Фотограф Тарик Заиди побывал в Северной Корее в 2017 году. Недавно он выпустил фотокнигу North Korea: The People's Paradise («Северная Корея: народный рай»), в которой сделал попытку объективно показать жизнь людей в этой уникальной стране.
Для большинства людей Северная Корея остается загадочной и непонятной страной. В 2017 году фотограф Тарик Заиди посетил Северную Корею. Сопровождаемый двумя северокорейскими кураторами, он следовал по тщательно спланированному маршруту, но это не помешало ему запечатлеть множество различных аспектов жизни в этой стране.
В своей новой книге «Северная Корея: народный рай» Заиди делится уникальными снимками, предоставляя нам редкую возможность взглянуть на мир, который большинство из нас никогда не увидит своими глазами. Это позволяет очеловечить и лучше понять культуру, которая часто остается непонятной для внешнего мира.
В эксклюзивном интервью для My Modern Met Тарик Заиди рассказывает о своем опыте пребывания в Северной Корее и делится своими размышлениями об этом интересном путешествии.
— Что изначально вдохновило вас на поездку в Северную Корею?
— Когда я планировал свою первую поездку в 2017 году, я рассчитывал окунуться в яркую атмосферу ежегодного пивного фестиваля — мероприятия, где иностранцы и местные жители могли свободно общаться и фотографировать. Однако в тот год фестиваль был отложен, и вместо этого мне предложили насыщенный экскурсионный тур по стране. Хотя это было не совсем то, что я ожидал, этот структурированный маршрут с гидом открыл для меня множество скрытых жемчужин и культурных сокровищ, которые я мог бы упустить в шумной суете фестиваля.
Несмотря на отсутствие спонтанного общения, я с головой погрузился в историю и традиции Северной Кореи.
— Что больше всего удивило вас в увиденной стране?
— Северная Корея напомнила мне смесь из ГДР, Кубы, Вьетнама и Китая 20-летней давности. Это нечто среднее между этими странами и некоторыми государствами Центральной Азии, которые я посещал в последние годы, но более упорядоченное и чистое. Однако все относительно — в Северной Корее были значительные различия между сельской и городской местностью с точки зрения эстетики, людей и образа жизни.
— Насколько изолированной, с вашей точки зрения, является жизнь в этой стране?
— Единственные реальные связи — это материковый Китай и Россия. Посещение Северной Кореи — редкая привилегия, которой удостаиваются очень немногие. Ежегодно в страну приезжает около 5 000 некитайских туристов; тех, кому посчастливилось побывать здесь, встречают строгие правила и предписания, включая контроль за фотосъемкой.
Несмотря на эту изоляцию, в Северной Корее я обнаружил сочетание знакомого и неизведанного. Страна сохранила черты, напоминающие другие социалистические государства, но при этом имеет свою уникальную культуру и традиции. Это создает ощущение погружения в мир, который одновременно кажется и знакомым, и совершенно чуждым. Именно эта контрастность и стала для меня одним из самых запоминающихся аспектов моего путешествия.
— Учитывая ограничения, наложенные на фотографов, посещающих Северную Корею, вы беспокоились, сможете ли вы там снимать?
— С января 2020 года страна закрыта для всех посетителей, включая северокорейцев, проживающих за ее пределами. Ранее доступ был возможен через агентства в Китае или России, но требовалось получения разрешения и визы. Во время моих визитов меня всегда сопровождали два северокорейских надзирателя, которые регулярно проверяли мои фотографии и иногда требовали их удалить. Маршруты и пункты назначения были строго определены и не подлежали изменению.
Работать в таких условиях было непросто, но я никогда не чувствовал себя в опасности и не сталкивался с враждебностью. Я привык работать в сложных или негибких условиях. Ограничения, с которыми я сталкивался в Северной Корее, были схожи с теми, что встречались мне и в других проектах — будь то вопросы безопасности, транспорта или мобильности. Правила существуют везде, просто их характер различается в зависимости от места работы.
— Как местные жители реагировали на то, что вы их фотографировали?
— Дети, как правило, не возражали. Взрослые же обычно разрешали делать фотографии, но только после вежливых просьб с моей стороны. Это, впрочем, зависело от места съемки. Например, в метро, когда я направлял камеру на людей, они застенчиво опускали головы, чтобы избежать попадания в кадр.
Я могу с уверенностью сказать, было ли это связано с культурными различиями, застенчивостью или отсутствием привычки к фотографированию. Как и везде в мире, я фотографировал тех, кто был не против, и уважал желание тех, кто не хотел быть запечатленным.
— Есть ли какие-то фотографии, которые вам пришлось удалить, и вы сожалеете об этом?
— Во время моего визита в Пхеньян я сделал множество фотографий в ночном парке аттракционов, однако впоследствии мне пришлось их удалить. Гиды не возражали против того, чтобы я фотографировал группы людей, занимающихся своей повседневной жизнью, но индивидуальные портреты, которые я сделал, были удалены.
Трудно сказать, что еще я мог бы сфотографировать, потому что моя первая поездка была организована так, что у меня не было возможности самостоятельно исследовать и находить интересные сюжеты для съемки.
— Что больше всего запомнилось вам во время пребывания в Северной Корее?
— Во время моих фотосессий в Северной Корее гиды сыграли ключевую роль в выборе объектов, которые я мог фотографировать. Прежде всего, они информировали меня о том, что разрешено снимать, а что запрещено. В конце каждого дня они оценивали сделанные мной фотографии и рекомендовали, какие из них следует удалить, подчеркивая важность сохранения качественных снимков. Их настойчивость в достижении «хороших фотографий» забавляла меня и побуждала совершенствовать свои навыки.
Гиды часто просматривали мои фотографии и немедленно удаляли те, которые они считали неприемлемыми, независимо от их содержания. На мой вопрос о причинах удаления невоенных снимков, они объяснили, что их цель — добиться исключительных кадров, поощряя стремление к фотографическому совершенству.
Руководство Северной Кореи запретило делать фото, связанные с военными, в соответствии с общемировыми нормами. Также они не рекомендовали фотографировать отдельных людей, но разрешали групповые снимки. Многие фотографии делались в движении, запечатлевая уличные сцены из окон автомобилей. В то же время, такие разрешенные места, как Научный центр и официальные памятники, фотографировались в сопровождении гида.
— Что, как вы надеетесь, люди вынесут из этих фотографий?
— Многие мои фотопроекты посвящены недостаточно освещенным сообществам и местам. Северная Корея интригует меня уже много лет, поскольку мы знаем о ней очень мало, кроме информации из основных СМИ. Я хотел с помощью фотографии взглянуть на повседневную жизнь в этой стране, документируя людей и культуру настолько, насколько это возможно, учитывая существующие ограничения и запреты на фотосъемку.
За пределами милитаризма, авторитаризма и контроля, которые стали ассоциироваться с Северной Кореей, люди продолжают жить своей жизнью. Я захотел показать их реальность (культуру, насколько это возможно) остальному миру. В своей практике я стремился документировать то, что я видел, показывал, слышал и чувствовал во время пребывания в Северной Корее.
Читайте также на "Фишках":
Подписывайтесь на наш канал и ставьте 👍, чтобы не пропустить другие интересные посты.