Оксана Бондарчук Обозреватель TV Mag
11 июля в прокат выходит «Культурная комедия» с Алексеем Чадовым, Яной Гладких, Юрием Стояновым и другими звездами в главных ролях. Веселая картина рассказывает о циничном чиновнике из Перми, который курирует дорожное строительство и привык всегда добиваться своего. Но его жизнь круто меняется, когда новым вектором развития региона становятся культура и искусство. Теперь, чтобы усидеть в кресле чиновника, ему надо изучить культурное наследие Пермского края. В помощь себе он берет уроки у преподавателя искусствоведения Марины Николаевны. Удастся ли ей облагородить бескультурного чиновника, который, казалось бы, безнадежен? Накануне премьеры фильма TV Mag поговорил с генеральным продюсером «Культурной комедии», главой онлайн-кинотеатра Okko и пермяком Гавриилом Гордеевым.
Гавриил, чем, как продюсера, вас заманил проект «Культурная комедия» на этапе сценария?
«Культурная комедия» не могла не заинтересовать меня на этапе сценария, потому что весь сценарий пронизан историей и культурой родного города. Я, как выпускник Дягилевской гимназии с художественно-эстетическим уклоном, особенно понимаю конфликт восприятия между творческой интеллигенцией и рабочей элитой, характерный для Пермского края – исторически купеческого промышленного региона, развитие которого повлекло за собой желание вкладываться в искусство. И невероятно круто, что из конфликта актуального и сегодня выросло красивое художественное произведение, где в основе – любовь, которая, собственно говоря, и может всех объединить.
Генпродюсер Okko Гавриил Гордеев с семьей
Почему местом действия выбрана ваша родная Пермь? Связно ли это с рибейтами в Перми?
Все, что написано, все, что рассказывается в сюжете фильма, могло бы происходить в любом городе нашей страны с акцентом на индивидуальные исторические факты и культурные особенности. Но авторы идеи и продюсеры имеют непосредственное отношение к городу Пермь, и поэтому фактура для этой истории собрана именно про Пермь.
И вдвойне приятно, что один креативный продюсер и автор сценария (Данил Троценко) абсолютно искренне вовлекся в историю именно пермской культуры, хотя сам он родом из Челябинска. Поэтому мы еще и тут разрушаем вечный штамп о разладе между уральскими территориями. Любим мы друг друга.
Как часто вам встречаются по жизни такие герои, как персонаж Чадова – мужчины у власти без малейшего понятия об искусстве?
Нельзя сказать, что персонаж Алексея Чадова – это мужчина у власти без малейшего понятия: у него есть свое отношение к искусству, просто оно где-то глубоко сидит, и он, в силу жизненных обстоятельств, не погрузился так подробно в культуру края. А фильм как раз показывает, что таких людей нельзя считать неисправимыми или безнадежными, потому что, когда дело касается чувств – без культурной эрудиции не справиться. Любовь взращивает нас и побуждает к творчеству, к культурному развитию, а культура дает возможность найти любовь – такой круговорот культуры и любви.
Какое ваше любимое произведение искусства?
Любимых произведений искусства у меня много: в зависимости от настроения, в разных ситуациях и компаниях – можно о них поговорить, поисследовать.
Одно произведение упомянуто и является частью сюжета фильма «Культурная комедия»: это «Танец с саблями» Арама Хачатуряна – было написано в Перми, и мировая премьера состоялась в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского в декабре 1942 года. Это музыкальная композиция с невероятной энергией, на мой взгляд, это The Prodigy того времени. И если бы тогда существовали клубы, думаю, под нее очень сильно бы танцевали разные культурные чиновники.
Ваше любимое место в Перми.
Любимое место в Перми – великая Кама, набережная с рассветами и закатами, белыми ночами и людьми, которые гуляют в солнечные дни парами или семьями. А вообще, приезжайте в мой родной город – проведу экскурсию и покажу все самые интересные улочки, здания и памятники архитектуры, значимые для меня лично.
Отрадно видеть, что на главные роли вы взяли известных, но не «заезженных» артистов. На ваш взгляд, есть ли сегодня в России такие звезды, которые однозначно соберут кассу и зрителей?
Выбор актера на ту или иную роль – это всегда серьезный процесс и труд большой команды. Видение и желание рассказать историю и максимально правильно донести то, что написано в сценарии в визуальном произведении до зрителя, во многом зависит от того, как будет прочтен текст в комбинации «актер, режиссер, оператор и композитор». И мы в первую очередь создавали художественное произведение и рассказывали историю, в которой актерский ансамбль должен был стать органикой, а не инструментом по сбору кассы.
Какими критериями должен обладать проект, чтобы вы взялись его создавать как продюсер? Какой контент вам интересен для производства?
Как продюсера меня интересуют художественные произведения, которые уже на этапе сценария начинают вызывать чувство и желание рассказать о них другим людям. То есть потенциально история должна быть интересна не только мне, она должна быть интересна большей аудитории, чтобы породить процесс диалога со зрителями. Как правило, именно такие произведения становятся, как мы называем, вечными. Когда не просто затронута актуальная или конъюнктурная тема, а поднимаются всегда актуальные проблемы отцов и детей, любви, дружбы, помощи и пр. И это, на первый взгляд, кажется тривиальным, но чем удивительнее подход к вечной теме, тем интереснее становится мне как продюсеру и тем больше хочется поучаствовать в реализации этого произведения.
