Найти в Дзене

А была ли реформа? Очередной неудачный эксперимент или деньги на мусор

Оглавление

Давайте откроем толковый словарь и узнаем, что означает слово «реформа».

Реформа - изменение в устройстве чего-нибудь, сделанное в целях улучшения (словарь Ушакова Д.Н.,1935 год)

Реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование (Большой энциклопедический словарь, 2000 год).

Реформа – преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, обычно реформой называют более или менее прогрессивное преобразование (Большой юридический словарь, 2003 год).

Уже восьмой год должно идти улучшение в сфере обращения с отходами, проще говоря, сбору, вывозу и переработке мусора. Точкой начала отсчета должна была стать осень 2016 года, когда региональные власти обязаны были подготовить документы и представить их в Росприроднадзор.

Почему обязанность на бумаге не переходит в обязанность на деле, вопрос риторический, поскольку неисполнение обязанности, как правило, не влечет никакой ответственности. Так что лояльное к чиновникам Правительство решило начало реформы перенести с 2017 на 2019 год.

По сведениям агентства Интерфакс в 2020 году счетная палата РФ назвала ситуацию по реализации реформы безуспешной. В 2023 году Федеральный экологический оператор посчитал достижениями введение экологического сбора, составление 3D-моделей мусорных полигонов и повышение процента утилизации с 7 до 11,9 (на 4.9%) за три года.

Ради кого должны вводится всяческие преобразования? По-моему, ради улучшения жизни людей. Так получили ли граждане обещанные улучшения? Судя по тотальным жалобам и виду площадок, расположенных неподалеку от моего дома, нет.

Что предусматривает закон

Глобальные намерения:

- раздельный сбор отходов;

- санкции за ненадлежащую утилизацию;

- вторичная переработка отходов, пригодных для этого;

- внедрение новых технологий переработки и утилизации;

- максимально возможное устранение вреда, наносимого окружающей среде;

- обезвреживание отходов производства и потребления;

- к 2030 году должна осуществляться переработка 100% отходов.

Глобальные действия для реализации намерений:

- строительство мусороперерабатывающих заводов;

- ликвидация несанкционированных свалок;

- сокращение количества мусорных полигонов;

- жесткий контроль за незаконным выбросом всех видов отходов;

- лицензирование деятельности по утилизации производственных и бытовых отходов.

Все это, как мы все понимаем, хорошо, даже очень хорошо, тогда, когда декларации превращаются в действия. Но мы, жители городов, поселков, деревень, не можем увидеть, что «там, наверху». Нас, в первую очередь, интересует то, что происходит в нашем дворе. А во дворах все очень и очень непохоже на реформацию.

Изменения для конкретного человека:

- плату за вывоз мусора обязаны вносить все граждане РФ, а также собственники дачных участков;

- собственники нескольких помещений обязаны вносить плату по всем объектам;

- отказаться от договора на вывоз мусора нельзя;

- тарифы на оплаты устанавливают региональные власти (либо от количества зарегистрированных, либо от площади помещения);

- социально не защищенным категориям граждан предоставляют льготы по оплату;

- субсидии (возврат платы) для граждан старше 70 (50%) и 80 (100%) лет;

- региональный оператор обязан вывозить мусор строго по графику;

- обязанность по уборке мусорных площадок возложена на ее владельца (орган местной власти, а по сути - УК);

- ликвидация свалок, образующихся в установленных для этого местах;

- установка необходимого количества и размера контейнеров на мусорных площадках.

Результат реформы на 2024 год

Самый положительный результат реформы получили, конечно же, региональные операторы. Их доход за 2023 год – 280 млрд. рублей, в 2022 - 234,9 млрд рублей. Отчеты о расходовании этих средств не публикуются, поэтому никому не известно, на что они потрачены и потрачены ли.

Российский экологический оператор финансирует проекты операторов в размере 68,3 млрд. рублей в 2023-2024 годах. В дальнейшем РЭО планирует финансирование проектов в объеме 95% их стоимости.

Национальный проект «Экология» сообщил, что к 2024 году на переработку стало поступать уже 36% разного вида отходов.

Собираемых денег хватает не только на региональных операторов, но и на субарендаторов.

Судами признано завышение тарифов в ряде регионов, но изменения не последовали.

«Построено» 250 «предприятий» по обращению с ТКО: 34 – сортировка, 65- вторичная переработка, 151 – новые полигоны.

Создана очередная монополистическая структура, преследующая постоянное обогащение и не приносящая пользы ни государству, ни гражданам. А срастание монополиста с местной властью ведет исключительно к прирастанию площадей для мусорных полигонов, отравляющих планету.

Постоянно повышающийся процент жалоб, поступающих от граждан.

Что творится во дворе

Всем понятно, что мусорная реформа сбилась в огромный клубок проблем, которые пока никто не готов решать. Суть проблем заложена в самих законодательных актах. Это и монополизм операторов, и необоснованные тарифы, и отсутствие контроля за расходованием средств, и нарушение экозаконодательства и т.д.

