Найти тему
Логопед и Я

Советы логопеда. Артикуляционная гимнастика.Растягиваем укороченную подъязычную уздечку.

Оглавление
-2

Консультация врача-ортодонта обязательна.

Как уже было сказано в предыдущей статье, по классификации профессора Хорошилкиной Ф.Я. растянуть можно только первый вариант уздечки (тонкая, почти прозрачная уздечка, недостаточной длины). В остальных четырех случаях требуется оперативное вмешательство. И для каждого вида нарушения будет свой вид операции. Чем раньше будет сделана операция, тем менее травматична она будет. Причина кроется в том, что с возрастом уздечка утолщается, обрастает сосудами и нервными окончаниями. И если подрезание уздечки у новорождённого ребенка проходит без крови и боли, то позже может потребоваться анестезия и наложение швов.

-3

А что же тогда делает логопед?

Логопедическая работа по растяжению уздечки включает артикуляционную гимнастику (специальные упражнения) и массаж языка в т.ч. уздечки.

У многих детей даже просьба открыть рот, не говоря уже о попытке сделать массаж языка, может вызывать стресс, так - как уже к четырём годам они имеют опыт лечения зубов. Дети отказываются открывать рот, потому что боятся. Поэтому сначала логопед разговаривает с ребёнком, показывает и рассказывает, что он будет делать, устанавливает доверительные отношения, обещает что не будет трогать зубы, и только после этого начинает работать.

А если в процессе работы окажется, что у ребёнка присутствует выраженный рвотный рефлекс, то массаж языка сначала будет направлен на преодоление рвотного рефлекса и процесс может затянуться.

Одновременно с массажем логопед на занятии отрабатывает с ребёнком артикуляционные упражнения, способствующие растяжению подъязычной связки. Показывает алгоритм выполнения упражнения родителю: на что обратить внимание, что делать нельзя, и дает задание на дом, которое надо будет выполнять обязательно. Иначе нужного эффекта достичь будет сложно. Артикуляционная гимнастика используется не только для безоперационного растяжения уздечки, но и назначается после операции.

-4

О чем должны знать родители?

Логопед предупреждает родителей о том, что работа над растяжением уздечки не ограничивается логопедическими занятиями. От родителей потребуется настойчивость и терпение, так как дома надо будет выполнять задания (артикуляционную гимнастику.)

Родителям необходимо понимать, что для ребёнка с укороченной уздечкой выполнение специальных артикуляционных упражнений – тяжелая работа, часто связанная с неприятными ощущениями, которая требует концентрации внимания и часто преодоления нежелания их выполнять. Поэтому дети капризничает и отказывается заниматься.

Длительность работы по растяжению подъязычной связки зависит от опыта логопеда, а также активности, и исполнительности ребёнка и родителей. Ребёнок должен видеть, что все в семье заинтересованы в результате.

Правила выполнения артикуляционных упражнений.

  1. Удобное место занятий перед зеркалом.
  2. Регулярность.
  3. Постепенность. Количество занятий, интенсивность и продолжительность каждого упражнения увеличиваем постепенно.
  4. Упражнения выполняем медленно с максимально возможной амплитудой.
  5. Каждое упражнение выполняем 5 раз постепенно доводя количество повторений до 10.
  6. При необходимости, каждую позу удерживаем на счет 5 постепенно доводя до 10-ти.
  7. Во время выполнения упражнений особое внимание уделяем особым указаниям (секретикам) по каждому упражнению.
  8. Если возникают вопросы, обязательно задаем их своему логопеду.
  9. Не допускаем усталости и потери интереса к занятиям, включаем игровые элементы.
  10. Обязательно хвалим и стимулируем желание заниматься.
-5

Артикуляционные упражнения, способствующие растяжению подъязычной складки.

1. «Заборчик»:

Улыбнуться, чтобы было видно и верхние и нижние зубки; можно произнести звук [И]. Удерживать положение на счет до 5. Повторить 5 раз, постепенно увеличивая до 10.

Секретик: зубы сомкнуты встык.

2. «Дудочка»

Округлить губы, можно произнести звук [У]. Удерживать положение на счет до 5. Повторить 5 раз, постепенно увеличивая до 10.

Секретик: зубы сомкнуты встык

3.«Заборчик- дудочка»:

Попеременно: улыбка - губы округлены (И - У). Каждое движение удерживаем на счет до 5. Удерживать положение на счет до 5. Повторить 5 раз, постепенно увеличивая до 10.

Секретик: зубы сомкнуты встык

4. «Чистим верхние зубки»

-Улыбнуться, разомкнуть зубы, кончиком языка пройтись передней поверхности верхних зубов вправо- влево. Повторить 5 раз, постепенно увеличивая до 10.

Секретик: улыбку удерживаем, подбородок неподвижен!

- Улыбнуться, разомкнуть зубы, кончиком языка пройтись по задней поверхности верхних зубов вправо- влево. Удерживать положение на счет до 5

Секретик: улыбку удерживаем, подбородок неподвижен!

5. «Посчитай верхние зубки»:

Улыбнуться, чтобы были видны и верхние, и нижние зубки;

Кончиком языка с силой «посчитать» верхние зубки изнутри. Повторить 5 раз постепенно увеличивая до 10.

Секретик: улыбку удерживаем.Подбородок неподвижен!

6. «Лошадка скачет»:

Улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки;

Открыть рот шире; пощелкать языком. Повторить 5 раз постепенно увеличивая до 10.

Секретик: рот открыт, подбородок неподвижен!

7. «Лошадка скачет медленно»:

Улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки;

пощёлкать языком медленно в 2 раза.

Повторить 5 раз, постепенно увеличивая до 10 повторений.

Секретик: рот открыт, подбородок неподвижен!

8. «Грибок»:

От упражнения «Лошадка скачет медленно»

Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба») и не отрывать от неба. Удержать такое верхнее положение языка под счет до 5, постепенно увеличиваем до 10. Повторить 5 раз

Секретик: удерживаем широко открытый рот

9. «Гармошка»:

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, опускать и поднимать нижнюю челюсть. Наблюдать в зеркале как растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положе­нии. Повторить 5 раз, постепенно увеличивая до 10.

Секретик: Рот широко открыт язык не отрывается от неба при движении челюсти.

10. «Парус»

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в заднюю поверхность зубов. Удерживать на счет до 5, постепенно увеличивая до 10.

Секретик: удерживать широко открытый рот, челюсть неподвижна

11. «Иголочка»:

Улыбнуться, открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно увеличивая до 10.

Секретик: удерживать широко открытый рот, челюсть неподвижна

Для растяжения уздечки дома, особенно на начальном этапе, можно дополнительно использовать не стандартные, «вкусные» упражнения, требующие вытягивания языка вперед и вверх. Например, облизывание тарелки, намазанной тем, что любит ребёнок, слизывание с верхней губы капельки варенья, дотянуться языком до чупа-чупса и т.д.

Уважаемые родители, эти упражнения Вы можете попробовать выполнять дома, начните с «вкусных» упражнений, а позже вставляйте их между основными упражнениями.

Проявите терпение и творческий подход и у Вашего ребёнка все получится.

Желаем успеха!