12 июля в Электротеатре Станиславский пройдет перформативный концерт, созданный студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ под кураторством композитора Владимира Горлинского и художника Анастасии Нефедовой. Студенты выбрали народные сюжеты и на их основе придумали и создали собственные музыкальные инструменты. «Сноб» рассказывает, как авторы концерта интерпретируют сказки из разных частей света
Студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ, обучающиеся по направлениям «Саунд-арт и саунд-дизайн» и «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс», объединились в творческие команды для создания фантазийных музыкальных инструментов. Вместе с кураторами и педагогами участники нашли сказочные сюжеты, которые легли в основу музыкальных перформансов, и соединили интерпретации народных историй в один многоактный концерт. Каждое из шести выступлений на DIY-инструментах отражает индивидуальные ощущения студентов во время исследования народных мудростей, выраженных сказками.
Идею для проекта придумал композитор Владимир Горлинский: «Я, как музыкант, оттолкнулся от своего ощущения разной музыки мира — этнической музыки. Меня всегда поражало, что через очень простой набор элементов, например народный лад, может быть выражена большая история или философия определенного народа. Эта емкость, лаконичность выражения и одновременно метафоричность меня всегда удивляла. Я понял, что мы можем взять тексты сказок разных народов мира, которые обладают той же самой емкостью, метафоричностью, и всмотреться внутрь — в их архетипы, законы древности, философию. И конечно, попробовать увидеть этот объем, транслируя сказки на сегодняшний день».
Метанарратив. Птица Симург и шесть долин
Объединяя выбранные студентами истории в единый связующий концепт, режиссер Антон Митнёв, один из участников проекта, обращается к двум мифам о птице Симург. В казахской интерпретации сказки птица восседает на Древе Мира и сносит яйцо, из которого должен вылупиться священный птенец и принести тотальное добро и спасение мира. Мифическое существо прилетает раз в тысячелетие, однако вдоль ствола Древа выползает дракон и пожирает яйцо. В иранском же мифе множество птиц решают найти Симурга и отправляются на его поиски. Их путь пролегает через семь долин, пройдя которые они понимают, что сами являются той птицей.
«В нашей концепции при соединении этих двух мифов мы получили удивительную платформу для интерактивного погружения зрителей и сплетения разнообразных сказок. Получился некий метанарратив о Древе, Птице, Драконе и шести Долинах. Главный герой — это зритель, который приходит в разграбленные Драконом Долины и задается вопросом: либо Древо отвернулось от Долин и не питает их, либо Древо само уже не плодоносит? Безвременье легло на разрушенные Долины, все циклы остановились, царит хаос, сок жизни обернулся в пепел. Ощутив серию потерь, зритель отправляется к Древу, видит стройный порядок жизни и ожидает приближения Птицы, чтобы... Об этом уже хочется рассказать на самом перформансе, — рассказывает Антон Митнёв о концепции представления. — Через сказки, выложенные в один порядок, мы провели линию героя-зрителя, который модернизируется, преображается под разными личинами, но остается с неизменной мотивацией».
Долина Замысла. Замешивание мира в озере
Первая сказка проекта — монгольский миф о сотворении мира ламой через замешивание палкой воды в озере. Кураторы проекта не обнаружили этот сюжет в печатных источниках, его рассказали сами студенты. По мнению кураторов, это идеально соотносится с бытованием сказок как устного творчества без единоличного автора.
Создатели перформанса выразили сказку о замешивании мира в озере с помощью трех музыкальных инструментов, которые по-разному используют воду для рождения звука. «Это довольно оригинальная история. В музыкальных инструментах вообще редко используют воду как источник звука», — говорит Владимир Горлинский.
Долина Забвения. Бесконечная потеря времени
Для следующего перформанса группа студентов выбрала эпизод чаепития из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Участники находили в каждой истории зашитый парадокс, и созданный для этого сюжета музыкальный инструмент — не исключение. С одной стороны, звуки сделанной из металлических пластин конструкции под названием «Зачарованная чаща» плавающие и мечтательные. С другой — игра на этом инструменте иллюстрирует бездействие и уход от ответственности. Пока один перформер играет на инструменте, другой «спит» и бесконечно «теряет время».
«Здесь мы рассматривали в первую очередь безумное чаепитие Шляпника, Сони и Мартовского зайца, с которым встретилась Алиса. Что есть безвременье? Уход от всего, от любой ответственности. А уходящему отовсюду — незачем куда-то приходить. Следовательно, уходящему отовсюду некуда приходить. Так каков смысл встраиваться в игру времени и ответственностей? Через инструмент сталкиваются две противоположности: буйство действия, требования времени — и абсолютное бездействие, принципиальное нежелание», — объясняет Антон Митнёв.
Долина терпения. Ария Боли
Инструмент «Впрясло» создан по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дикие лебеди». Основанный на принципе вращения прялки с натянутыми железными струнами, музыкальный аппарат отсылает к процессу создания рубашек из крапивы. Исполнитель будто плетет музыкальную партитуру, обжигаясь об импровизированную арфу.
Для каждого перформанса Владимир Горлинский вместе со студентами направления «саунд-арт» написал звуковые произведения, которые характеризуют каждый отдельный инструмент. Так, «Впрясло» сопровождает Ария Боли.
Долина Перерождения. Операция на волчий живот
Еще одной европейской сказкой, которую участники выбрали для собственной интерпретации, стала «Красная шапочка». Набор инструментов «Живот» из металлических листов для воображаемой операции и самодельной волынки отсылает зрителя к эпизоду разрезания живота волка для освобождения бабушки.
Горлинский делится своими впечатлениями о работе со студентами: «В студенческих проектах всегда интересны парадоксальные моменты мышления. Со студентами мы что-то обсуждаем и находимся в логическом процессе: подбираем сказку, потом разбираем героев… А потом студент может очень интересным, странным таким образом интерпретировать материал, но именно двигаясь интуитивно и отражая бессознательные моменты. Меня очень вдохновляет, когда я вижу, что есть разрыв обсуждений, логических цепочек, и на выходе ты получаешь совершенно иное. Это, конечно, бывает не всегда, но когда происходит, выходит действительно мощный результат».
Долина Познания. Ученик обхитрил учителя
Пестрые студенческие перформансы объединяет тема становления и превосхождения. Тем ироничнее, что Владимир Горлинский обращает особое внимание на оригинальную идею звукового костюма «Выворотень», с помощью которого, по замыслу выступления, ученик превосходит своего учителя. В авторском видении русской народной сказки «Хитрая наука» костюм-метафора дает своему носителю суперспособность и силу животных.
Долина Бессмертия. Возрождение звука к жизни
Другая русская народная сказка — о молодильных яблоках и живой воде — подтолкнула авторов на исследование темы умирания и нового рождения звука. Долину Бессмертия представляет инструмент под названием «Стальной омут».
«Путь обучения пролегал в виде путешествия от изначальной идеи через поиск формы, в которой идея может быть воплощена и прочитана. В результате причудливые и удивительнейшие музыкальные инструменты, как и костюмы, стройно выложились в транслируемую сюжетную линию» — так режиссер Антон Митнёв описывает результаты сотрудничества с участниками перформативного концерта «Из сказок мира».
Автор: Никита Солдатов