Наткнулся тут на специальный репортаж Дарьи Ганиевой об инновациях, которые применяются в современной российской медицине, и был приятно удивлён тому, насколько быстро и мощно наша страна движется вперёд в этом направлении, после того как сбросила с себя путы глобализма и избавилась от мягких объятий западных фармгигантов.
Так как многие наверняка этого репортажа не увидели, то я расскажу, о чём в нём шла речь, чем порадую тех, кто гордится страной, и позлю наших недругов, которые мечтают о том, как поставят Россию на колени.
Ещё десяток лет назад, когда уже были видны первые ростки того, что наша фарминдустрия начинает возрождаться, я рассказывал об этом в соцсетях, но в ответ оппозиционеры, либералы и просто недовольные со смехом предлагали мне пойти в аптеку и поискать российское лекарство.
Да, я не оставался в долгу, брал произведённые в России лекарства, фотографировал и отсылал насмешникам, однако в то время многие лекарства хоть и производились в нашей стране, но, справедливости ради, надо сказать, что производились они чаще всего из фармацевтических субстанций, поставляемых западными фирмами или их заводами с их оборудованием, построенными в России.
Однако после прихода правительства Мишустина ситуация начала быстрее меняться в лучшую сторону, а начало 2022 года ещё и ускорило этот процесс, потому что даже либерально-настроенным членам правительства, сторонникам кооперации с другими странами, стало понятно, что России, для того чтобы выжить в современном мире и остаться страной, которая сама решает, (1) как ей жить, (2) какие ценности защищать, (3) каким путём развиваться, необходим полный технологический суверенитет во всех отраслях промышленности, ибо кооперационные цепочки могут быть разорваны, а поставки жизненно необходимой продукции, в том числе и жизненно важных лекарств, могут быть прекращены западными партнёрами по взмаху руки гегемона.
В результате пришедшего понимания в развитие различных отраслей, в том числе и фармацевтики правительство начало активно вкладывать значительные денежные ресурсы, что дало весомый результат.
Вот, что сообщила глава Росздравнадзора Алла Самойлова главе Правительства в сентябре 2023 года:
За последние три года доля российских лекарственных препаратов увеличилась практически на 10%. И сегодня от общего ввода лекарств в гражданский оборот российские препараты составляют порядка 70%. Это высокий процент, и это не последняя планка, так как на сегодняшний день количество производимых в стране лекарственных препаратов увеличивается, можно сказать, с каждым днём.
В прошлом году (2022 - прим.авт) было введено в строй девять производств лекарственных препаратов. В этом году (2023-ем - прим. авт) только в I квартале заработало четыре новых завода. Это большая цифра. И опять-таки мы на этом не останавливаемся...
Ну а мы на этом пока остановимся и перейдём к конкретным прорывам в фармацевтике и медицине, в хорошем смысле этого слова, о которых я узнал из репортажа.
1. В России зарегистрировано первое в мире лекарство с уникальным механизмом действия от болезни Бехтерева, которая всегда считалась неизлечимой.
Академик РАН Сергей Лукьянов
пояснил, что регистрация говорит о том, что препарат на данной стадии признан эффективным.
2. Начали проводиться операции, за которые раньше не брался никто.
Директор клиники сердечно-сосудистой хирургии Сеченовского университета Роман Комаров
рассказал журналистам о том, что за последние несколько лет внедрено порядка двадцати операций впервые в России, а некоторые впервые в мире.
Диагностика заболеваний выполняется с помощью искусственного интеллекта.
Теперь зачастую даже не надо заканчивать медицинский ВУЗ, чтобы помогать хирургам лечить пациентов быстрее и безопаснее, например, являясь программистом, как Иван Черненький, которому предложили поработать в области медицины с искусственным интеллектом.
Как это работает, на конкретном примере и было показано в репортаже. В институт урологии Сеченовского университета поступила пациентка 48 лет. Во время случайного обследования у неё обнаружили опухоль правой почки, но врачи, благодаря искусственному интеллекту, теперь получили возможность не удалять почку целиком, а делать органосохраняющую операцию, удаляя только опухоль.
