Найти тему

Тайный язык натюрмортов: искусство говорит без слов

Оглавление

Скрытые смыслы делают натюрморты не просто красивыми картинами, но и глубокими философскими произведениями.

Независимо от эпохи, в которую они были созданы, натюрморты всегда дарят нам ощущение, что мы подглядываем за столом, накрытым для ночи романтики, чревоугодия или тайного свидания. Мы словно оказываемся в тайной сцене, где только самые изысканные угощения, или на вечеринке в другом измерении, где вино переливается через край. Для большинства из нас фантазии на этом заканчиваются. Но что, если я скажу вам, что в чаше со сладким ягодным вином скрыт тайный смысл? Или бабочка, так ловко сидящая на бисквите, несет в себе загадку?

Звучит абсурдно? И тем не менее, натюрморт имеет много общего с нашими современными представлениями об идеальной фотографии для соцсетей: и то, и другое должно выглядеть безупречно с оттенком откровенности. Искусство натюрморта часто недооценивалось и воспринималось скорее как декор, чем как полноценное произведение искусства. Его ценность зависела от точности техники trompe-l'œil — "обмана зрения", который достигался через реалистичное изображение предметов.

Ян Давидс де Хем. Натюрморт с фруктами и омаром. Ок. 1660-х
Ян Давидс де Хем. Натюрморт с фруктами и омаром. Ок. 1660-х

Вспомним великих мастеров натюрморта: голландцы XVI-XVII веков были настоящими виртуозами этого жанра. Но не только они — фламандцы, немцы, итальянцы и даже французы внесли свой вклад. Французский термин "nature morte" буквально означает "мертвая природа", итальянский аналог звучит так же мрачно. Немцы называли это искусство "Stillleben", англичане - “Still life”, и то, и другое можно перевести как "замершая жизнь". Немного макабрично, не находите?

Ян Брейгель, сын знаменитого фламандского художника Питера Брейгеля Старшего, известного своими безумными картинами Северного Возрождения, на которых люди весело проводят время, стал одним из самых уважаемых художников-флористов своего времени. Хотя до наших дней дошло не так много его работ, каждое из его произведений — это настоящий шедевр, наполненный живыми красками и тонкими деталями.

 Ян Брейгель Старший. Цветы в деревянном сосуде. 1603
Ян Брейгель Старший. Цветы в деревянном сосуде. 1603

Фламандский художник Осиас Берт и немец Георг Флегель стали пионерами жанра натюрморта, создавая свои миниатюрные вселенные из бабочек, вафель, вина и сладостей. Их картины — настоящие пиршества для глаз, где каждый элемент тщательно продуман и несет в себе скрытый смысл.

Георг Флегель. Натюрморт с хлебом и кондитерскими изделиями. 1630
Георг Флегель. Натюрморт с хлебом и кондитерскими изделиями. 1630

Интерес к натюрмортам возрос ещё больше после того, как голландская реформатская протестантская церковь запретила создание изображений на религиозную тему (это была форма иконоборчества). Художники начали использовать повседневные предметы как символы для передачи религиозных тем. Так, обычные вещи стали кодами, скрывающими в себе глубокие духовные послания.

Одной из самых символически насыщенных картин того времени стал "Десертный натюрморт" Георга Флегеля. На этой картине мышь и птица сидят рядом с кучей фруктов, орехов и сладостей. Древесная текстура грецкого ореха символизирует крест, вино и виноград — Святое причастие; белый цветок — Иисуса, а монеты — предательство Иуды за деньги. Птица, более благородное существо по сравнению с обитающей на земле мышью (связанной с сатаной), охраняет священные орехи. Эта картина была своего рода визуальной шпаргалкой по библейскому тексту.

Георг Флегель. Десерт. 1630-е
Георг Флегель. Десерт. 1630-е

Натюрморты и их скрытые символы стали особенно популярны среди среднего класса. Тайные смыслы, скрывающиеся за картинами, породили несколько поджанров, включая цветочные натюрморты, картины для завтрака, банкетные натюрморты и мой личный фаворит — vanitas. Эти произведения искусства не только радовали глаз, но и заставляли задуматься о бренности жизни и вечных истинах.

В статье я собрала десять предметов, часто встречающихся в натюрмортах на протяжении всей истории человечества, и их распространенные символические значения.

