Найти в Дзене
GoStandUp.ru

Как написать шутку? Секрет профессиональных комиков

Оглавление

Многим кажется, что талант придумывать смешные шутки — это что-то врожденное и уникальное. Но опыт профессиональных комиков показывает, что это один из навыков, который человек может прокачать.

Есть разные методики написания шуток. Например — «разгоны». Это когда вы в компании друзей поднимаете разные темы, но обсуждаете их в юмористическом ключе. Кто-то из вас может выдать что-то смешное — неожиданный поворот, рожденный в импровизации. Если все засмеялись, то это — готовая шутка, которую остается только записать.

И все же анатомию классической шутки давно раскрыли и структурировали. У шутки, которую можно переложить в текст, есть две главные составляющие:

  • Сетап — «вводная» часть.
  • Панчлайн — смешная добивка.

Об этом рассказывают все авторы. Но остановимся на схеме, которую предлагает комик Грег Дин в своей книге «Шаг за шагом к стендап-комедии».

1. Придумываем сетап

Это может быть часть выдуманной истории или что-то из реальной жизни. Сетап задает контекст и привлекает внимание слушателя/читателя, заставляет его начать думать.

Лучше всего, если в истории уже есть что-то забавное и интригующее.

Пример:

Сегодня утром я не хотел вставать с кровати и поэтому меня уволили.

Отлично! Мы придумали начало истории. Но прежде чем идти дальше, важно понять разницу между сказанным и тем, что есть между строк. В этом и состоит мастерство создания шутки.

Итак, вы говорите о себе: «Сегодня утром я не хотел вставать с кровати и поэтому меня уволили».

Но что слышит ваш собеседник? Он начинает дорисовывать картинку, то есть — интерпретирует ваши слова по-своему: его уволили, потому что он проспал.

Что конкретно подумает человек, услышав начало истории, — индивидуально, но у большинства, скорее всего, возникнет самая простая и логичная мысль.

Когда вы придумали начало, вам как автору важно:

  • Понять, как что будет в голове у слушателя после того, как он услышит сетап.
  • Выбрать ключевое предположение (то, о чем подумает большинство).

2. Создаем связь

Возвращаемся к нашей истории.

Ключевое предположение: вас уволили потому, что вы проспали.

Связующее звено — это и есть причина. То есть догадка о том, что вы не пришли вовремя на работу.

3. Придумываем панчлайн

Теперь нужна концовка шутки, которая разрушит ранее созданные ожидания. Собственно, смех и рождается в этот момент: неожиданный поворот событий. Нам нужно придумать такую причину (почему вас уволили), которая не совпадет с очевидным предположением зрителей — и окажется при этом смешной.

Почему вас уволили пока вы были в кровати:

  • Вы работаете в мебельном магазине, и вас, валяющегося на кровати, застал начальник. Уже смешно.
  • Начальник застал вас с клиенткой. Еще смешнее.

Сегодня утром я не хотел вставать с кровати и поэтому меня уволили. Мой начальник — директор мебельного магазина — не разрешает спать на продукции с клиентками.

Итак, мы уже придумали смешную концовку. Но шутка пока сырая.

4. Оптимизируем шутку

Формулировка очень важна. Один и тот же анекдот люди рассказывают по-разному — и у кого-то получается смешнее. Если из шутки можно убрать лишние слова — убираем. Если можно переформулировать лучше — делаем это.

Оптимизируем шутку.

Было:

Сегодня утром я не хотел вставать с кровати и поэтому меня уволили. Мой начальник — директор мебельного магазина — не разрешает спать на продукции с клиентками.

Стало:

Меня уволили за то, что я не хотел вставать с кровати. Оказывается, в нашем мебельном запрещено спать с клиентками!

Возможно, шутка не самая смешная, но она приведена для примера.

Итак, теперь вы знаете, как написать собственную шутку. Но сможете ли написать ее по этой схеме? Попробуйте придумать свой вариант концовки — и напишите его в комментариях.