать с этой финансовой аномалией, эксперты не очень понимают, взаиморасчеты в национальных валютах плохо соизмеримы, экспортно-импортный потенциал у стран вроде Эстонии с махиной Индонезией вообще несопоставим. Я в своем фантастическом романе «Черный конгресс» (на сайте издательства ЛитРес в бесплатном доступе, читайте!) легко эту проблему разрешила, объявив, что расчеты в далеком будущем производятся в Цифре. Но писателю фантасту ляпнуть рецепт ничего не стоит, а вот в реалиях переустроить систему платежей оказывается почти невозможно. Индия с Россией за энергоресурсы расплачивается своими рупиями, а куда нам дальше это богатство девать – никто не подскажет.
Да и рублями платить за экспортируемый нами товар не все соглашаются. Братушки-болгары обиженную морду лица состроили и в арбитраж пошли жаловаться на Газпром, который перестал им газ отпускать в ответ на отказ платить в рублях. Они признают только международную валюту в виде доллара или евро!
Даже с Китаем, признанным соседом-партнером, расчеты производить с каждым днем не легче, а все труднее, боятся ихние банки козней со стороны США! Мол, дружба дружбой, а риски лишние им не нужны.
Да что я тут распинаюсь, ситуация во всей ее громадной многоликости всем видна. А вот что делать – даже я, такая умница, не скажу. Но поразмышлять на эту тему в виду моего большого жизненного опыта мне никто не запрещает.
Давеча, оттолкнувшись от пустых разговоров о Ельцине, полистала я две старые книжонки, «Исповедь» самого Бориса Николаевича и «Перестройка: история предательств» Николая Рыжкова. Оба эти политика не с Луны свалились, прошли долгий путь к восхождению во власть от самых низов, то есть на земле работали, и переход от одной политической системы в прямо противоположную вершили. Там, конечно, много всякой личностно-пристрастной чепухи понаписано, но сегодняшнего читателя наповал убьет тот факт, что они шагали в капитализм вслепую!
С одной стороны – СССР ведь с капиталистическими странами и вообще со всем миром торговал, обменивался технологиями, информацией, специалистами, оказывал сильнейшее влияние на внутреннюю политику стран противоположного лагеря! А как только решил вписаться в рыночную систему – тут всё и рухнуло. И вот они оба причитают, ищут виноватых, предателей, винят дурака Горбачева и друг друга, никак не определятся, быстрее надо было в рынок влетать или медленнее, тщательнее или безогляднее. Опытные на свой лад политики ищут в неудачах исключительно ЛИЧНОСТНЫЙ ФАКТОР. Ну, это примерно как сегодня весь мир на все лады обсуждает, кто из двух стариков, спотыкающийся и полоумный, или вполне боевитый, вытащит США из всех передряг. А им обоим цена – полцента в базарный день. В рыночный!
Американцы то сильно уповают на свой доллар, втюхивая его всем, то вопреки всякой логике начинают провинившихся конкурентов отлучать от него. Вот всю мировую экономику от этой финансовой турбулентности и колбасит: Саудовская Аравия сама начинает отказываться от доллара в пользу юаня, Россия – вынужденно, в Европе кто-то идет на расчеты в рублях, кто-то выделывается, отказываясь себе во вред от нужного товара…
Банки в полной растерянности от одних угроз попасть под санкции: этим осуществишь платежи, те к себе в страну с денежными услугами вообще не пустят.
Уверяю вас, никакому Искусственному Интеллекту не просчитать последствия этой финансовой фантасмагории, слишком пестрое поле с тысячью разнородных условий в мелких и крупных странах пришлось бы учитывать.
А еще политические, климатические, эпидемиологические, военные обстоятельства. Мы же знаем из истории, как из-за чумы или холеры, жуткого похолодания или жары, погубившей урожай, нищали и рушились целые империи, пропадали бесследно целые нации. Постфактум всё это можно понять, а спрогнозировать и предусмотреть?
Только методом тыка, наугад по-вятски, в зверином желании выжить.
Привожу убедительный пример из нашего недавнего прошлого. Когда советская экономика из-за зарубежных козней и недомыслия собственных руководителей пошла вразнос, подскочила инфляция, правительство Павлова устроило девальвацию. У-у-у, какие мы враз все стали миллионеры! Цены пошли галопом, промышленность разваливалась, сельское хозяйство хоть опять продналогом облагай – да взять нечего. ФИНАНСЫ ПЕЛИ РОМАНСЫ, а своей прямой обязанности не выполняли. Зарплату людям стали платить натурой, а где её, натуры, не было – вовсе никак. Вот и стучали шахтеры касками на Красной площади, а учителя и врачи, вообще все бюджетники, подались в челночники.