Фрукты

Фрукты, пожалуй, одни из самых излюбленных элементов натюрмортов на протяжении многих веков. Представьте себе корзину, переливающуюся яркими красками и манящую разнообразием форм и фактур. Художники использовали её не только для демонстрации своего мастерства, но и для передачи глубоких религиозных и мифических символов. В христианстве, например, яблоки символизируют искушение и знание, отсылая нас к древнему рассказу о том, как Ева вкусила запретный плод в Эдемском саду. Виноград же, с его сочными гроздьями, воплощает темы удовольствия и страсти, связанные с Вакхом — богом вина. А гранаты, раскрывающие свои алые зерна, ассоциируются с Персефоной, греческой богиней весны и королевой подземного мира.

 Караваджо. Корзина с фруктами. Ок. 1599
Караваджо. Корзина с фруктами. Ок. 1599

Одним из самых захватывающих примеров натюрморта является работа итальянского мастера эпохи барокко Караваджо. На его полотне изображена на первый взгляд обычная корзина с фруктами, но при внимательном рассмотрении зритель замечает, что некоторые плоды начинают гнить и покрываться червями. Этот реалистичный и в то же время мрачный образ может тонко намекать на внутренние чувства художника по поводу происходящих в Италии протестантской реформации и католической контрреформации. Возможно, Караваджо хотел показать, что под внешним блеском и красотой скрываются разложение и упадок.

Ракушки

Представьте себе мир, где каждая ракушка на берегу океана хранит в себе тайны веков. Эти изящные природные творения не только ассоциируются с женственностью, но и несут в себе глубокий символизм рождения и удачи. В христианской традиции ракушки становятся метафорами крещения и воскрешения, воплощая духовное обновление. Особенно примечательны раковины морских гребешков, которые связаны со святым Иаковом, одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа, и символом паломничества.

Осиас Берт. Блюда с устрицами, фруктами и вином. 1620-1624
Осиас Берт. Блюда с устрицами, фруктами и вином. 1620-1624

Перенесемся в XVII век — эпоху голландского Золотого века, когда натюрморты с устрицами украшали столы знати. Интересно, что тогда устрицы не считались деликатесом, как сегодня, а были обыденной пищей. Но их символика оставалась неизменной: как и другие раковины, они олицетворяли рождение и плодородие. Жемчуг, рожденный внутри устриц, стал символом чистоты и совершенства. Спрятанная между створками жемчужина представляла собой скрытое знание и осведомленность — сокровища, доступные лишь тем, кто умеет искать.

 Клара Петерс. Натюрморт с рыбой, морепродуктами и цветами. Ок. 1612-15
Клара Петерс. Натюрморт с рыбой, морепродуктами и цветами. Ок. 1612-15

Один из ярких примеров этого искусства — натюрморт Клары Петерс с устрицами и ракушками на переднем плане: не просто изображение банкетного стола; а приглашение к размышлению о моральных и религиозных идеях через призму кулинарных изысков. Зрители могли наслаждаться визуальным пиршеством и одновременно погружаться в глубокие философские размышления, которые символизировал каждый элемент композиции.

Цветы

Красивый букет цветов в полном цвету — это целая вселенная смыслов и эмоций. Он может символизировать жизнь, веру, рост и силу, напоминая нам о том, как природа щедра и великолепна. Представьте себе, как яркие лепестки тянутся к солнцу, словно стремясь к чему-то большему. Но стоит этим цветам увянуть, как они превращаются в мрачное напоминание о хрупкости жизни, материальных благ и красоты. Каждый цветок рассказывает свою историю через свои оттенки и формы.

Например, ядовитый паслен с его тёмными ягодами предостерегает нас об опасности и обмане, маргаритки с их чистыми белыми лепестками говорят о невинности, маки — о сне или даже смерти, а красная роза — о любви и соблазне. В христианской символике красная роза также олицетворяет искупительную кровь Иисуса Христа, а белая лилия напоминает о чистоте и непорочном зачатии Девы Марии.

Рашель Рюйш. Натюрморт с цветами. Ок. 1750
Рашель Рюйш. Натюрморт с цветами. Ок. 1750

В мире искусства цветы тоже занимают особое место. Рашель Рюйш, выдающаяся художница-натюрмортистка голландского Золотого века, завоевала мировую известность благодаря своим сложным и микроскопически детализированным натюрмортам с изображением цветов. Её работы поражают воображение: каждая деталь настолько тщательно прорисована, что кажется, будто цветы могут ожить прямо на полотне. Рюйш намеренно составляла букеты из цветов, которые в реальности не могли бы расцвести в один сезон, создавая таким образом идеальные вневременные композиции.

