Немного о музыкальности хореографии

Несколько дней назад я объявила, что называется, urbi et orbi (лат. — городу и миру) о сдаче в эксплуатацию нового танца. До публичной премьеры ещё почти неделя, мой хореограф Елена Морена уехала на грандиозный фестиваль фламенко в Нижнем Новгороде, и я решила немного поэкспериментировать с некоторыми связками в этом танце. Прямо по классике: кот из дома — мыши в пляс.

Я придумала несколько вариаций движений, засняла всё это на видео и отправила Лене. Идеи ей понравились, моё исполнение тоже, но вышла загвоздка: мои вариации были против той музыки, на которую Лена поставила хореографию. Я усложнила движения, сделала их, как мне показалось, более зрелищными, но всё это оказалось избыточным и ненужным в контексте конкретной музыки.

Лена, выпускница балетмейстерского факультета ГИТИСа, популярно мне объяснила, что значит музыкальность хореографической постановки. Я всё поняла и откатила назад, к первоначальной версии. Я усвоила, что музыкальность для хореографии имеет огромное значение.

Несколько дней назад я объявила, что называется, urbi et orbi (лат. — городу и миру) о сдаче в эксплуатацию нового танца.

В этой связи мне попалась бакалаврская дипломная работа Елены Урмановой из Саратовского госуниверситета (кафедра теории, истории и педагогики искусства). В ней она подробно рассматривает эту проблему в контексте хореографического образования детей. Вот что она пишет:

Понятия, объясняющие взаимодействие музыки и движения, разрабатывались искусствоведами, исходя из простой истины: пластическое движение заложено в самой природе музыки. Академик Б. В. Асафьев, исследовавший эту проблему, утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе «воздействие немой интонации» пластики и движений человека (включая жесты руки). Рассматривая музыку как искусство интонируемого смысла, он подчеркивал, что «музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой тела человеческого…».
Тесная связь музыки и движения была отмечена многими музыкантами, учеными, педагогами. «Простым жестом — взмахом руки, — писал Г. Г. Нейгауз, — можно иногда гораздо больше объяснить и показать, чем словами. Да это и не противоречит самой природе музыки, в которой всегда подспудно чувствуется движение, жест».
Целостность музыки и движения необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Хореографический сценический образ всегда нужно рассматривать во взаимодействии с музыкальным произведением.
«Вслушиваясь в музыку, — делился своими приёмами великий хореограф К. Голейзовский, — я разделяю её на эмоциональные периоды. Затем каждый период — на музыкальные фразы. И то множество музыкальных акцентов, заключающих иногда целый ряд неслышимых сразу, изумительных по выражению мгновений, я отражаю в движениях, пластических позах, сливая их в целостный художественный образ, характеризующих, эту музыкальную фразу. При таком творческом решении совершенно не обязательно бывает отмечать движением каждый музыкальный звук. Хореографическая фраза в данном случае будет не буквальным переложением конструкции музыкальной фразы, а как бы пластическим её пересказом».
Чтобы воплотить музыкальный образ выразительным танцевальным действием, надо уметь ее воспринять и уже затем подобрать подходящее для его воплощения пластическое выражение.
Музыкальность можно назвать важнейшим качеством хореографии. Эмоциональное восприятие музыкального образа и способность воспроизвести его средствами танцевальной пластики составляет сущность такой музыкальности. В ХХ веке как никогда прежде возросло влияние музыки и в целом образной системы музыкального искусства на творчество выдающихся балетмейстеров и танцовщиков. Одним из наиболее показательных примеров является искусство Айседоры Дункан, в котором была предложена теория движения, созданного на основе восприятия музыки.

Честно скажу: для меня всё это внове. Мне никто никогда до Лены таких вещей не объяснял.

В качестве эталона музыкальности в постановках Лена привела мне Светлану Савельеву, блестящего хореографа и исполнителя фламенко. Посмотрите её работу, и вы поймёте, о чём идёт речь.

Светлана (за замершей картинке она справа) фантастически чувствует музыку и умеет составить идеальную композицию движений. Это, конечно, талант и большое искусство. И этим же отличаются все постановки самой Елены Морены, а также Наталии Прибытко, которую вы также видели в этом ролике в паре со Светланой. Так что будем слушаться профессионалов!

А я, между прочим, буду танцевать свою новую композицию в платье, которое когда-то шилось специально для Светланы Савельевой. Пусть оно передаст мне хотя бы её энергию о передаче таланта я даже и просить боюсь 😊.