Найти тему

Какие зоны должны быть в офисе?

Оглавление

Правильная организация офисного пространства – одна из составляющих эффективной работы сотрудников любой компании. А значит, и её финансового роста.

В современном офисе деление на зоны становится всё более условным. Из-за пандемии рабочие процессы стали гибче, что повлияло и на обустройство офисов. Необходимость в отдельных комнатах для переговоров или кабинетах отпала. Сегодня офис должен быть многофункциональным: утром — кафетерий, днём — переговорка, вечером — помещение для расслабления и игр.

Расскажем, какие зоны обязательны, какими можно пренебречь и на что обратить внимание в планировке для комфортной работы.

Зоны в офисе

Зоны условно делят на две категории: основные и дополнительные. Основная зона — это рабочее пространство, без которого офис в принципе невозможен. Дополнительные помещения обслуживают основные. Разберём их подробнее.

Рабочее пространство

Главную зону в офисе можно устроить по-разному. Например, в зависимости от плотности рабочих мест организуют открытый офис, групповые или индивидуальные кабинеты. Также рабочие места сотрудников бывают фиксированные, гибкие или с бронированием. Главное, чтобы планировка рабочей зоны соответствовала требованиям бизнеса и культуре коллектива.

В офисе также должны быть помещения санитарного минимума — это гардероб, туалет и кафетерий. Из этих трёх зон гардероб обязателен. А вот нужно ли обустраивать туалет и кафетерий — зависит от арендуемой площади. Часто в здании есть свои санитарные блоки со всем необходимым, включая помещение уборочного инвентаря и туалет для инвалидов. Отдельная зона для кафетерия понадобится, если в самом здании и поблизости нет кафе или столовых. Но фактически эти три зоны есть практически во всех офисах.

-2

Подсобные помещения

Это электрощитовая, кроссовая и серверная комнаты. Они почти гарантированно есть в любом офисе и находятся в отдельном помещении. Только в самых маленьких офисах электрощит устанавливают в самом помещении. Серверную, например, можно вынести за пределы офиса и разместить в дата-центре.

Переговорная и приёмная

Сегодня сотрудник офиса проводит от трети до половины рабочего времени в коммуникации, поэтому переговорная зона — распространённая, но необязательная. Её размер, организация и вообще необходимость зависят от требований конкретной компании.

Нередко встречаются офисы, где количество мест в переговорных равно числу рабочих мест. Есть, наоборот, офисы без специальной комнаты для совещаний. Переговорную зону можно организовать в виде несколько комнат, собранных в одном месте, или распределить их по всему офису.

Если офис принимает посетителей — курьеров, клиентов, коллег, нужна приёмная зона. Сюда часто входят специфические подсобные помещения:

  • рецепция,
  • почтовая комната,
  • шоурум или даже торговый зал,
  • блок переговорных для посетителей,
  • отдельный кафетерий для гостей.

Но всё это тоже опционально. Есть чистые бэкофисы, когда с улицы сразу попадаешь на рабочие места.

Место для отдыха

Важной зоной, которую всё чаще делают отдельной — это зона отдыха и коллаборации. Компании приходят к пониманию, что продуктивность сотрудников и их комфорт напрямую взаимосвязаны. Поэтому последние 20 лет коллаборационные пространства активно развиваются.

Граница между рабочим и коллаборационным пространством стирается. Особенно, если основная деятельность компании напрямую зависит от сотрудничества с коллегами. Такие зоны многофункциональны. Например, пространство для отдыха используют как место для быстрых переговоров или спонтанной корпоративной вечеринки. В крупных компаниях место для отдыха может включать игровые и тренажёрные залы, парикмахерские, массажные салоны и даже места для сна.

-3

Зона хранения

Кроме этого в офисах есть дополнительные служебные помещения — кладовые, архивы и подсобки разного назначения. Их наличие, состав и площадь зависят от требований компании.

Если нужно создать и разместить архив или склад в отдельном здании, у компании есть два варианта. Первый — снять дешёвую площадь и организовать всё самостоятельно. Второй — обратиться за помощью в специализированную фирму, которые дополнительно предлагают удобные сервисы.

Что в итоге

Правильная организация офисного пространства напрямую влияет на эффективность работы персонала. Обязательная зона для любого офиса — рабочая. Обустройство остальных зон будет зависеть от здания, где расположен офис, требований и возможностей компании и культуры коллектива.