Юрист объяснила правила действий для пассажиров.
Отвечает судебный юрист, медицинский юрист Анна Асессорова:
«Есть определенные правила, регламентирующие действия авиакомпании при задержке рейса.
Вне зависимости времени задержки рейса:
- всем пассажирам с маленькими детьми до 7 лет должна быть предоставлена комната матери и ребёнка;
- все пассажиры могут оставить багаж под присмотром сотрудника авиакомпании.
При задержке рейса на 2 часа и более авиакомпания должна обеспечить всех пассажиров прохладительными напитками.
При задержке рейса на 4 часа и более авиакомпания обязана предоставить горячее питание.
При задержке рейса на 8 часов и более в дневное время (6 часов и более в ночное) авиакомпания должна:
- разместить пассажиров в гостинице для дальнейшего ожидания
- обеспечить их транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно.
Если рейс задержали, пассажир может совершить следующие действия:
- Обратиться к представителю авиакомпании (на стойке регистрации или в кассе, после регистрации – у гейта);
- Получить отметку на маршрутную квитанцию о задержке рейса;
- Получить талоны на питание/напитки/гостиницу (в зависимости времени задержки рейса);
Если не нашли представителя авиакомпании (или они тщательно скрываются), то можно поставить отметку у сотрудника аэропорта (например, со стойки информации).
На правоотношения между пассажиром и авиаперевозчиком распространяется законодательство о защите прав потребителей.
В случае задержки рейса вы можете:
- отказаться от полёта. Перевозчик при этом должен вернуть стоимость вашего билета (даже если он был невозвратный);
- потребовать возмещения убытков (напр., из-за задержки рейса вы опоздали на другой самолет или поезд, не попали на конференцию и т.д.);
- потребовать компенсации морального вреда;
- взыскать штраф (в размере 25% установленного МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% стоимости авиабилета, если авиаперевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика).
В случае, если нарушение ваших прав привело к вреду для здоровья, то, помимо всего перечисленного, вы можете взыскать ещё и расходы на его восстановление (в том числе будущие). Здесь я рекомендую обратиться к медицинскому юристу, так как вопросы, связанные с исследованием причинно-следственных связей наступившего вреда для здоровья с действиями авиаперевозчика, требуют специализации в медицинском праве».