39 подписчиков

Выбор оружия (1981 г.) криминальная драма Алена Корно с экспрессивным молодым Жераром Депардье и ледяным старцем Ивом Монтаном.

Кадр из фильма "Выбор оружия".
Кадр из фильма "Выбор оружия".

Мало ли по свету бродит сильных и красивых молодцев, которым раз взбрела в голову мысль о безнаказанности, они,, убедившись в её жизнеспособности, пошли далее таким путём без оглядки. Но жизнь справедливее всех нас и рано или поздно расставляет по местам неладное. Как с Микки, молодым преступником, хорошим боксёром с большим сердцем, которому жуть как надоел устоявшийся в мире поток бытия. Ему необходим ежедневный риск. Однако течение времени и новые обстоятельства способны угомонить любого, даже такого бузотёра как он.

Ален Корно классик французского кино, снимал в основном криминальные драмы, поочередно добавляя в их содержание детектив, триллер или и то, и другое. На первый взгляд может показаться, что его работы незамысловаты и имеют банальную подоснову. Внимательный же зритель, способный совмещать при просмотре анализ техники съёмки и времени (год), когда она осуществлялась, поймёт причины статуса режиссёра. Он говорит просто, а оторваться от экрана не представляется никакой возможности. Как и с Выбором оружия.

Кадр из фильма "Выбор оружия".
Кадр из фильма "Выбор оружия".

Француз никуда не спешит. Детально расчленяет каждую составляющую характера героев Депардье и Монтана. Кажется, во второй половине уж слишком закопался в скрупулезном портрете Микки и Ноэля. Но это необходимый приём, действующий накопительно и прочувствовать его можно только ближе к завершению истории. Постановщик, через затянутые поиски Микки Ноэлем, показывает трансформацию гнева в милосердие, попутно констатируя социальные изменения общества (наркотики, бандитизм, бесчестие). Герой Монтана гангстер старой закалки, он в преклонном возрасте, ему важнее понять, а не наказать.

Кино достаточно экспрессивно, его герои находятся в постоянном действии. Здесь немного диалогов, все они носят условный характер и сами собой демонстрируют важность поступка, а не разговоров. Так сложилась традиция французского криминального кинематографа, что вопреки всему остальному кинопрому, именно этот жанр стал таким немногословным. И от того, может быть, культовым во всём мире.

Корно держит планку, выставляя каждый кадр под стать трио лицедеев. Они, даже в самой щепетильной и неприглядной сцене прекрасны. Героини Денёв не так много, как хотелось бы многим фанатам, но она на своём почетном месте выполняет работу всецело. Депардье, этот одичавший от воли сгусток негативной энергии, рвёт на ремни судьбы всякого на своём пути. Не пожалеет никого, самого себя в первую очередь. Он наивен и инфантилен, но животное чутьё не подводит до самого финала. И маэстро Монтан, который мог бы составить конкуренцию молодому коллеге, но роль предполагает смиренное покаяние, которое даже в критический момент не выплёскивается наружу.

Кадр из фильма "Выбор оружия".
Кадр из фильма "Выбор оружия".

Выбор оружия отличное произведение для склонных к ностальгии страждущих, тех, кто желает окунуться в беззаветную эпоху, когда честь и достоинство было распространено даже среди негодяев. Ноэль прощает Микки, очевидно, вспоминая себя в его возрасте. И как безоговорочная капитуляция в знак прощения принимает его дитя. Теперь, когда все за всех отвечают, это выглядит парадоксально. Но Корно блестяще всковырнул этот сгусток и зацементировал в двух с лишним часах.