Вы устали от информационного шума? От «пластинок» в голове и чрезмерного количества задач? Тогда вам и, кстати, вашим детям тоже - на «Чепуху», новый спектакль Вахтанговского практикума, что идёт на сцене и при поддержке театра «Школа драматического искусства».
Призыв прямо на афише: Концерт для взрослых и уставших людей. А от чего уставших? Да, по всей видимости, от самих себя, от того, что напридумали горы лишнего, ненужного, отвлекающего от главного, задавив в себе тем самым внутреннего ребёнка.
Сегодня взрослые взяли моду (именно моду) рассуждать о медитации. А о ней как раз и не рассуждают – это состояние вне ума (не безумие, конечно), когда из так пугающей пустоты как раз и может показаться то, что ты ищешь всю жизнь.
Помните, с каким невероятно приятным замиранием сердца вы лихо качались на качелях, как впервые перед вами раздвинулся занавес в «коробочке» кукольного театра, с каким трепетом вы в родительском доме доставали из-под ёлки подарок и аккуратно его разворачивали?
И ни одной отвлекающей мысли в голове. Это медитация и есть, та, что вылечивает от жизненной кутерьмы и неразберихи, та, после которой цель становится ясной, и ты потихоньку начинаешь видеть себя истинного.
Так вот – театр, когда он настоящий, он чистит и лечит, освобождая внутреннее пространство от наносного и вызволяя место для главного – для творчества. По образу, как известно, и подобию. Так как творец – каждый, без исключения.
Чепуха, - скажете вы. И будете правы. Действительно, «Чепуха», в основе которой стихи и переводы Самуила Маршака, вашей суетной жизни в помощь.
Автор инсценировки и режиссёр Ася Князева решила создать пространство спектакля, где играть будут все – и артисты, и зрители. Да, да – и те, кто смущается и стесняется (поначалу) тоже. Ибо четверо артистов так деликатны, добры и талантливы, что не подыграть им просто невозможно.
Конечно, каждый взрослый окунётся здесь в своё любимое – кто-то в «Балладу о королевском бутерброде» или «Весёлых чижей», а иной в «Непослушную маму» или в «Чем пахнут ремёсла». Всё! Вы «на крючке», тем более, что Антон Власов, Гоша Шимоненко, Тома Лаврик и Иван Авдеев обоймут вас таким театральным флёром, о котором вы и не мечтали.
Пуститесь в том же тазу в предложенное командой театрально-морское плаванье, что и мудрецы, а, вернее, Чепухня, Чепухолог, Чепушинка и Чепуховед. И, не успеете оглянуться, как улетучатся все ненужные мысли и выйдет наружу милый, улыбчивый, доверчивый малыш. Который, по правде, уже хорошо понимает про других философов, старуху с дверью, разговорчивых Ивановых, разбирается в интеллигентности и не будет огорошен «Тремя подарками».
Игра! А, собственно, вы ведь в театре. Радость и вам, и артистам, такой всеобщий карнавал радости! Посмотреть бы вам здесь на себя со стороны! Нет надутых, озабоченных, недовольных – игра уравняла и увлекла всех, абсолютно счастливы и большие, и маленькие.
Уверена, что дома многие станут перечитывать или читать Маршака впервые. Наверное, начнут с «Джамбли» - ведь именно эти строки распрямили на представлении наши крылья и мы поняли, что можно лететь! От красоты слога, от невероятно вдохновенного исполнения.
В «Чепухе» театральность завораживает – добрая сказка невероятно талантливых открытых существ, которые смотрят в глаза и в душу, приотворяя внутри нас некие загадочные дверки и в музыку преображая шум.
А если кто-то всё-таки подумает: «Абсурд!», не ошибётся, потому что, по словам режиссёра, мышление абсурда – это не отсутствие логики, это иная логика. Ну, просто, нелинейная, такая волшебная, которой пользуются дети. Оттого им проще отвечать на любые вопросы. Сам Маршак советовал: "Учитесь мудрости у детей". И ещё писал:
Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И все же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
После представления в фойе можно услышать: спектакль с терапевтическим эффектом («медитация» и «медицина» ведь слова одного корня); хорошо, что не сопротивляясь вошли в игру – столько удовольствия; как будто в шекспировском театре побывали; полтора часа смеха и счастья лишними быть не могут; наконец-то я понял, что такое катарсис. И всё в таком духе.
Знаете, изначально слово «чепуха» означало не нелепость и бессмыслицу, а мелкие части чего-то разбитого. Михаил Васильевич Ломоносов, например, в «Кратком описании путешествий по северным морям» писал: «Льды от ветру в чепуху разбиваются».
И подумалось, а мы после этой театральной «Чепухи» какими-то цельными выходим, частички собираются, настроение меняется, и как будто знаешь, зачем живёшь. А вроде бы была всего лишь шалость. Ан нет!