Найти тему
УтроНьюс

Ты нас в дверь, а мы тебя в суд: что снова не поделили Сафин и Седых

Входящий в ОМК Выксунский металлургический завод ополчился на «Уральскую сталь» Дениса Сафина и подал на компанию иск в арбитражный суд на 6,42 млрд рублей. Корреспондент УтроNews ознакомился с ситуацией и пришел к выводу, что причиной конфликта, скорее всего, является рост цен на заготовки для железнодорожных колес, которые компания Анатолия Седых продает структурам РЖД.

Входящий в Объединенную металлургическую компанию (ОМК) Выксунский металлургический завод (ВМЗ) собрался взыскать 6,42 млрд рублей с «Уральской стали». Иск подан в Московский арбитражный суд 4 апреля, а дело будет рассмотрено 26 августа.

Главный интерес здесь вызывают фигуранты. ОМК принадлежит Анатолию Седых, а «Уральская сталь» контролируется другим предпринимателем Денисом Сафиным. Подробности их судебного спора неизвестны, но причины конфликта можно проследить.

Сафин и юрист Егоров

Сафин взял «Уральскую сталь» под контроль в 2022 году после того, как Загорский трубный завод (ЗТЗ), где он числится учредителем, владельцем и гендиректором, купил это предприятие. Официально Сафин на ЗТЗ главное лицо, но, похоже, к этому предприятию сохраняет отношение юрист Николай Егоров.

Егоров учился на юрфаке ЛГУ в одно время с Президентом РФ Владимиром Путиным и является основателем адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Егоров в 2017 году стал совладельцем ЗТЗ и человеком, который оказывал предприятию сопровождение – юрист консультировал кредиторов Сбербанка, в число которых входил и ЗТЗ. В 2018 году Егоров решил выйти из совладельцев предприятия и продать свою долю за 75 млн долларов, но неформальные отношения с ЗТЗ, судя по всему, сохранил.

Николай Егоров. Фото: https://www.9111.ru/questions/77777777721844475/

Сафин, который на тот момент уже был совладельцем и гендиректором ЗТЗ, 7 сентября 2017 года был помещен Тверским судом Москвы под домашний арест за нецелевое использование субсидий Минпромторга. Проблема Сафина позднее была чудесным образом улажена, и он продолжил работу на ниве российского металлургического бизнеса. Однако буквально через год у Сафина возникли новые трудности – ФАС вознамерилась отменить трубный контракт ЗТЗ с «Газпромом» на 41 млрд рублей.

Демпинг для «Газпрома»

За этим сюжетом мог стоять глава «Роснефти» Игорь Сечин, а сама ситуация представлять собой часть корпоративной войны между его компанией и структурами «Газпрома». Впрочем, основания для вмешательства ФАС были – стоимость труб по этому контракту была немногим выше их себестоимости , а это сразу порождает вопросы.

Дело в том, что в этом бизнесе самым выгодным видом мошенничества является покупка старых труб, их обработка и продажа под видом нового продукта. Визуально старую трубу от новой не отличить, для этого необходима экспертиза металла, а при приемке трубы ее если и делают, то выборочно. Такие скандалы типичны для Санкт-Петербурга – первое «трубное дело» в северной столице возникло в 2012 году, а недавно случился рецидив.

-2

Денис Сафин. Фото: https://www.rbc.ru/business/08/09/2017/59b2c1f59a7947739b4a9681

ЗТЗ демпинговал цены на трубы на 13-15%, после чего «Газпром» отказался сотрудничать с конкурентами завода. Именно это породило справедливые сомнения по качеству труб, но Сафин вновь посрамил недоброжелателей – его трубное предприятие оказалось единственным в России, которое в 2018 году сумело увеличить производство.