Каждый букет Рюйш был тщательно продуман и составлен так, чтобы продемонстрировать её глубокие знания о природе — будь то конкретные виды цветов или их состояния цветения. Эти работы напоминают нам о том, как важно ценить каждое мгновение жизни и видеть красоту даже в самых малых деталях.

Череп

Прославленные голландскими и фламандскими художниками XVI-XVII веков, натюрморты vanitas представляют собой глубокие философские размышления о быстротечности жизни и тщетности материализма. Эти произведения искусства не только восхищают глаз своей красотой, но и заставляют задуматься о бренности бытия. Мастера того времени использовали возможность рисовать красивые и дорогие предметы, оправдывая это моральными уроками, скрытыми в их композициях.

Пьетро Франческо Читтадини. Vanitas со скрипкой, партитурой, цветочной вазой и черепом.  1681
Пьетро Франческо Читтадини. Vanitas со скрипкой, партитурой, цветочной вазой и черепом. 1681

Одним из наиболее тяжеловесных символов в этих натюрмортах является череп — яркое и мрачное напоминание о неизбежности смерти. Этот символ, известный как Memento Mori (латинская фраза, означающая "Помни, что ты умрешь"), проникает в сознание зрителя, заставляя его задуматься о смысле жизни и собственной смертности.

Поль Сезанн. Натюрморт с черепом. 1898
Поль Сезанн. Натюрморт с черепом. 1898

Переходя к эпохе раннего модернизма, мы встречаем Поля Сезанна, художника, известного своими экспериментами с формой, цветом и перспективой в натюрмортах. В последние годы своей жизни Сезанн начал включать в свои композиции черепа, что, возможно, свидетельствует о его растущем осознании собственной смертности. В одном из таких натюрмортов контраст между безжизненным черепом и яркими спелыми фруктами особенно выразителен и призрачен. Череп словно тянет зрителя в холодный мир неизбежного конца, тогда как фрукты манят своей жизненной энергией и сочностью.

Этот контраст подчеркивает дуализм жизни и смерти, красоты и тленности. Вглядываясь в эти произведения искусства, мы не можем не задуматься о собственном месте в этом мире и о том, как быстро проходит время.

Свечи

Еще один распространенный компонент натюрмортов vanitas — свечи — олицетворяет неизбежное течение времени. Как песчинки в песочных часах, они медленно сгорают, уменьшаясь с каждой секундой, пока не останется ничего, кроме тонкого следа дыма. Зажженная свеча, с ее теплым и мерцающим светом, символизирует свет истины и знания, освещая темные уголки нашего разума. Но когда пламя гаснет, остается лишь холодная пустота, символизирующая потерю и смерть. В христианской традиции ярко горящая свеча представляет собой веру в Бога или свет Христа, ведущий нас сквозь мрак земного существования. Масляные лампы и другие источники света также часто появляются в натюрмортах, передавая те же глубокие смыслы.

Винсент Ван Гог. Натюрморт с библией. 1885
Винсент Ван Гог. Натюрморт с библией. 1885

Постимпрессионистский "Натюрморт с Библией" Винсента Ван Гога — произведение, которое выделяется своей простотой и мрачностью, контрастируя с более известными, яркими полотнами художника. Эта картина была написана незадолго до смерти его отца, протестантского священника. На холсте изображены погасшая свеча, Библия, принадлежавшая его отцу, и современная светская книга — возможно, роман или философский труд. Свеча, расположенная рядом с этими двумя книгами, может быть многозначительным символом: неудачная попытка Ван Гога стать священником, как его отец, или предчувствие скорой смерти родителя. В этой композиции каждый элемент говорит о борьбе между духовным и мирским, о вечной дилемме выбора пути и о неизбежности конечного исхода.

Зеркало

С давних времен люди верили, что душа человека заключена в его отражении. Эта мистическая связь между человеком и его зеркальным двойником на протяжении веков вдохновляла художников и поэтов, рождая множество легенд и суеверий. Зеркала, как магические порталы в иной мир, фигурировали в самых разных произведениях искусства, начиная от древних мифов и заканчивая современными картинами. Они могут олицетворять как правду и уверенность в себе, так и тщеславие и искажения — все зависит от того, кто смотрит на свое отражение. Разбитое зеркало издавна считалось дурным предзнаменованием, предвещающим семь лет несчастий.

