В 1960-х годах бывший гонщик, триумфатор «24 часов Ле-Мана» 1959 года Кэррол Шелби, занимавшийся импортом в США британских спортивных родстеров AC Ace, придумал установить в маленький европейский автомобиль большой американский V8 корпорации Ford! В результате нехитрых инженерных манипуляций появился легкий, маневренный и чрезвычайно мощный спортивный автомобиль, громивший соперников на гоночных трассах по всему миру – оригинальные Shelby Cobra стали легендами еще «при жизни» и помогли Кэрролу Шелби перевоплотиться из гонщика, по причине проблем с сердцем «повесившего шлем на гвоздь», в одного из самых известных инженеров в автомобильной индустрии.
В начале 2000-х, когда Шелби было уже за 80 и он пережил даже самые оптимистичные прогнозы врачей, в т.ч. благодаря пересадке сердца (!), Кэррол вновь наладил контакты с топ-менеджментом корпорации Ford, утраченные десятилетия назад, для возрождения идеи оригинальной Кобры. Но поскольку за 40 лет принципы проектирования автомобилей несколько изменились, не думаю, что Шелби серьезно влиял на проект. Главным «локомотивом» Shelby Cobra Concept был вице-президент Ford по разработке новой продукции Крис Теодор, руководивший сотнями инженеров и дизайнеров. Но старик Шелби был счастлив!
Проект внушал оптимизм, поскольку во время дебюта в 2002 году Ford GT, представлявшего собой среднемоторный суперкар, вдохновленный историей победы Ford над Ferrari в Ле-Мане 1960-х, был очень хорошо встречен публикой.
Ретро стиль в дизайне набирал обороты, а использование деталей, опробованных на GT, могло значительно упростить производство новой Shelby Cobra. Забегая вперед скажу, что Ford GT, мягко говоря, не стал большим коммерческим успехом, а Ford Shelby Cobra вообще остался в единственном экземпляре...
Одним из необычных решений стал отказ от канонизированного в США двигателя V8. Ford Shelby Cobra Concept был оснащен одним из четырех экспериментальных двигателей Ford V10 рабочим объемом 6,4 литра мощностью 605 лошадиных сил (без турбины!). В конструкции автомобиля широко применялся алюминий, коробка передач установлена сзади, в паре с дифференциалом, что обеспечило идеальную развесовку 50/50 по осям и достаточное пространство для ног водителя и пассажира в спартанском салоне.
Детали подвески и механическая коробка передач были позаимствованы у вышеупомянутого Ford GT, запущенного в производство в 2004 году. Разгон до «сотни» занимал 3,8 секунды, а максимальная скорость переваливала далеко за 300 км/ч!
На Международном автосалоне в Детройте 2004 года Ford Shelby Cobra Concept произвел фурор, получив награду Best in Show, а Ford завалили предложениями от энтузиастов, желавших его купить. К сожалению, разразились кризисные явления в экономике США, Ford GT продавался не так как планировалось и проект Ford Shelby Cobra так и не пошел в серию. Тем не менее, это отличная точка в карьере Кэррола Шелби!
Интересно, что это был ни разу не макет, а полноценный автомобиль, сам Кэррол Шелби катал на нем журналистов на гоночной трассе в Калифорнии. При этом, максимальную скорость концепта ограничили на уровне 160 км/ч, видимо, чтобы дедушка не навредил ни себе, ни окружающим…
В 2017 году Ford продал Shelby Cobra Concept на благотворительном аукционе, собирая деньги на ремонт особняка Генри Форда. Купил автомобиль за 825 000 долларов не кто иной, как Крис Теодор, бывший вице-президент Ford, работавший над этим проектом вместе с Кэрролом Шелби. Ну как вместе…
Автомобиль не был сертифицирован для дорог общего пользования, но для человека с такими ресурсами это не стало проблемой. Специалисты компании Technosports, собиравшие в свое время прототип, выполнили необходимые мероприятия, полностью легализовав Shelby Cobra Concept для американских дорог.
Интересная история! А если учесть, что гражданин Теодор в 2021 году перепродал автомобиль на аукционе Mecum за 2 400 000 долларов, история становится еще интереснее!
P.S. На шине надпись: "Не для использования на дорогах общего пользования"... Ценнейший артефакт для коллекционеров!
Сергей Клюшниченко
Фото Curated Vintage Supercars и Mecum