Выкуп «Уральской стали»

Сафин для такого бизнеса – человек слишком молодой да ранний, на 2016 год ему было всего 36 лет, поэтому сформировалось мнение, что он использовался Егоровым и главой «Газпрома» Алексеем Миллером для передела российского трубного рынка в свою пользу. На рубеже десятилетий ЗТЗ демонстрировал такие успехи, что начал выдавливать с рынка ТМК Дмитрия Пумпянского, и на такой волне предприятие задумалось о покупке у Алишера Усманова «Уральской стали».

ЗТЗ в 2020 году 90% продукции поставлял по соглашениям с «Газпромом», а «Уральская сталь», которая тогда входила в «Металлоинвест», производит трубные заготовки для нефтегазовых труб. Под «газпромовские» контракты ЗТЗ Сафина начал наращивать выпуск продукции и, чтобы увеличить объемы, решился на приобретение смежных производств.

-3

Алексей Миллер. Фото: https://www.osnmedia.ru/tag/aleksej-miller/

Процесс приобретения «Уральской стали» структурами ЗТЗ был завершен в феврале 2022 года, когда на предприятии сменилась команда, а новым генеральным директором стал Сафин. Данный процесс обернулся потерями для контрагентов «Уральской стали», которая перестала выполнять контракты. Среди пострадавших значились ТОО «АзияТяжМаш» (Казахстан) и ООО «СВМ Проект» (РФ), но заводу здесь благоволил губернатор Оренбургской области Денис Паслер.

Сделка была проведена на заемные деньги, причем «Уральская сталь» после смены собственника выпустила облигации, чем еще больше увеличила долг структур ЗТЗ.

Конфликт с ОМК из-за колес

Отношения между Сафиным и Седых давно непростые. В начале восхождения ЗТЗ к контрактам «Газпрома» одной жертв демпинга Сафина стала ОМК, причем что интересно – в случае с железнодорожными колесами предприятие проводило противоположную политику. В 2023 году ФАС вновь обвинила «Уральскую сталь» в завышении цен на 40% для заготовок для колес.

-4

Анатолий Седых. Фото: https://www.gazprom.ru/press/news/2017/may/article334443/

Данная продукция является ключевой для Седых, который в 2018 году пытался пересадить РЖД на колеса ОМК. Повышение «Уральской сталью» цен на заготовки поставило под сомнение бизнес ОМК, что, вероятно, и стало причиной стартовавшего арбитражного процесса. Ситуация угрожает многомиллиардным контрактам ОМК.

Конфликты между «Уральской сталью» и ОМК начались сразу после прихода туда Сафина и связаны с борьбой за металлургический рынок. В декабре 2022 года «Уральская сталь» обратилась в суд с иском против ОМК на 125 млн долларов, а теперь Седых ответил Сафину взаимностью.

Капитализм по Марксу

Характер деятельности Сафина очевиден, но и Седых нельзя идеализировать. Его ОМК является одним из ведущих игроков на рынке железнодорожных колес и делит пространство с «Евразом» Романа Абрамовича. Для того, чтобы удержать позиции, Седых точно так же, как и Сафин скупал нужные для бизнеса предприятия. Именно так он поступил в 2019 году с ОАО РЖД «Вагонно-ремонтная компания – 3».

Бизнес Седых построен на контрактах с госкорпорациях и поставках для них готовой продукции, все крутится вокруг этого, и это главная цель всей кипучей деятельности. Только рынок узкий и поэтому Седых приходится вступать в борьбу с конкурентами вроде Сафина.

Интересы простых людей здесь мало кого заботят – фигурант иска против «Уральский стали», ВМЗ в 2019 году запустил новое производство вблизи жилого сектора. Протесты жителей не возымели действия.

Экология вообще мягкое место ОМК – в 2020 году произошла история с Чусовским металлургическим заводом, который компания Седых обещал модернизировать и даже получила гарантию на 21 млрд рублей, но не выполнила свои обязательства. Здесь все как при диком капитализме времен Маркса – прибыль, прибыль, прибыль, а все остальное вторично. Суды являются тут инструментом олигархической борьбы и способом отогнать конкурента от того или иного госконтракта.