Сегодня в 7:00 теплоход «Георгий Жуков» пришвартовался у причала в Нижнем Новгороде. Завершился наш восьмидневный круиз под названием «Ворота в Пермский край». Дома - пыль, пустой холодильник, неразобранные чемоданы, в которых много-много вещей для стирки - ну, вы поняли, самое время рассказать о круизе )))
В прошлом году у нас получилось триумфальное возвращение к речным круизам спустя четверть века. Да, именно такой перерыв был у меня в этом виде отдыха. До двадцатого года мы с удовольствием ездили в круизы по Средиземному морю, пока мир не изменился. В прошлом году решили попытать счастья и вспомнить детство в круизе до Астрахани. Готовились к худшему, но все было идеально. Теперь я понимаю, что нам просто очень повезло с теплоходом «Михаил Фрунзе» и его командой. Мечтать о новом круизе в прошлом году мы начали еще до того, как вернулись с «Фрунзе». Если бы мое возвращение к круизам было бы таким, как поездка, закончившаяся сегодня, я бы, возможно, не возвращалась к такому отдыху.
Как выбирали направление? В прошлом году мне было важно отвезти детей до Астрахани и обратно дорогами моего детства, показать героический Волгоград. В этом - хотелось чего-то принципиального нового и неизведанного. Например, никто из нас не был на Каме, хотелось бы дойти до Перми. При этом я хорошо понимаю, что от добра добра не ищут, с удовольствием бы снова поехала на «Фрунзе». Но он в этом году ходит по тому же маршруту - до Астрахани, да еще и в урезанном виде. В итоге в нужное нам время было два теплохода, но на одном оставались две свободных каюты в трюме, которые стоили дороже, чем мы купили не в трюме. Поняла, что не готова на такое. Оставался только «Жуков», но маршрут уже короче - только до Чайковского, всего восемь дней, причём, отправление из Нижнего - в 20:00, а прибытие - в 7 утра. По сути, неделя, но выбора не было.
Мне было приятно вернуться на «Жукова», ведь после моего одиннадцатого класса я на нем путешествовала до Петербурга. Ностальгия! Была полна оптимизма по поводу того, что на теплоходах одной компании будет одинаково высокий уровень. 2 июля в 20:00 мы помахали с палубы родному и прекрасному в закатных лучах Нижнему и отправились к новому и неизведанному.
Первое, что мы поняли, лучше начинать круиз в начальной точке. И дело не только в ощущении праздника на борту, но и в оргмоментах. «Жуков» шел из Москвы, на вновь присоединившихся было всем плевать. Ладно, мы уже были в круизах, знаем, что и как на таком теплоходе, даже на «Жукове» я уже была, но хотелось хотя бы базовой информации. Девушка на стойке регистрации не могла сказать, в какой стороне наши каюты. Искали сами с чемоданами ))) Никакой учебной тревоги - на «Фрунзе» она была для всех, кто присоединялся к круизу. Это важно, такие вещи нельзя игнорировать. Кто директор круиза я узнала день на третий. На «Фрунзе» директор всем свой телефон предлагала, если вдруг кто отстанет на экскурсии и т.д. Сами со всем разбирались, ощущение было, что мы присоединились к чужому празднику жизни без приглашения, все уже - навеселе, им не жаль будет, если мы останемся.
Каюта - все стандартно. Это - не премиальный тариф, каюты здесь не обновляли, в прошлом году меня шокировала одна розетка, в этом я была готова. Берём каюты на главной палубе, так как там может находиться только экипаж, но они бегают по делу, никто не стоит и не болтает перед окнами. У нас - две соседние трехместные каюты при двухместном размещении. Места мало, как жить втроем, не очень представляю, вдвоем толкаемся постоянно, ноги моего подростка, который ростом 183 см никуда не помещаются. А если еще и сверху будет третье место разложено - ух ))))
Чистота. Здесь - все четко, убираются очень хорошо везде, постоянно кто-то бегает по палубе - моет окна, поручни, мебель. В каюте тоже всегда была хорошая уборка. Но не обошлось без ложки дегтя при заселении. Когда зашла, на полке у зеркала обнаружила огромный клок волос - беееее. Видимо, собрали в душевой и забыли выкинуть. Все понимаю, все мы люди, но отвратительно. И еще у нас чем-то тухлым пахли подушки и одеяла. Сразу же пропахло постельное белье, пижамы. До сих пор этот запах мерещится.
Еда. Провал года. В коротком круизе на «Лебедином озере» вопросов по еде было много. Я же знаю, как это может быть - на «Фрунзе» в прошлом году каждый прием пищи был восхитителен. Надеялась, что вернувшись к «Водоходу», пусть и на другой теплоход, получу идеальную еду. Увы. Здесь не было ресторанной еды. Мы даже под конец стали автоматически называть ресторан столовой. Кстати, скатертей на столах не было. Меню проще, очень много тяжёлых и жирных блюд. Берешь рыбу, как лёгкую пищу, а она - в грибах и соусе. Потом желудок болит. Картошка регулярно была не готова и хрустела. Вообще, многое заливалось какими-то непонятными соусами, без которых было бы лучше. Салаты часто заправлялись майонезом или соусом на его основе. То есть, выбрать на ужин что-то без майонеза было нельзя, в принципе. Супы вкусные, но один раз борщ целиком состоял из уксуса. Не мог доесть никто.
