Минпромторг подвел итоги конкурса на гранты, компенсирующие расходы на сертификацию гражданских беспилотников. Всего было подано 20 заявок от 12 организаций. Гранты в общем объеме 950 млн руб. получат четыре компании.
Победителями конкурса Минпромторга на гранты, компенсирующие затраты на сертификацию гражданских беспилотников, стали четыре компании, следует из протокола подведения итогов конкурса, с которым ознакомился РБК. В общей сложности они получат 475 млн рублей в 2024 году и столько же в следующем году (по условиям конкурса, гранты двухлетние).
Всего на конкурс было подано 20 заявок от 12 организаций, следует из протокола. Семь заявок были отклонены из-за несоответствия условиям конкурса. Например, у «Индустриальных дронов» и «Летающих машин Тюринга» отсутствует сертификат или лицензия разработчика. Об этой проблеме ранее заявлял заместитель губернатора Калужской области Дмитрий Разумовский на заседании межфракционной рабочей группы по развитию малой авиации, которое состоялось в конце мая.
Больше всего средств от Минпромторга получит «НПП Исток им. Шокина», входящее в холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех», — 450 млн рублей за 2 года. В конкурсе победили три заявки этого предприятия. В пресс-службе Минпромторга пояснили, что количество заявок соответствует количеству планируемых к сертификации моделей беспилотников. Далее по размеру поддержки идет «КБ Русь», расположенное в Воронеже. Эта компания получит 201,6 млн рублей на сертификацию двух своих моделей. Компания «Аэроб» получит 150 млн рублей, а «ИСТ» (148,4 млн руб.). В Минпромторге добавили, что к сертификации планируются средний беспилотный самолет (30-500 кг включительно), средний вертолет (30-500 кг включительно), средний мультиротор (30-500 кг включительно) и тяжелый вертолет (более 500 кг).
В МАК создали отдел для расследования происшествий с беспилотниками Общество
Еще четыре организации стали победителями конкурса, но грантов не получат, следует из протокола. Это компании «Волджет», «Эколибри», «Кронштадт» и новосибирский СибНИА им. Чаплыгина. «Это связано с тем, что объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2024 год, был исчерпан», — пояснили в пресс-службе министерства. Бюджет программы на текущий год составляет 475 млн руб., на 2025 год — 885 млн руб., на 2026 год — 675 млн руб.
Представитель ведомства добавила, что если органы власти, включая Минфин, дофинансируют программу на этот год и внесут изменения в нацпроект «Беспилотные авиационные системы», то могут быть объявлены и дополнительные конкурсы.
РБК обратился за комментарием в Росавиацию о том, какие из указанных победителей конкурса уже подали заявки на сертификацию своих изделий. Запрос также направлен в Минфин.
Согласно поручению президента от декабря 2022 года, Росавиация должна сертифицировать не менее десяти типов БАС. Сначала сроки предполагали такую сертификацию до сентября 2023 года, затем были сдвинуты до конца года, а в декабре Росавиация и вовсе перенесла сертификацию на этот год. Как рассказывал в конце 2023 года глава Росавиации Дмитрий Ядров, основным барьером является высокая стоимость и сроки реализации сертификации.
При этом ведомство совместно с госкорпорацией «Росатом» решили пересмотреть сам подход к сертификации, чтобы исключить «задвоение процедур». «Это позволит сократить сроки до шести месяцев, тогда как [первый сертифицированный в России в конце 2022 года беспилотник] БАС-200 сертифицировался полтора года», отмечал Ядров. Этот процесс, обошелся разработчику как минимум в 280 млн руб. (без учета собственных расходов разработчика).
Как рассказал 8 июля вице-премьер Виталий Савельев по итогам стратсессии в правительстве, посвященной нацпроекту по БАС, этот проект будет «пересобран с учетом изменившейся ситуации». «То есть мы сделаем некие инновации, которые позволят еще успешнее развивать эту отрасль», — сказал Савельев. Как именно будет пересобран нацпроект, он не уточнил.