Найти в Дзене

Николай Михайлович Карамзин и «Что нужно автору?».

Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении, и часто против воли своей. Тщетно думает лицемер обмануть читателей и под златою одеждою пышных слов сокрыть железное сердце; тщетно говорит нам о милосердии, сострадании, добродетели! Все восклицания его холодны, без души, без жизни; и никогда питательное, эфирное пламя не польется из его творений в нежную душу читателя. Великие личности оставляют неизгладимый след в истории, формируя культурное и интеллектуальное наследие нации. Николай Михайлович Карамзин, выдающийся русский историк, писатель и мыслитель, без сомнения, занимает особое место в пантеоне русской культуры. Его труды и идеи продолжают вдохн
Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении, и часто против воли своей. Тщетно думает лицемер обмануть читателей и под златою одеждою пышных слов сокрыть железное сердце; тщетно говорит нам о милосердии, сострадании, добродетели! Все восклицания его холодны, без души, без жизни; и никогда питательное, эфирное пламя не польется из его творений в нежную душу читателя.

Великие личности оставляют неизгладимый след в истории, формируя культурное и интеллектуальное наследие нации. Николай Михайлович Карамзин, выдающийся русский историк, писатель и мыслитель, без сомнения, занимает особое место в пантеоне русской культуры. Его труды и идеи продолжают вдохновлять и сегодня, а его вклад в развитие русской литературы и историографии остается актуальным и значимым. Вспоминая Карамзина, мы не только отдаем дань уважения его личности и достижениям, но и переосмысливаем историческое прошлое, черпая уроки для современности и будущего. В этой статье мы вспомним одно из самых актуальных его произведений, а также погрузимся в анализ наследия, чтобы осознать, почему помнить о Карамзине так важно для каждого, кто ценит глубину и богатство русской истории.

Подпись к фото: Н. М. Карамзин. Портрет кисти Тропинина (1818). Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Карамзин,_Николай_Михайлович
Подпись к фото: Н. М. Карамзин. Портрет кисти Тропинина (1818). Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Карамзин,_Николай_Михайлович

Николай Михайлович Карамзин, живший в период с 1766 по 1826 годы, зарекомендовал себя как выдающийся русский писатель и историк. Его вклад в литературу и историографию был отмечен избранием его почётным членом Академии наук в Санкт-Петербурге в 1818 году. Карамзин также известен как основатель "Московского журнала", однако наибольшую известность ему принесла повесть "Бедная Лиза", опубликованная в 1792 году и сразу же принесшая автору широкое признание. С течением времени, Николай Михайлович все больше углублялся в изучение истории. Восшествие на трон императора Александра I в 1801 году стало для него стимулом к созданию "Вестника Европы", который с 1802 по 1830 год был первым в России журналом, сочетающим литературный и политический анализ. В 1804 году Карамзин занял пост императорского историографа, и до конца своих дней работал над "Историей государства Российского". В 1811 году, по просьбе императора Александра I, Николай Карамзин написал известное сочинение "О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях", которое было опубликовано в Берлине в вместе с заметками о Польше, а в 1870 году – в "Русском Архиве". Двенадцатый и последний том его "Истории государства Российского" был выпущен уже после смерти автора.

Александр Пушкин высоко ценил Н.М. Карамзина, называя его великим писателем, благородным патриотом – человеком с прекрасной душой, и брал с него пример стойкости перед лицом критики. Василий Жуковский говорил в свою очередь о Николае Михайловиче следующее:

О! в эти дни, как райское виденье,
Был с нами он, теперь уж не земной,
Он, для меня живое провиденье,
Он, с юности товарищ твой.
О! как три нем все сердце разгоралось!
Как он для нас всю землю украшал!
В младенческой душе его, казалось,
Небесный ангел обитал...
Лежит венец на мраморе могилы;
Ей молится России верный сын;
И будит в нем для дел прекрасных силы
Святое имя: Карамзин.

Николай Михайлович Карамзин отошел ко сну вечному 22 мая (3 июня по новому стилю) 1826 года в Санкт-Петербурге. Его кончина наступила вследствие простуды, которую он подхватил 14 декабря 1825 года, находясь на Сенатской площади. Последний приют Карамзина нашелся на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры, известном в то время как Ново-Лазаревское кладбище.

Всеми любимый автор оставил после себя не только глубокие исторические труды, но и проникновенные размышления о природе литературного творчества. Когда в начале статьи мы предлагали вспомнить одно из главнейших эссе Карамзина на тему публицистики, то имели ввиду произведение "Что нужно автору?", в котором Карамзин обращается к вечным вопросам о том, что делает автора истинным мастером слова. В этой статье Карамзин размышляет о важности искренности и честности перед самим собой и читателем. Он утверждает, что автор должен быть не только талантливым и образованным, но и обладать глубокой эмпатией, способностью видеть и понимать мир через призму человеческих переживаний. Карамзин подчёркивает, что автору необходимо иметь свой собственный голос, который отличал бы его от других и делал его тексты узнаваемыми и запоминающимися. "Что нужно автору?" также затрагивает тему ответственности писателя перед обществом. Карамзин считает, что литература несет в себе мощный социальный заряд и может влиять на мировоззрение людей, формировать их вкусы и представления о морали. Поэтому, по его мнению, автор должен осознавать вес своих слов и влияние, которое они могут оказать. Эта статья Карамзина является своего рода манифестом, призывающим к высоким стандартам в литературе. Она актуальна и сегодня, напоминая о том, что истинное искусство требует не только мастерства, но и душевной щедрости, готовности делиться с читателями не только знаниями, но и частицей своего сердца.

Память о Карамзине жива не только в его произведениях, но и в том бессмертном наследии, которое он оставил для будущих поколений — наследии, основанном на принципах гуманизма, патриотизма и неустанного поиска истины. Сегодня мы познакомились с прекрасным произведением, которое наставляет авторов следовать верному пути. Однако свернуть с него или вытаптывать свою собственную дорожку – решать вам!

© Денис Овсянников