Думаю, что каждый художник мечтает не просто написать картину, а о том, чтобы эту картину увидело очень много зрителей. При этом не обязательно на позиции продюсера быть только художником, иногда роль продюсера важна как раз для того, чтобы дать возможность художнику найти свою аудиторию. То есть причина продюсерского рвения должна быть не в том, чтобы заработать на произведении, а в том, чтобы либо создать его, либо помочь в его создании и донесении до аудитории.
Если бы у вас были все возможности, что бы вы поменяли в киноиндустрии в России в первую очередь?
Все, что сейчас происходит в киноиндустрии, это уже очень крутые, позитивные изменения, которые, в том числе, происходят не только от моего желания, а от желания многих продюсеров и творцов. Я когда-то думал о том, что децентрализация кино и телевидения относительно Москвы – только мечта. Сейчас это нормальный, естественный процесс, и то количество фильмов, которое создается и производится в регионах, выходя на федеральный уровень, – показатель. И таких изменений очень много. Российского контента становится все больше и больше. Растет конкуренция, и эта конкуренция влияет на качество кино и сериалов. Соответственно, все идет к лучшему, и зритель от этого только выигрывает. Все постепенно органично развивается, российский кинематограф пока еще не на пике, и всей нашей индустрии есть к чему стремиться.
Каким проектом, созданным вами как продюсером, вы особенно гордитесь, на Okko?
Каждый проект в онлайн кинотеатре Okko по-своему важен и создан для определенной целевой аудитории. Это не значит, что какой-то из них вызывает большую гордость, а какой-то меньшую. Конечно же, успех проекта для широкой аудитории более осязаем и открывает перспективу дальнейшего развития – так, например, «Волшебный участок» начинает обрастать как франшиза другими произведениями и ответвлениями от него. Но, помимо этого, есть сериалы, которые являются законченными, но остаются флагманскими для Okko, такие как, например, «Ласт Квест» или «1703», и они по-своему являются большими произведениями-высказываниями, интересными и очень значимыми для определенного сегмента зрителей.
Главное, чтобы сериалы, которыми можно гордиться, появлялись регулярно.
Какой проект на Okko показал самые неожиданные для вас результаты?
Мы в онлайн-кинотеатре Okko проводим глубокую аналитику каждого проекта, поэтому все неожиданные результаты – это наши наблюдения и выводы относительно первоначальных гипотез.
Например, «Волшебный участок» оказался самым семейным сериалом в Okko, а «Манюня» объединила и детей, и родителей, и более старшее поколение – потому что дети наблюдают за приключениями девочек, а взрослые ностальгируют по советскому детству. А вот, например, сериал «Открытый брак» смотрела больше всего женская аудитория и, что удивительно, не на большом экране всей семьей, а индивидуально на десктопе и на смартфонах.
Чего, как вам кажется, сегодня не хватает российскому зрителю? Каких фильмов? И что вы делаете, чтобы восполнить этот пробел?
Чего не хватает российскому зрителю, ответит только российский зритель. Но точно можно сказать о большой потребности в смыслах и ценностях, которые позволяют объединить вокруг экрана нас с детьми, всю семью или друзей и приятелей. Нам всем хочется испытывать добрые, светлые эмоции и переживать их не в одиночестве, а в кругу компании – то есть важен и нужен объединяющий поколения и людей контент.
Если хочется отдохнуть, вы приходите домой, включаете телевизор/проектор и смотрите… Ваш любимый фильм?
Чтобы отдохнуть за просмотром контента, нужно понять, с кем я буду проводить время – в одиночестве, с женой, с каким-то одним ребенком или всей своей большой семьей. Когда я выбираю контент для семейного просмотра, то он точно должен вовлекать в историю не только детей, но и меня, потому что самое ценное – испытывать одинаковые эмоции со своими детьми от просмотра фильма или сериала. Когда я выбираю фильм для личного смотрения, то это, как правило, байопики.
В чем вы видите свою миссию как продюсера? Каковы ваши амбиции, что планируете запускать дальше, какие вершины брать?
Это может прозвучать очень пафосно, но я искренне считаю, что весь контент, который мы создаем, оказывает непосредственное влияние на воспитание поколения, является носителем культурного кода и основой для следующего поколения творцов. И здесь важно понимать, что это не просто вопрос миссии, а большая ответственность, которая лежит не только на мне, а на каждом продюсере, который причастен к созданию художественных произведений кино и телевидения.
Что в России мешает развиваться кино как бизнесу или зарабатывать меньше, чем хотелось бы?
Хочется ответить, что ничего не мешает в России созданию и развитию кино как бизнеса. Но все-таки есть одна глобальная проблема – это пиратство и наша внутренняя человеческая халява, которая позволяет к этому пиратству так или иначе обращаться. И наша задача – сформировать культуру потребления контента, объяснить ценность платной подписки или билета в кино через качественное вложение своего времени.
Фото: пресс-служба фильма