Исчез в стране денежный эквивалент, почти как сегодня в глобальной экономике, в масштабах всей планеты. И заработал БАРТЕР; в газетах печатали целые полосы объявлений: меняю мужскую шапку на комплект постельного белья, собрание сочинений Толстого на женское пальто, детскую куртку на шерстяную пряжу… Совершенно немыслимые пары сочинялись, и даже не верилось, что какой-то обмен мог состояться! Да ведь не только физические лица меняли чайники на носки и чулки, но и предприятия перешли на бартер! Никогда не забуду, как директор Иркутского авиационного завода рассказывал мне, что он из Китая в обмен на самолет привозит бытовую технику и ею платит людям зарплату.
Тогда, в этот дикий переход нашей экономики в рыночные реалии, я вместе с клубом «красных директоров», организованным академиком Аганбегяном, ездила по всей стране, слушала, как самые изворотливые и смекалистые пытались работать без Госснаба и Госплана, кормить целые города без заказа на свою продукцию и сбыта всякого железа. Без содрогания не вспомнишь!
Но бартер работал, даже при том, что протырившиеся из Европы и Америки конкуренты уверяли, что не надо России иметь свое машиностроение, не надо делать автомобили, всё пригонят и поставят в самом лучшем виде! Иностранные инвесторы в ходе чубайсовской приватизации покупали вполне справные заводы, уничтожали производственные линии и превращали цеха – в склады. Почему не всё уничтожили? Да слишком большая была страна, слишком крупная экономика. Поэтому маховик слома устал, тормознул, просто ленился, Запад решил, что дальше всё пойдет по инерции. Но маятник качнулся в другую сторону.
Зачем я всё это вспоминаю? Буквально на днях премьер-министр Пакистана Шариф предложил России вернуться в торговле к бартерным сделкам, чем сильно насмешил наших аналитиков: «Вернуться в прошлый век!» А зря они смеются, когда международная платежная система начинает рваться и колыхаться, не выполняет свою прямую функцию и переходит к политическим спекуляциям, разумные люди обращаются к твердым аналогам. Подкапливают золото и другие ценные металлы, составляют бартерные пары.
Вот тут я хочу подчеркнуть очень важное обстоятельство: если при развитии глобальной экономики на рынок выходят компании и предприятия, как субъекты сделок, то при бартере субъектами сделок могут быть только страны. Представьте сами, как могут сойтись фармакологи с производителями станков с ЧПУ, с машиностроителями? Раньше Пакистан сговаривался с СССР, что будет поставлять хлопчатобумажную продукцию, а взамен Советский Союз мог дать станки или энергоресурсы, кого надо – того и привлечет к экспортным поставкам! Так могли строиться абсолютно разнородные пары для взаимных платежей. Так и сегодня Россия, безраздельно царя на рынке атомной энергетики, может в Африке, построив малую атомную станцию, получить в уплату за услугу кофе или шоколад, бананы или апельсины.
Организует и контролирует такие сделки государство (с обеих сторон!). А чтобы это вообще было возможно, к внешнеэкономическим отношениям привлекается не мелкий частник, а государственная корпорация. Нет-нет, мелкому частнику никто не запрещает пускаться в необъятный океан глобальной торговли, но там сегодня столько всяких акул, пожирающих частную собственность, что риск слишком велик. А вот Росатом, Рособоронэкспорт или Роснефть с Газпромом, обладающие серьезной киберзащитой, реальной охраной в стволах и прочими мощными ресурсами, государственным административным двигателем, имеют огромные возможности заключать такие бартерные сделки.
Вчерашний визит премьера Индии Моди в Россию показал, что страны, увеличивая объемы взаимовыгодной торговли, стремятся ликвидировать дисбаланс в экспорте, привлекая индийских предпринимателей к инвестированию на территории России. Росатом будет строить в Индии, фармакологи этой планетарной аптеки (так называют Индию) будут строить свои заводы у нас. Много интересных проектов готовят дружественные страны, подписано в ходе одной этой встречи 15 протоколов о намерениях, там и космос, и продовольствие, и энергоресурсы. Объемы торговли растут высокими темпами, глядишь, и разногласия между рублем и рупией будут преодолены.
А в нашей экономике возрождение крупных госкорпораций в судостроении, самолетостроении, прочих важных отраслях будет продолжено, так уж сложилась нынешняя глобальная …антирыночная система. Выживать в ней и добиваться успеха следует всеми средствами. Пока доллар, как международный финансовый инструмент совсем не скукожится. Пусть живет в территориальных рамках США. Ну и в долгах Украины!