Завтраки - отдельная песнь. Унылая. Вот все, о чем я писала про завтраки на «Озере» актуально и здесь, только в еще большем масштабе. Иногда, действительно, было сложно найти нормальную еду, объясню подробно:
Каши - жидкие, представьте молоко, в котором плавает крупа. Дети такое не едят. Многие задавали вопрос директору ресторана, ответ был, что это - по стандартам. И еще она зачем-то добавила, что дети каши обычно не любят, мол, нечего переживать. Прекрасный вариант отмазки ))) Правда, пару раз каша нормальной консистенции была, но ее моментально расхватывали детям, которые каши не едят, ага )))
Блюда из яиц - без добавок были редко. Зачем пихать капусту в омлет? Кто такое ест? Я, чтобы получить нормальную порцию белка, питалась, в основном, вареными яйцами. Приходилось есть булку с маслом, иначе не выдержишь потом четыре часа экскурсии.
Мясное - были сосиски, какие-то тефтельки и фрикадельки и один нормальный вид ветчины. Остальное колбасное выглядело не очень даже на вид. Сосиски и фрикадельки были из очень дешевого сырья. Сегодня был ранний завтрак у нас перед высадкой, всем дали яичницу и сосиски, никто есть не смог, кроме вечно голодного подростка, но и тот ел с трудом. Вкусная ветчина заканчивалась в момент, больше не приносили.
Запеканки творожные и сырники - запеканки были нормальные, сырники - будто едва схватились снаружи, отломишь кусочек - расплываются по тарелке.
В итоге дети всего теплохода ели блины и оладушки, если они им доставались. Около лотка с блинами вечно была очередь из людей с тарелками. Битвы за еду при такой стоимости отдыха - это как-то несерьёзно, не находите?!
Ладно, блины и оладьи технически нельзя принести сразу, как они заканчиваются, тем более, тут человеческий фактор работает в обе стороны - взрослые дяденьки и тетеньки накладывали себе на тарелки по семь блинов, разве хватит всем при таком раскладе?
Но если бы не приносили только блины - это я могла бы понять. Но у нас из недели горячее молоко к кофе на завтраке было дважды! Остальные дни оно заканчивалось к нашему приходу и его не приносили! Ходили за холодным молоком, которое рядом с хлопьями было на другой конец зала. Но это быстро раскусили другие люди, два дня не было никакого молока, пила черный кофе. Еще постоянно заканчивался черный чай.
И даже не ложка дегтя, а целый кувшин - это обслуживание в ресторане. Ощущение, что официантов меньше, чем на «Фрунзе». Горячее подают 30-40 минут, но постоянно путают, забывают, одному кому-то за столом не приносят. И, самое главное, подают его холодным. Мы неделю ели чуть тёплые супы и вторые блюда. Да еще мы вытянули счастливый билет - достался официант, который, видимо, устроился на работу в день нашего отплытия из Нижнего. Он совсем не вывозил по началу. Подходил, смотрел, что мы заказали, уходил, забыв забрать грязную посуду, возвращался без еды, потому что опять забыл, снова долго смотрел в лист заказа и снова уходил пустой. На второй день была кульминация. Стол (на шестерых) заставлен грязными тарелками, не убрано ничего - салатники, суповые тарелки, огромные тарелки из-под второго, стаканы, чашки. Одну грязную тарелку я уже держу в руках. Появляется наш официант, вручает мне во вторую руку десерт и уходит, не забрав ничего. Я сижу с двумя тарелками в руках, на столе - ни миллиметра свободного, шесть человек за нашим столом и еще столько же за соседским не выдерживают и истерически смеются. Надо сказать, последние три дня официант как-то пообтесался и стало лучше в плане уборки со стола и запоминания, что кому нести. Но на общее впечатление от еды это не повлияло.
Вообще, еда и оргпровалы были главными темами разговоров на палубе. Теплоход был заполнен московскими пенсионерами, которые искушены в круизном вопросе. Все были расстроены работой ресторана. Наши соседи по столу - бабушка с внуком Петиного возраста тоже путешествуют регулярно, такого подхода к питанию, как на «Жукове», не встречали. Вернуться на теплоход не хочет никто (((
Будет продолжение про детскую анимацию, экскурсии, развлекательную программу на борту - там позитива больше. И, конечно, будут отдельные статьи про каждый город. Главный вывод - теплоход теплоходу рознь даже у одной компании и при одном уровне (сравнивать премиальные тарифы с обычными заведомо глупо). Поэтому после круиза на «Озере» я и не хотела ударяться в максимализм, что компания В в стотыщ раз лучше, чем компания С. Ведь у меня был опыт - один круиз от каждой компании )))
Часть вторая:
Про «Михаил Фрунзе» - здесь:
Круиз до Астрахани:
Про «Лебединое озеро» - здесь:
Вся подборка круиза выходного дня: