«– Дядь Степан, ихний кучер на меня в лорнет посмотрел. Чего это он, а?
– Чего, чего… Зрение слабое.
– Бедненький!..»
Как в реальной жизни, так и в кино принято очкариков:
1) жалеть. Вот как пожалела (правда, весьма кокетливо) приезжего итальянца русская дворовая девушка Фимка в советской комедии Марка Захарова «Формула любви» 1984 г. Хотя у графского подручного Жакоба был по своим временам весьма импозантный прибор на носу.
С подобными лорнетами щеголяли многие великосветские дамы в театрах, на балах и на приемах, например в салоне Анны Шерер в классической советской экранизации Льва Толстого Сергеем Бондарчуком «Война и мир» 1965–1967 гг.
Точно так же сочувствие вызывал у зрителей Ипполит Воробьянинов в экранизациях «12 стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова тем же Марком Захаровым и еще Леонидом Гайдаем. Особенно жалостлив был образ, воплощенный Анатолием Папановым. А вот у Сергея Филиппова Киса получился более юмористическим;
2) высмеивать. Впрочем, некоторые очкарики могут сами кого хочешь обшутить. Вспомним хоть веселый диалог из голливудского фильма Майкла Эптида «Энигма» 2001 г.:
«– А без очков вы привлекательней смотритесь.
– Да и вы привлекательней выглядите, когда я без очков»;
3) считать ботаниками. Поэтому многие персонажи – ученики и творческая интеллигенция, не бывшие слишком сильными физически, носили эти, как бы сказал сегодня гуру исцеления Мирзакарим Норбеков, «yнитaзики / костыли для глаз»;
4) по-простецки называть умниками. Эти люди составляли элитную прослойку. Как правило, они имели отношение к миру науки, причем на высшем уровне – скажем, были не обычными лаборантами, а профессорами, не просто медсестрами, но докторами.
Например, когда в советской комедии Григория Александрова «Весна» 1947 г. Верочка Шатрова из театра оперетты репетировала роль важной ученой Ирины Никитиной, она напяливала очки, закрывавшие половину лица, и меняла голос на, по ее мнению, солидный.
А вот темные очки от солнца как в жизни, так и на экране всегда символизировали крутость человека.
Почему утвердилась установка, что темные очки – это стильно, а обычные очки с диоптриями – это стыдно?
Вот сравните два образа из советского кино, сыгранные одним и тем же актером Игорем Костолевским: милый, наивный учитель космографии в кино СССР от Михаила Козакова «Безымянная звезда» 1979 г. – и в постсоветской картине Николая Малецкого «Завтрак с видом на Эльбрус» 1993 г.
Будем честными: даже когда героиня по сюжету начинала роман, она для своего кавалера очки снимала. Только самые глубоко любящие чувствовали в женщинах-очкариках особую умилительность и беззащитность. Большинство же их слегка недооценивали.
А вот женщина, мужчина, ребенок, даже старичок со старушкой в темных (!) очках – это всегда считалось шикарно, трендово. Поэтому часто народ стремится покупать очки от солнца дорогие, с брендом. И кино в том числе такой моде способствует.
К примеру, после громкой премьеры очередной картины, становящейся хитом, может последовать массовое увлечение очками определенных стилей. И тогда публика носит очки «под избранного из "Матрицы"», «под Гарри Поттера» и т. д. Точно такая же ситуация – с музыкой: народ скупает очки «под Элтона Джона» и проч.
Право же, задумаешься ненароком: не скрытая ли это проплаченная реклама фирм, которые такие очки продают?
При этом слабая половина человечества представителей сильной его половины, которые ходят в очках, оценивает более мягко.
Вспомним хоть, как Душечка из голливудской комедии Билли Уайлдера «В джазе только девушки» 1959 г. считала, что мужчины-очкарики выглядят особенно беззащитными, а потому ей нравятся.
Впрочем, после этого она выдавала свой прагматический расчет: оказывается, по ее мнению, зрение у таких мужчин портится из-за постоянного чтения мелких сводок данных по биржам в газетах; следовательно, очкарик = богач.
Словом, сценаристы с режиссерами своим героям очки чаще всего придумывали для того, чтоб подчеркнуть их слабость либо ученость, а очки темные нужны были для шарма.
Впрочем, чем дальше – тем больше насмешливое «ботаник» в реальности и на экранах сменялось «стремящимся к саморазвитию». Таковы были, в частности, герои – ученые из советского фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года» 1961 г. или научные сотрудники лабораторий Фантомаса из нескольких французских комедий Андре Юнебеля 1960-х гг.
А уж сколько юмористических ситуаций можно было снять, подчеркнув иронию с помощью очков на персонаже!
Вспомним хоть, как забавно выглядела Людмила в библиотеке в фильме СССР Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» 1980 г. Девушка там хотела поймать хорошего мужчину, поэтому даже очками запаслась. Но они были для нее непривычны, поэтому выглядела она в них, так сказать, не совсем органично...
Итак, давайте в нашем тесте угадаем, какие герои скрывались за очками!
П. с. Дорогие читатели, в как вы относитесь к очкам (от солнца и с диоптриями)? И каких еще героев-очкариков можете назвать?
Уточню, что в посте и тесте людей мы называем очкариками исключительно по-доброму. Автор сама в очках ходит :)
И отгадывайте тесты, где надо узнать советское кино или мультик по прическе персонажа и еще по головному убору, плюс по костюму героя, а также по маске и вот даже по бороде героя.
#тесты #кино #викторины #стиль #тест #викторина #юмор #развлечения