Рой Лихтенштейн. Натюрморт с зеркалом. 1972
Рой Лихтенштейн. Натюрморт с зеркалом. 1972

Для талантливого художника стеклянные предметы и поверхности открывали возможность искусно передать сложные визуальные эффекты прозрачности и отражения. В эпоху Возрождения мастера использовали зеркала для создания иллюзии глубины и пространства в своих картинах, а барочные художники любили играть с отражениями, создавая многослойные композиции. Кроме того, поскольку зеркала когда-то были непомерно дороги для большинства людей, покровители натюрмортов могли демонстрировать свое богатство через изображение этих драгоценных предметов.

“Натюрморт с зеркалом" Роя Лихтенштейна исследует многовековую традицию через призму поп-арта конца XX века. В своей работе Лихтенштейн мастерски сочетает классические элементы с современными символами массовой культуры. Предметы натюрморта — зеркало и корзина с фруктами — являются традиционными символами, которые зрителям предлагается рассмотреть в контексте медийного мира и явлений поп-культуры. В этой картине он создает диалог между прошлым и настоящим, показывая, как изменилось наше восприятие искусства и самого себя в эпоху информационного взрыва.

Насекомые

Насекомые часто становятся неотъемлемой частью натюрмортов с цветами и едой, особенно в картинах жанра vanitas. Эти крошечные существа несут в себе глубокие символические значения. В целом насекомые символизируют жадность или упадок, но каждое из них имеет свои уникальные ассоциации. Бабочки, например, олицетворяют трансформацию и, в христианской традиции, воскрешение, что делает их символами надежды и возрождения. В противоположность им стрекозы представляют мирскую суету и смерть; они часто изображаются охотящимися на более мелких насекомых, подчеркивая тем самым свою хищную природу.

В эпоху раннего Возрождения улитки были связаны с непорочным зачатием Девы Марии, так как считалось, что они размножаются бесполым путем. Этот факт добавляет еще один слой символизма в картины того времени.

 Бальтазар ван дер Аст. Натюрморт с цветами, фруктами, ракушками и насекомыми. Ок. 1629
Бальтазар ван дер Аст. Натюрморт с цветами, фруктами, ракушками и насекомыми. Ок. 1629

На одном из голландских натюрмортов Золотого века, созданном Бальтазаром ван дер Астом, разнообразные крошечные насекомые разбросаны по всей композиции. На первый взгляд их присутствие может показаться случайным, но на самом деле расположение каждого насекомого тщательно продумано. Они привлекают внимание к надвигающемуся разложению фруктов и цветов, процесс которого уже начался. Неизбежность распада и смерти еще больше подчеркивают перевернутая корзина и зловещая стрекоза, парящая над сценой.

Эта картина является ярким примером того, как художники Золотого века использовали символику насекомых для передачи глубоких философских и религиозных идей. Каждое насекомое на полотне — важная часть общей композиции, которая заставляет зрителя задуматься о быстротечности жизни и неизбежности смерти.

Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты на протяжении многих веков не просто считались предметами роскоши – они были символами статуса, богатства и принадлежности к определенной культуре. Величественные скрипки, изящные флейты и изогнутые гитары часто включали в натюрморты, чтобы продемонстрировать не только материальное благополучие покровителя, но и его утонченный вкус и музыкальный талант. Однако за этими инструментами скрывается гораздо более глубокий смысл.

Питер Клас. Натюрморт с музыкальными инструментами. 1623
Питер Клас. Натюрморт с музыкальными инструментами. 1623

Музыка, как правило, символизирует отдых или праздник, но в натюрмортах она может приобретать мрачные оттенки. В жанре vanitas скрипка может напоминать зрителям о быстротечности времени и о том, что всему прекрасному приходит конец. Оборванные или отсутствующие струны скрипки становятся метафорой разлада или даже смерти. Флейты издавна ассоциировались с опьянением Вакха – бога вина и веселья – а также с грехами похоти и лени, что добавляет инструментам двойственный характер. Изогнутые формы многих инструментов, таких как гитара, перекликаются с органическими формами человеческого тела, что делает их еще более интригующими.

Пабло Пикассо. Мандолина и гитара. 1924
Пабло Пикассо. Мандолина и гитара. 1924

Погружаясь в мир кубизма, мы встречаем картину Пабло Пикассо "Мандолина и гитара", которая смело игнорирует большинство условностей живописи натюрморта и его традиционную иконографию. Пикассо разрушает привычные границы, создавая новые смыслы и интерпретации. Тем не менее, стоит задуматься о символизме струнных инструментов на его полотне – возможно, они символизируют шум современной жизни или быстротечность стремительно развивающегося мира искусства XX века.