А для людей – это мусорные свалки прямо во дворах, отсутствие площадок в малых поседениях одновременно со взиманием платы за сбор мусора, несовременный вывоз отходов, неубранные мусорные площадки, выброс мусора по принципу «куда попало», завышенные тарифы, абсолютно не логичный их расчет.

Право слово, смешно-таки догадаться разделить ответственность за вывоз мусора и за уборку площадок. Я не однократно наблюдала картину, когда машина оператора, загружая мусор, рассыпала добрую его часть на тротуар рядом с площадкой и уехала. И все это валяется до прихода дворника. Дворник появляется на следующий день, собирает раскисшую массу и сбрасывает ее в контейнер, к тому времени уже почти полный. Гораздо логичнее было бы передавать площадки в аренду оператору и требовать с него поддержание чистоту и порядка.

Владельцы дачных участков за свой счет приобретают контейнеры и, в основном, исправно оплачивают уборку мусора, однако их контейнерами пользуются все, проходящие и проезжающие мимо. Свалки, образующиеся рядом с ящиками, занимают огромные площади, а убирать мусор с таких площадок собственники, местные органы власти, отказываются, перекладывая эту обязанность почему-то на дачников.

Монополистам-операторам закон предоставил право выбора формирования тарифа: по количеству зарегистрированных или по площади помещения. Если расчет на каждого человека имеет хоть какую-то логику (определить, кто больше, кто меньше достаточно трудно), то тариф по количеству квадратных метров не выдерживает никакой критики. Абсолютно непонятно, каким образом законодатели смогли обосновать, что 4 человека, проживающие в однокомнатной «хрущевке» производят меньше мусора, чем одинокий начальник отдела или пенсионер, живущий в двухкомнатной квартире или частном доме. Конечно, операторы выбрали второй способ, сверхприбыль-то огромная.

Сегодня в программе «Утро России» услышала предложения экспертов по поводу мусора от дачников и несмотря на то, что они пытаются найти решение проблемы, их предложения, на мой взгляд далеки от реальной жизни.

Руководитель общественной приемной ООО «Союз садоводов России» предложила рядом с контейнерами дачников организовать общую площадку. Представитель «Народного фронта» высказался за введение обязанности для каждого дачника заключить индивидуальный договор и установить «личные» контейнеры, которые якобы будет собирать оператор, отдельно платить за общий мусор СНТ и установить видео камеры на мусорных площадках, все плохо – пишите жалобы.

Так и напрашивается ряд вопросов:

- кто сможет препятствовать выбросить мусор не в общественный контейнер, а на площадке, принадлежащей садоводам?

- каким образом машины оператора будут собирать «личные» контейнеры; а если в СНТ, например 300 участков; в большинстве СНТ дороги узкие грунтовые дороги; дачник должен будет тащить бак к месту его «приема» и ожидать автомобиль операторы?

- кто будет отслеживать видео с камер, искать виновных и привлекать их к ответственности?

- как долго просуществуют видеокамеры на мусорных площадка?

Вариантов вопросов еще множество, главное, что ни одно из этих предложений не выдерживает критики.

Могу согласится только с предложением члена общественной палаты. Он говорил о необходимости установления сезонных тарифов для садоводов. Но в целом это не решит проблему «дачного мусора».

04:46

Сколько раз граждане платят за реформу

Наглядно нам представлена только плата по тарифу в квитанциях, исправно появляющихся в наших почтовых ящиках. А кто же оплачивает хваленый ФЭО экологический сбор и инвестиции в проекты операторов? Ответ – мы, граждане.

В постановлении Правительства РФ № 1886 говорится о том, что экологический сбор оплачивает бизнес: юридические лица, индивидуальные предприниматели, производящие и импортирующие товары.

Деятельность Российского экологического оператора осуществляется за счет федерального бюджета. РЭО выпускает ценные долговые бумаги (облигации), которые размещает на Московской бирже, т.е. их приобретает бизнес.

Экономика говорит, что стоимость любого товара/услуги состоит из его себестоимости и дохода, который бизнес желает получить. В себестоимость товара/услуги входят все затраты, включая налоги и сборы.

Делаем вывод: экологический сбор и компенсацию затрат на покупку облигаций платим мы с вами, покупатели товаров. То есть мы, граждане, оплачиваем «мусорные проблемы» четырежды. В цене товара: когда мусор выбрасывает производитель, когда его выбрасываем мы, когда бизнес приобретает облигации. И когда платим налоги.

P.S. В целом проблемы так называемой мусорной реформы в настоящее время по-настоящему решать никто не собирается. Конечно, у государства есть более важные дела. Но, к сожалению, загрязненность планеты растет ежедневно. Кстати, и в связи с тем, что «мировое правительство» и бизнес заинтересованы в воспитании потребителя с целью получения сверхприбыли. Так что откладывание решения мусорной проблемы также критично для всех людей, как устранение от решения любой другой проблемы государства.

Юрист
Гуденкова Е. В.
https://www.9111.ru/questions/77777777724015336/