Найти тему
Рок на БиС

Рок-кладовая Александра Галина. QUARTETO 1111. Маленький шедевр под занавес, сольники Хосе Сида и несколько общих соображений

В прошлый раз мы говорили, что QUARTETO 1111 возвратились в Португалию, где группа все еще продолжала находиться под пристальным взглядом местной цензуры. На смену Тозе Брито (Tózé Brito), который решил продожить изучение музыкального бизнеса в Англии, в состав QUARTETO 1111 принят Майк Сержант, впоследствии получивший известность в составе GEMINI и выпустивший в 1977 и 1979 годах под своим именем два поп-сингла.

Фото предоставлено Александром Галиным
Фото предоставлено Александром Галиным

В работе над альбомом Bruma Azul do Desejado группа QUARTETO 1111 сотрудничает с певцом Фрей Хермано да Камара (Frei Hermano da Câmara). Религиозная тематика второго альбома была обусловлена личностью Камары. Он родился 12 декабря 1934 года в аристократической семье. Свой первый музыкальный альбом выпустил в 1959 году. Однако в возрасте 27 лет Камара решил стать монахом-бенедиктинцем. Позже, с разрешения второго Ватиканского собора, он смог вернуться к музыкальной деятельности – с целью защиты апостольства посредством музыки для построения цивилизации любви и мира.

Записи производились в сопровождении хора Клаустральской школы Сингеверга – монастыря, в котором в то время уединенно жил Фрей Хермано да Камара.

Кстати, в монастыре производят фирменный травяной ликер.
Источник фото https://www.tasteatlas.com/licor-de-singeverga
Источник фото https://www.tasteatlas.com/licor-de-singeverga
Никто не пробовал? БиС.

В основе большинства композиций лежат африканские, перуанские и другие народные мотивы, а также темы, специально написанные Отцом Симау Дуарте (Padre Simão Duarte) и некоторыми другими. Песен авторства Хосе Сида и других участников QUARTETO 1111 нет.

Очевидно, что в этой работе с целью формирования универсального звука приветствия Господа рок-группе всё же была отведена второстепенная роль. Но вместе с этим, небольшие соло для синтезатора Moog,

Первый синтезатор такого типа в Португалии был приобретен Мигелем Грасой Морой (Miguel Graça Moura) – основателем группы POP FIVE MUSIC INCORPORATED.

звучавшие на фоне приглушенного звука ритм-секции, подняли на новый уровень содержательную аудио-картину в записи, дополнительно раскрыв эстетический потенциал такого необычного сотрудничества – распространения христианских идеалов посредством новой прогрессивной музыки. В дальнейшем Камара успешно продолжил свои опыты в выбранном направлении, в 1980-е годы создав религиозную общину под названием «Вестники Божьего милосердия»…

Тем временем Хосе Сид после записи этого альбома в конце 1973 года покидает QUARTETO 1111 и целиком окунается в работу над своими сторонними проектами. Следует особо выделить соло-сингл Хосе Сида – «Cantiga Portuguesa//Doce E Fácil Reino Do Blá Blá Blá» (1973), Пожалуй, это самая «тяжелая» работа маэстро, выполненная в стиле классического хард-рока. Замечательная мощная тема, не уступающая лучшим образцам жанра…

Ютуб-канал Música em Portugal

После «революции гвоздик», которая восстановила демократию в Португалии и ознаменовала конец цензуры, Сид возвращается к работе с QUARTETO 1111. В 1974 году, воссоединившись с Тозе Брито, Майком Сержантом, Антонио Перейрой, а также пригласив нового ударника Гильерме Иньеса (Guilherme Inês) – участника SHARKS, HOOKS/ZOO, OS CHINCHILAS, OBJECTIVO, они начинают работу над подготовкой принципиально нового материала к своему очередному студийному альбому.

Однако через несколько месяцев Иньеса пришлось заменить и альбом записывался на студии уже с участием барабанов Витора Мамеде, из предыдущих проектов с участием которого немалый интерес представляет джаз-роковая SINDICATO, оставившая следы в виде сингла 1971 года (Polydor Records 2063004), на котором представлены две мощнейшие композиции на английском языке в духе лучших представителей того времени в этом субжанре – BLOOD, SWEAT & TEARS, CHICAGO, IF…

Мамеде имел интерес к студийной «фонографической работе» THE BEATLES периода подготовки Сержанта…

Название описываемого концептуального произведения Onde, Quando, Como, Porquê Cantamos Pessoas Vivas в переводе с португальского выглядит весьма символично – «Где, когда, как, почему мы поем живым людям».