Дичь и мясо

Рыба и мясо — символы роскоши и изобилия, но также обжорства и искушения. Эти продукты питания, столь привычные на наших столах, когда-то были предметом восхищения и зависти, украшая полотна великих мастеров.

В XVII веке, эпоху голландского Золотого века, натюрморты с изображением дичи стали необычайно популярными. Этот феномен часто вызывает недоумение у зрителей XXI века, привыкших к более гуманистическим темам в искусстве. Однако в те времена спортивная охота была не только привилегией богатых, но и важной частью международной торговли. Натюрморты, на которых запечатлены высокодетализированные охотничьи трофеи и туши экзотических животных, пользовались огромным спросом. Эти произведения искусства также вписывались в традицию vanitas — напоминания о бренности человеческой жизни и неизбежности смерти.

Хуан Санчес Котан. Натюрморт с убитой птицей, фруктами и овощами. 1602
Хуан Санчес Котан. Натюрморт с убитой птицей, фруктами и овощами. 1602

Картины с охоничьими трофеями часто сопровождались изображениями других продуктов питания, что позволяло художникам демонстрировать кулинарные особенности определенного региона или покровителя. Например, на испанской картине начала XVII века "Натюрморт с убитой птицей, фруктами и овощами" Хуан Санчес Котан мастерски использует дичь для того, чтобы показать противоречивые склонности человечества к макабрическому и прекрасному. В его работах можно увидеть не только удовольствие и удовлетворение от охоты, но и притягательность приобретения товаров и сложные отношения между людьми и природой.

Серебро и золото

Включение драгоценных металлов в натюрморты – это не просто демонстрация мастерства художника в изображении отражающих текстур, но и свидетельство о богатстве и статусе покровителя. В натюрморте vanitas блеск золотых и серебряных украшений усиливает драму между материализмом и моралью, словно напоминая зрителю о бренности земных удовольствий. В религиозных композициях золото символизирует священность и вечность, отражая божественную природу предметов. Серебро, как зеркало, может быть метафорой души человека, показывая его истинную сущность – будь то светлая или темная.

Питер Боэль. Натюрморт с глобусом и попугаем. Ок. 1658
Питер Боэль. Натюрморт с глобусом и попугаем. Ок. 1658

Золотые и серебряные предметы в натюрмортах также могут нести националистический подтекст, представляя культурные особенности родины художника или демонстрируя его опыт в международной торговле и путешествиях. Например, в позднебарочном натюрморте Александра-Франсуа Депорта, серебряные бокалы и изысканные блюда создают богатую композицию, отражающую роскошный образ жизни владельца картины. Короли и представители элиты часто заказывали у Депорта натюрморты, чтобы подчеркнуть свое богатство и изысканный вкус, который был ярким символом французской культуры того времени.

Александр-Франсуа Депорт. Натюрморт с серебром. Ок. 1720.
Александр-Франсуа Депорт. Натюрморт с серебром. Ок. 1720.

Что касается тонкого фарфора и золотых тарелок, то здесь художник должен был проявлять особую осторожность. Слишком много золота могло показаться не только безвкусным, но и греховным. Аляповатые и перевернутые золотые тарелки несли в себе мощное предупреждение: чрезмерное богатство ведет к разорению. Эти детали словно шепчут зрителю о том, что за блеском и роскошью всегда скрываются опасности, и что истинная ценность вещей заключается не в их материальной стоимости, а в духовной значимости.

Таким образом, натюрморты не просто демонстрируют богатство и роскошь; они рассказывают истории о человеческих страстях и слабостях, о стремлении к красоте и неизбежной тленности всего сущего. Вглядываясь в эти картины, мы можем почувствовать дыхание прошлого и задуматься о том, как мало изменилось наше отношение к материальному миру за столетия.

Возвращаясь к символике: каждый элемент в натюрморте имеет значение. Ягоды могут символизировать мимолетность жизни, а бабочка — душу. Эти скрытые смыслы делают натюрморты не просто красивыми картинами, но и глубокими философскими произведениями.

Так что в следующий раз, когда будете смотреть на натюрморт, задумайтесь: что хотел сказать художник? Какую историю он прячет за этими тщательно расположенными предметами? Возможно, вы увидите больше, чем просто красиво накрытый стол.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Берта Моризо: первая женщина-импрессионистка

Хокусай — отец современной манги?

Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой скандал?

Поль Дюран-Рюэль: человек, который спас импрессионистов от забвения

4 художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