Консультация врача-ортодонта обязательна.
Как уже было сказано в предыдущей статье, по классификации профессора Хорошилкиной Ф.Я. растянуть можно только первый вариант уздечки (тонкая, почти прозрачная уздечка, недостаточной длины). В остальных четырех случаях требуется оперативное вмешательство. И для каждого вида нарушения будет свой вид операции. Чем раньше будет сделана операция, тем менее травматична она будет. Причина кроется в том, что с возрастом уздечка утолщается, обрастает сосудами и нервными окончаниями. И если подрезание уздечки у новорождённого ребенка проходит без крови и боли, то позже может потребоваться анестезия и наложение швов.
А что же тогда делает логопед?
Логопедическая работа по растяжению уздечки включает артикуляционную гимнастику (специальные упражнения) и массаж языка в т.ч. уздечки.
У многих детей даже просьба открыть рот, не говоря уже о попытке сделать массаж языка, может вызывать стресс, так - как уже к четырём годам они имеют опыт лечения зубов. Дети отказываются открывать рот, потому что боятся. Поэтому сначала логопед разговаривает с ребёнком, показывает и рассказывает, что он будет делать, устанавливает доверительные отношения, обещает что не будет трогать зубы, и только после этого начинает работать.
А если в процессе работы окажется, что у ребёнка присутствует выраженный рвотный рефлекс, то массаж языка сначала будет направлен на преодоление рвотного рефлекса и процесс может затянуться.
Одновременно с массажем логопед на занятии отрабатывает с ребёнком артикуляционные упражнения, способствующие растяжению подъязычной связки. Показывает алгоритм выполнения упражнения родителю: на что обратить внимание, что делать нельзя, и дает задание на дом, которое надо будет выполнять обязательно. Иначе нужного эффекта достичь будет сложно. Артикуляционная гимнастика используется не только для безоперационного растяжения уздечки, но и назначается после операции.
О чем должны знать родители?
Логопед предупреждает родителей о том, что работа над растяжением уздечки не ограничивается логопедическими занятиями. От родителей потребуется настойчивость и терпение, так как дома надо будет выполнять задания (артикуляционную гимнастику.)
Родителям необходимо понимать, что для ребёнка с укороченной уздечкой выполнение специальных артикуляционных упражнений – тяжелая работа, часто связанная с неприятными ощущениями, которая требует концентрации внимания и часто преодоления нежелания их выполнять. Поэтому дети капризничает и отказывается заниматься.
Длительность работы по растяжению подъязычной связки зависит от опыта логопеда, а также активности, и исполнительности ребёнка и родителей. Ребёнок должен видеть, что все в семье заинтересованы в результате.
Правила выполнения артикуляционных упражнений.
- Удобное место занятий перед зеркалом.
- Регулярность.
- Постепенность. Количество занятий, интенсивность и продолжительность каждого упражнения увеличиваем постепенно.
- Упражнения выполняем медленно с максимально возможной амплитудой.
- Каждое упражнение выполняем 5 раз постепенно доводя количество повторений до 10.
- При необходимости, каждую позу удерживаем на счет 5 постепенно доводя до 10-ти.
- Во время выполнения упражнений особое внимание уделяем особым указаниям (секретикам) по каждому упражнению.
- Если возникают вопросы, обязательно задаем их своему логопеду.
- Не допускаем усталости и потери интереса к занятиям, включаем игровые элементы.
- Обязательно хвалим и стимулируем желание заниматься.
Артикуляционные упражнения, способствующие растяжению подъязычной складки.
1. «Заборчик»:
Улыбнуться, чтобы было видно и верхние и нижние зубки; можно произнести звук [И]. Удерживать положение на счет до 5. Повторить 5 раз, постепенно увеличивая до 10.
Секретик: зубы сомкнуты встык.
2. «Дудочка»
Округлить губы, можно произнести звук [У]. Удерживать положение на счет до 5. Повторить 5 раз, постепенно увеличивая до 10.
Секретик: зубы сомкнуты встык
3.«Заборчик- дудочка»:
Попеременно: улыбка - губы округлены (И - У). Каждое движение удерживаем на счет до 5. Удерживать положение на счет до 5. Повторить 5 раз, постепенно увеличивая до 10.
Секретик: зубы сомкнуты встык
4. «Чистим верхние зубки»
-Улыбнуться, разомкнуть зубы, кончиком языка пройтись передней поверхности верхних зубов вправо- влево. Повторить 5 раз, постепенно увеличивая до 10.
Секретик: улыбку удерживаем, подбородок неподвижен!
- Улыбнуться, разомкнуть зубы, кончиком языка пройтись по задней поверхности верхних зубов вправо- влево. Удерживать положение на счет до 5
Секретик: улыбку удерживаем, подбородок неподвижен!
5. «Посчитай верхние зубки»:
Улыбнуться, чтобы были видны и верхние, и нижние зубки;
Кончиком языка с силой «посчитать» верхние зубки изнутри. Повторить 5 раз постепенно увеличивая до 10.
Секретик: улыбку удерживаем.Подбородок неподвижен!
6. «Лошадка скачет»:
Улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки;
Открыть рот шире; пощелкать языком. Повторить 5 раз постепенно увеличивая до 10.
Секретик: рот открыт, подбородок неподвижен!
7. «Лошадка скачет медленно»:
Улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки;
пощёлкать языком медленно в 2 раза.
Повторить 5 раз, постепенно увеличивая до 10 повторений.
Секретик: рот открыт, подбородок неподвижен!
8. «Грибок»:
От упражнения «Лошадка скачет медленно»
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба») и не отрывать от неба. Удержать такое верхнее положение языка под счет до 5, постепенно увеличиваем до 10. Повторить 5 раз
Секретик: удерживаем широко открытый рот
9. «Гармошка»:
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, опускать и поднимать нижнюю челюсть. Наблюдать в зеркале как растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. Повторить 5 раз, постепенно увеличивая до 10.
Секретик: Рот широко открыт язык не отрывается от неба при движении челюсти.
10. «Парус»
Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в заднюю поверхность зубов. Удерживать на счет до 5, постепенно увеличивая до 10.
Секретик: удерживать широко открытый рот, челюсть неподвижна
11. «Иголочка»:
Улыбнуться, открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно увеличивая до 10.
Секретик: удерживать широко открытый рот, челюсть неподвижна
Для растяжения уздечки дома, особенно на начальном этапе, можно дополнительно использовать не стандартные, «вкусные» упражнения, требующие вытягивания языка вперед и вверх. Например, облизывание тарелки, намазанной тем, что любит ребёнок, слизывание с верхней губы капельки варенья, дотянуться языком до чупа-чупса и т.д.
Уважаемые родители, эти упражнения Вы можете попробовать выполнять дома, начните с «вкусных» упражнений, а позже вставляйте их между основными упражнениями.
Проявите терпение и творческий подход и у Вашего ребёнка все получится.