В музыкальном плане ощущается влияние лучших мировых образцов прогрессив-рока. Звукоинженером записи альбома был Хьюго Рибейро (Hugo Ribeiro). Следует отметить, что с группой сотрудничали звукорежиссеры Пако Аюзо (Paco Ayuso) и Хорхе Хиполито (Jorge Hipólito). Студийная техника вышла на центральное место в создании нового звукового продукта группы. Все-таки следует признать, что ранее материал Хосе Сида в целом более тяготел к психоделии, фолк-року и даже популярной музыке. Элементами рок-симфонизма здесь пропитана вся звуковая ткань поэтического обращения.

Ютуб-канал The JukeboXx

Хосе Сид подчеркивает огромную роль в формировании нового звучания роль риффов электрогитары с эффектом искажения (через техническую модификацию в усилителе). QUARTETO 1111 использовали подобные приемы от THE KINKS и LED ZEPPELIN, адаптируя находки к своим темам.

Обработки эффекта гармонических искажений и большей динамической интенсивности перкуссии по сути и привели к созданию новой музыкально-звуковой категории. В двух местах использованы части стихотворения Хосе Хорхе Летрия (José Jorge Letria),

Известный журналист, поэт, драматург, писатель-фантаст, автор многочисленных публикаций для детей и молодежи, доктор наук по коммуникациям (ISCTE) Лиссабонского университета

к которым органично присоединяются стихи Хосе Сида, сочинившего музыку и тексты к остальным композициям.

По существу, этот диск является основательным шагом на плоскость прогрессив-рока. Структурно альбом разделен на две большие части, каждая из которых занимает соответствующую сторону долгоиграющей грампластинки. Разбивки на отдельные треки не предусмотрено. Сам Хосе Сид характеризует записанное группой произведение как «симфонический рок с большой акустической тенденцией».

В целом, неплохо то, что авторам удалось сохранить материал доступным для массового слушателя, не перегружая его, несмотря на динамические переключения, излишними звуковыми сложностями. Есть несколько отличных инновационных проходов, плавно переходящих в режим баллады – это именно тот особый тип баллады, который сопоставим, скажем, с тем, что в 1970-х годах разрабатывали итальянские прог-рок-группы.

Альбом вышел в январе 1975 года

Ограниченное количество промо-версий LP выходило в декабре 1974 года, что иногда вызывает путаницу в дате официального релиза.

и отражает социальный контекст 25 апреля 1974 года, обращая внимание на чувство радости и надежды, пережитые португальским народом после свержения авторитарного режима. «Этот альбом является своего рода криком, наполненным прогрессивным роком и даже чем-то прото-металлическим, который где-то повторяет и продолжает то, что делали такие великие музыканты, как KING CRIMSON…», – отмечалось в журнале Blitz.

О португальцах пишут в Melody Maker и New Musical Express, давая новейшему лонгплею высокие оценки.

Считаем, что можно уверенно утверждать, что Onde, Quando, Como, Porquê Cantamos Pessoas Viva стал первым концептуальным альбомом в португальской рок-музыке, сформировав модель, используемую последователями. Но успех альбома не смог предотвратить распад группы.

И хотя юридически закрытие всей программы еще не было зафиксировано, в принципе не будет ошибкой считать то, что QUARTETO 1111 как рок-проект на протяжении почти всего 1975 года по существу оказался замороженным.

В 1976 году выходит пластинка, оказавшаяся финальной в музыкально-звуковом наследии группы, подвергнутой студийной фиксации. Таким фонодокументом оказался сингл «P’ra Frente Com A Música Portuguesa» (M.E.L. Records 04/05/S). Дистрибуцию релиза осуществляла португальская компания Procope, SARL. В записи двух композиций, кроме Хосе Сида, принимали участие Витор Мамеде (барабаны), уже знакомый слушателям по записи предыдущего LP, и новые для группы музыканты – басист Луис Дуарте (Luís Duarte), пианист, органист и композитор Руи Рейс (Rui Reis), ранее работавший с PETRUS CASTRUS и молодой талантливый португальский гитарист Арминдо Невес (Armindo Neves). В том же году именно в таком составе QUARTETO 1111 гастролировали в США и Канаде.

После этого группа официально завершает свою карьеру. В 1977 году выходит сплит-сингл, с одной стороны которого размещался хит «O Que Custar», ранее записанный QUARTETO 1111, а со второй – эта же песня в исполнении другой группы – GREEN WINDOWS (M.E.L. Records 06/06/SP).

В интервью газете Música & Som Сид уточняет два разных аспекта своего творчества (как в сольных работах, так и в группах) – «экспериментальный» и «коммерческий».

В 1977 году Сид c участием Гильерме Инеса (Guilherme Inês), Хосе Моз Каррапа (José Moz Carrapa) и Зе Набо (Zé Nabo) основал новую группу CID, SCARPA, CARRAPA E NABO. В этом составе и в том же году записано несколько малоформатных релизов. Все эти диски – EP Vida (Sons Do Quotidiano) (Decca Records SPEP 1476), синглы «A Anita Não É Bonita» (Orfeu Records KSAT 581) и «Tia Anita» (Orfeu Records KSAT 607) вышли не под новым брендом, а как сольные работы Сида.

Ютуб-канал DesafinaçõesTV

В 1978 году на фоне продолжения выпуска ряда синглов, состоялся релиз лучшей сольной работы Хосе Сида как автора и исполнителя – знакового альбома под названием 10 000 Anos Depois Entre Venus E Marte (Orfeu Records FPAT 6001).

Ютуб-канал thetrip onthesteps

Заметим, что сольные альбомы Хосе Сида по общему правилу не включаются в дискографию QUARTETO 1111, однако такое творение, как 10 000 лет спустя между Венерой и Марсом, заслуживает особого внимания и отдельного повествования.

В музыкальном отношении альбом представляет настоящий симфонический рок: космическая тематика, футуристический саунд синтезаторов плюс мощный гитарный фузз. Мелодизм обеспечивается потрясающим гитарным взаимодействием с меллотроном. Определенно ощущается влияние PINK FLOYD. Все песни написаны и исполнены на португальском языке. Смысловое наполнение текстов Сида настраивает на философские размышления о возможной судьбе всей нашей цивилизации.

Основной смысл состоит в том, что Земля самоуничтожилась за исключением мужчины и женщины, которые были в полете на космическом корабле. И спустя 10 000 лет они возвращаются на Землю, что снова ее заселить… Анализ ошибок прошлого человечества и сегодня не потерял своей социальной актуальности.

Критиками этот концептуальный 38-минутный альбом считается шедевральным и настоятельно рекомендуется поклонникам западно-германских ELOY, TRIUMVIRAT, NOVALIS, а также французского варианта космического, симфонического и прог-рока образца 1970-х годов, в том числе с авангардным и джазовым привкусом.

Например, таких колективов как ALEPH, ANGE, ATLANTIDE, ATOLL, ALPA RALPHA, ART ZOYD, L’AME SON, CLEARLIGHT SYMPHONY, FROG, MAGMA, MONA LISA, NEMO, OCEAN, OPHIUCUS, ONIRIS, PRÉSENCE, PULSAR, TRIANGLE, TROC, TRUST, UNIVERIA ZEKT, WAPASSOU, VISITORS, ZAO

Кроме Хосе Сида, который здесь выступил уже не только в качестве основного автора, но и вокалистом, клавишником, аранжировщиком и продюсером, в записи фонограммы принимали участие Зе Набо (Zé Nabo) – бас-гитара, соло-гитара, 12-струнная гитара, акустическая гитара; барабанщик Рамон Галарза (Ramón Galarza) и еще один гитарист из QUARTETO 1111 – Майк Саржент (Mike Sargeant). Записано в лиссабонской рекорд-студии AT Studios (1977-1978), принадлежавшей Арнальдо Триндаде (Arnaldo Trindade). Инженерами звукозаписи были Хорхе Барата (Jorge Barata) и Морено Пинто (Moreno Pinto). Конверт оформил художник Изабель Набо (Isabel Nabo).

На сегодняшний день по версии журнала Billboard 10 000 Anos Depois Entre Venus E Marte входит в 100 лучших прог-альбомов всех времен и народов. Альбом неоднократно переиздавался в разных форматах (в 1994, 1999 и 2014 годах).

В 1979 году Сид записал альбом José Cid canta Coisas Suas (Orfeu Records FPAT 6006), ориентированный на широкую публику. В 1980 году на музыкальном фестивале Festival RTP da Canção он побеждает с песней «Um Grande, Grande Amor».

Ютуб-канал Library of Eurovision

Кроме этого, на протяжении 1980-х годов Хосе Сид добился определенных успехов и за пределами Португалии – в частности на музыкальных рынках Австралии и Южной Африки. В Австралии Хосе Сид в 1983 году даже играл с известными MEN AT WORK, музыкальный стиль которых сочетал элементы «рока», «новой волны» и «регги».

Между тем вернемся к рассмотрению завершающей фазы в динамике движения в звукозаписывающей плоскости наших основных героев – группы QUARTETO 1111.

Ради участия в нескольких различных акциях в середине 1980-х годах группа собиралась в оригинальном составе – в 1984 году для RTP Música Portuguesa, а в 1987 году выпущен новый диск QUARTETO 1111, которым стала двухтрековая 7-дюймовка – SP «Memo» (Polygram Records 888370-7).

Ютуб-канал Quarteto 1111 – тема

В 1991 году Хосе Сид выпустил двойной альбом De Par em Par, для которого специально студийно перезаписал ряд знаковых песен QUARTETO 1111.

