Производитель электрических автомобилей (EV) Fisker из Калифорнии 18 июня объявил о банкротстве, став пятой компанией сектора наряду с Lordstown, Proterra, Arrival и Arcimoto, не справившейся с конкуренцией, проблемами производственного цикла и регуляторной системы, а также с изменениями предпочтений потребителей.
Аналитики Freedom Finance Global отмечают, что проблемы электромобилестроения касаются не только новых игроков, но и столпов автопрома: Ford (F), General Motors (GM) и Stellantis (STLV). Все три автогиганта последние полгода активно снижали собственные прогнозы. Ситуация с продажами электромобилей у Volkswagen Group (кроме одноименной марки выпускает машины Audi, Porsche, Skoda), Mercedes-Benz (MBG) и BMW Group (BMW) складывается неоднозначно.
Причина банкротств новых американских производителей электромобилей в том, что они пытаются реализовать бизнес-схему выпуска смартфона в своем секторе, то есть разработать начинку и дизайн, а сборку поручить сторонним производителям. Однако эта модель не работает в автомобильном секторе, поскольку маржинальность бизнеса определяется производственным циклом и экономикой масштаба.
Tesla занимает лидерские позиции в индустрии электромобилей именно потому, что у нее несколько заводов по всему миру. А новые компании, которые позиционировали себя как «убийцы» Tesla, больше не конкурируют в этом сегменте. Такие представители автоиндустрии, как Rivian (RIVN), тоже переживают не лучшие времена, но все же борются за выживание, развивая собственные производственные мощности. Компания заключила с Volkswagen стратегическое соглашение о создании СП по разработке программного обеспечения для своих электроавтомобилей. Rivian в ближайшие несколько лет планирует получить от этого проекта $5 млрд, чтобы решить проблему недостатка финансирования.
Сектор производства электромобилей за последние десять лет сделал мощный рывок, но борьба за долю рынка (один из наиболее сложных для любой новой индустрии этапов) начинается именно сейчас. Для инвестора это может стать одной из самых интересных возможностей определить нового лидера отрасли или ее первую пятерку. Представители старой гвардии: Ford, GM, Stellantis, Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW — накопили огромный опыт управления производственными мощностями. Это дает им возможность эффективнее, чем молодые компании, регулировать маржинальность бизнеса. Однако у новичков есть большие технологические преимущества, поэтому Tesla, Rivian, NIO (NIO), Li Auto (LI), XPeng (XPEV) и Zeekr (ZK) имеют все шансы обогнать старые неповоротливые компании, которые не слишком успешно адаптируются к новым трендам.
За последние десять лет мы увидели, как на одном из самых консолидированных рынков появился новый игрок, который занял первое место в своей нише. Этот успех Tesla могут повторить не все. Но важно умение адаптироваться и принимать новые условия ведения бизнеса. Движе ние в этом направлении, судя по последним новостям, начала Rivian. Подобные стратегические решения сигнализируют о гибкости бизнеса и способности меняться в соответствии с рыночными условиями. Инвестору важно уметь ловить такие сигналы, чтобы найти настоящего «убийцу» Tesla и с выгодой для себя инвестировать в эту компанию.