Когда Нина Молева, дожившая до почти столетнего возраста, возжелала оставить своей стране коллекцию произведений искусства стоимостью в два миллиарда долларов, никто и представить не мог, какое наследство она собирается передать. Копии Рубенса, Леонардо и Тициана в завещании были словно жемчужины в раковине — никто не знал, действительно ли там что-то настоящее или это всего лишь мираж, созданный из воспоминаний и фантазий.
Теперь Владимиру Путину предстоит решить, стоит ли ему принимать эту щедрую, но весьма сомнительную коллекцию. До середины августа 2024 года у него есть время обдумать и взвесить все "за" и "против". Ведь наследство, включающее около 200 картин и около 1000 наименований произведений искусства, на первый взгляд выглядит как клад, но все ли так просто?
Многие скептики утверждают, что в коллекции, завещанной доктором исторических наук и кандидатом искусствоведения Ниной Молевой, более чем много несоответствий и подозрительных деталей. Возникает вопрос: кто же эта щедрая наследодательница и почему ее коллекцию считают мистификацией?
Начнем с самого интересного: как простые искусствоведы могли собрать коллекцию с картинами величайших мастеров, таких как Рубенс и Леонардо? Ответ на этот вопрос кроется в мифах и легендах, окружающих жизнь и творчество мужа Нины Молевой, Элия Белютина.
Белютина не стало в 2012 году, оставив после себя вдову, известную своими трудами в области истории и искусствоведения. Супруги всю жизнь владели коллекцией шедевров искусства, которую хотели завещать государству. Но в России это оказалось невозможно: наследником по завещанию может стать только учреждение или физическое лицо. Поэтому Нина Молева, вступив в наследство после смерти мужа, объявила, что свою коллекцию стоимостью в два миллиарда долларов она завещает президенту России.
Молева не знала в 2013 году, кто будет править Россией на момент ее ухода, поэтому она не назвала имени. В итоге Владимиру Путину предстоит решить, что делать с этим наследством. Информацию о коллекции можно разделить на три части: восторженные отклики, мнение экспертов, которые увидели коллекцию только в феврале 2024 года, и сдержанные отзывы, ожидающие вердикта комиссии.
История коллекции начинается с деда Элия Белютина, крестьянина Ивана Гринева, который стал художником двух императорских театров. За оформление одного спектакля он якобы получал 10 тысяч рублей золотом. Однако в московских театральных архивах его имени нет, а сумма кажется преувеличенной. Гринев покупал произведения искусства на европейских аукционах, мечтая о собственном музее, подобном Третьяковской галерее. Но реальность такова, что никому не известный коллекционер уровня Третьякова в дореволюционной России был бы замечен.
В доме, спроектированном Гриневым, была тайная комната, о которой знал только он и его молодая жена. В 1919 году Гринев спрятал туда все свои сокровища, опасаясь революционных волнений. После его смерти семья была выселена из дома, который превратился в коммуналку. Коллекция оставалась нетронутой в тайной комнате.
Послевоенные годы принесли новые пополнения в коллекцию. Белютин, по слухам, служил в контрразведке и занимался перемещенными из Европы в СССР ценностями. Хотя доказательств этому нет, коллекция пополнилась полотнами Рембрандта и Тициана.
После распада СССР коллекция снова стала объектом внимания СМИ. Доктор исторических наук Нина Молева утверждала, что стоимость коллекции составляет два миллиарда долларов. Однако независимые эксперты начали сомневаться в подлинности произведений.
В 2024 году завотделом живописи Третьяковской галереи Лариса Кашук заявила, что история коллекции - плод фантазии супругов. В квартире Белютина и Молевой не было места для хранения тысячи произведений искусства. Музеи, которым дарили некоторые картины, не хотели брать их даже бесплатно.
После смерти Нины Молевой в феврале 2024 года независимые источники не подтвердили множество фактов из ее биографии. Разные годы рождения, противоречащие сведения об образовании, службе в разведке и участие в Великой Отечественной войне, актерская карьера - все это оказалось под большим вопросом.
Так что Владимиру Путину предстоит принять нелегкое решение. Его пресс-секретарю Дмитрию Пескову уже сейчас приходится отбиваться от назойливых журналистов, желающих узнать судьбу коллекции.
Завещание коллекции 1 апреля 2013 года? Может быть, это просто шутка доктора исторических наук. Но поклонников арт-детективов ждут новые сюжеты. Какие произведения искусства можно создать на основе этой истории? Какие сериалы снять?
Но вот что действительно заставляет нас сомневаться в реальности всей этой истории — это одна загадочная находка, сделанная совсем недавно. Архивы одного из старинных московских домов раскрыли странную тайну. На чердаке того самого дома, где когда-то проживали Гриневы, обнаружены документы, которые, казалось бы, были уничтожены в огне революции. Эти бумаги, тщательно спрятанные и лишь недавно найденные, содержат дневниковые записи Ивана Гринева.
В записях Гринев описывает свои многочисленные поездки по Европе и закупку произведений искусства. Но самое интересное — он упоминает о своих знакомствах с известными авантюристами и контрабандистами того времени, которые помогали ему доставлять произведения искусства в Россию нелегально. Эти записи могут перевернуть все наши представления о происхождении коллекции Белютина.
Еще один захватывающий факт: в 1920-х годах в Москве действовала подпольная группа искусствоведов и художников, которые организовали нечто вроде тайного общества. Их целью было спасение и сохранение шедевров искусства от разрушения и грабежей. Есть основания полагать, что Белютин и его жена могли быть членами этого общества. Возможно, именно через это общество и были получены некоторые из самых ценных экспонатов их коллекции.
И наконец, наиболее шокирующее открытие: один из ведущих экспертов по искусству, участвовавших в оценке коллекции, анонимно заявил, что среди подделок и копий обнаружены несколько подлинников, которые не числятся в мировых каталогах. Это значит, что Белютин и Молева могли иметь доступ к неизвестным ранее произведениям великих мастеров, о которых мир еще не знал.
Все эти новые факты делают историю коллекции Белютина и Молевой еще более запутанной и интригующей. Возможно, мы стоим на пороге новых открытий, которые перевернут наши представления о том, что мы знаем о русском искусстве XX века. А пока остается только ждать и гадать, какие еще тайны скрывает это загадочное наследство.
Теперь, когда вы знаете все детали этой захватывающей истории, не забудьте подписаться на канал и настроить уведомления, чтобы не пропустить новые материалы. Ведь настоящие сюжеты не нуждаются в вымысле — реальная жизнь оказывается куда более интересной и непредсказуемой.