Нужно отметить и альбом Pelos Direitos do Homem (1996), посвященный борьбе за независимость Восточного Тимора. После выхода этого диска Сид получил письмо от лауреата Нобелевской премии мира Жосе Рамоша-Орта (José Manuel Ramos-Horta) с благодарностью за солидарность.

Ютуб-канал TheFlyFree

В 1990-е, 2000-е и 2010-е годы в форматах LP и СD выходили различные компиляции с включением композиций QUARTETO 1111 и песен из сольников Хосе Сида.

В 2000 году Хосе Сид опубликовал свою первую книгу со стихами – «Tantos Anos De Poesia».

В 2003 году был выпущен двойной CD Antologia – Nasci P’rá Música, в котором собраны некоторые из лучших хитов Хосе Сида, записанные сольно между 1977 и 1985 годами.

24 ноября 2007 года во время специального шоу группа еще раз ненадолго воссоединилась – Мигель Силвейра, Тозе Брито и Майк Сержант присоединились к Хосе Сиду, который был в это время на сцене, и сыграли вместе четыре песни из своего классического репертуара. В таком составе «два основателя + два участника последующих трансформаций» QUARTETO 1111 были лишь в 1987 году.

Выступление группы стало частью официальной презентации биографии «As Lendas Do Quarteto 1111» («Легенда Квартета 1111»), написанной журналистом Антонио Пиресом (António Pires) при содействии этномузыковеда Жоао Карлоса Каллишто (João Carlos Callixto).

«Слушая их музыку сегодня, понимаешь, что они были интегрированы в свое время, в симфонический рок, в англосаксонскую музыку, но с очень сильной португальской коннотацией, – сказал Пирес. – У каждого их этих музыкантов остались свои истории секса, наркотиков и рок-н-ролла…». Тем не менее, здесь будет вполне уместным подчеркнуть, что великий музыкант и португальский поэт Хосе Сид никогда не был во власти наркотиков. В 2009 году он – первым из музыкантов получил приз Португальского общества авторов (SPA), присуждаемый в области литературы, театра и кино.

По состоянию на 2017 год сольная дискография Хосе Сида в целом насчитывает 70 различных работ (включая всевозможные сборники и сайд-проекты), многие из которых – равно с записями QUARTETO 1111 – можно отнести к важным вехам в истории развития всей национальной португальской поп- и рок-сцены.

Уникальность QUARTETO 1111 также состоит и в том, что это была единственная португальская рок-группа того времени, в своем творчестве рассматривавшая острые политические проблемы – и от этого жесткие политические проблемы имевшая. Перевод текстов песен на английский с намерениями издать их на звуконосителях за пределами Португалии и донести содержание самым разных категориям коммуникантов был одним из способов обойти цензуру.

Не будет особым преувеличением обозначение этой новой аудиокоммуникации как «музыка для мыслителей»,

Итак, первые признаки соединения рока и симфонизма в практике португальских музыкантов наблюдаются в начале 1970-х годов… Ко второй половине 1970-х годов португальская прогрессивная сцена обогатилась достойными фолк-прог-рок и фьюжн-проектами EPHEDRA, ANANGA RANGA, BANDA DO CASACO, FAUSTO, PSICO, HOSANNA, ARTE, OFÍCIO, PERSPECTIVA, TANTRA, SAGA и других.

Не путать с одноименной канадской прогрессивной рок-группой. Португальская САГА в 1976 году под руководством идейного лидера – композитора и музыканта Жоао Луиса Тиноко (João Luis Tinoco) выпустила всего один альбом Homo Sapiens, стилистически представляющий «прог с элементам и джаз-рока», созданный с мельчайшим вниманием к деталям. Тексты тематически ориентированы на проблемы производства и использования атомного оружия. В дальнейшем Тиноко сосредоточился исключительно на написании песен для других исполнителей.

История записей каждой из этих групп требует досконального изучения и освещения в дальнейшем.

С начала завершающего десятилетия минувшего века наступил второй этап в развитии португальской музыкальной прог-концепции... К этому времени Valentim de Carvalho, продвигавшая записи QUARTETO 1111 на первых шагах стала одной из ведущих португальских бизнес-групп по распространению рок-музыки.

Вот так. Теперь становится очевидным, что не все Хуаны Педро и как их отличить от Гомесов. И почему на каждую достойную Хуаниту найдется свой неповторимый Хулио!

Это, разумеется, шутка, в которой подразумевается что «прог» – особое саунд-пространство, в котором господство британо-американской рок-монополии не было абсолютным.

Автор - Олег С. Редактура - Александр Галин. Дополнительная редактура, вставка музыкальных фрагментов - БиС

Предыдущие материалы по теме:

Рок-кладовая Александра Галина | Рок на БиС | Дзен

Книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress

Обложки изданий
Обложки изданий