Ранее для диагностики они использовали КТ или МРТ, и то и другое исследование давало двухмерные изображения. Каждая фаза исследования - это отдельная фаза, и несколько изображений, полученных с помощью КТ и МРТ нельзя было совместить в одно изображение, тогда как человеческому глазу намного привычней и удобнее для восприятия трёхмерная картинка.
Но теперь с помощью ИИ все эти фазы совмещаются в одну 3D- картинку, которая даёт врачам абсолютно точное понимание о месте расположения опухоли и её положение по отношению к крупным сосудам:
Это позволяет быстрее и безопаснее проводить операции, потому что врачи изначально знают, как располагаются сосуды, питающие опухоль и проводить те самые органосохраняющие операции, после которых человек остаётся совершенно здоровым, а не становится инвалидом, сидящим на лекарствах.
3D-моделирование в хирургии применяется с начала 2010-ых, но использовалось для него зарубежное программное обеспечение, однако работа этих программ была ограничена для пользователей из России в 2014 году, с началом санкций. Это и стало стимулом к разработке своей системы.
К работе были привлечены российские программисты и специалисты по ИИ, в результате чего был создан веб-сервис, который завоевал серебро на крупнейшей в Европе диджитал премии Tagline Awards.
Иван Черненький объяснил, что за рубежом подобный сервис тоже есть, но его отличие в том, что в нём одно 3D-построение стоит порядка 300 евро, и это построение делает не искусственный интеллект, а человек своими руками.
Процесс занимает у него примерно полтора часа времени, следовательно, много снимков обработать он не может, поэтому для каждой крупной клиники там необходим свой специалист.
А вот благодаря разработанному российскими программистами сервису, искусственный интеллект делает это в течение пяти минут и несопоставимо дешевле по цене.
3. В феврале в Сеченовском университете впервые провели операцию по устранению патологии аневризмы аорты с использованием новых технологий.
Сердечно-сосудистый хирург Максим Ткачёв объяснил, что их основной задачей было сократить время операции и улучшить качество протеза.
Пациенту установили уникальный протез, разработанный специально для него во всеми либералами и оппозиционерами когда-то осмеиваемом «Сколково».
Роман Комаров отметил, что за границей на сегодняшний день нет протезов подобного типа: с лепестками синусов корня аорты, поэтому такой протез является определённым российским ноу-хау, который доступен теперь в широком формате для нашего населения...
... а Максим Ткачёв рассказал, что этот протез разрабатывался несколько лет, потому что было необходимо изучить морфологию корня аорты, взять огромную выборку, посчитать все размеры, сначала на компьютерных моделях, затем на установке, которая имитирует сердечную деятельность, сымитировать работу данного протеза, проанализировать все недостатки протеза, потому что в их специальности недостатки недопустимы, и только потом применять на практике. И всё у них получилось прекрасно.
Благодаря новым технологиям плановая операция теперь выглядит так: (1) обследование пациента на КТ, (2) изготовление протеза на производстве и далее (3) само вмешательство. Преимущество такого подхода состоит в том, что уменьшается время операции и снижается риск осложнений.
Пациент Иван Николаевич из города Иваново стал первым, кто получил такой индивидуальный протез, и уже на пятый день после операции он чувствовал себя нормально, давая интервью:
Это, если что, предваряя вопрос о том, кому в России доступны такие операции. Ответ звучит так: любому гражданину РФ из любого региона.
4. Новый метод лечения сустава колена, который никогда не применялся в России, был опробован самарскими врачами на спортсменке Валерии Евграфовой, у которой была застарелая травма — разрыв мениска, приведшая к деградации хрящевой ткани колена.
Эта чудесная во всех смыслах операция была проведена с помощью разработки биотехнологической компании «Генериум», которая была признана одним из самых перспективных направлений регенеративной медицины.
Суть разработки в том, что у пациента берутся клетки хрящевой ткани из менее нагруженной части сустава, из них выращивается биоматериал (то есть хрящевые клетки размножаются) и пересаживается на повреждённые участки.
После проведённой операции Валерия Евграфова через несколько месяцев уже могла бегать кроссы и участвовать в турнирах по волейболу, хотя до операции она едва ходила, испытывая сильную боль в колене и онемение ноги.
В течение последних двух лет такая операция была проведена более чем тридцати пациентам в одной только Самаре.
Наблюдение за больными продолжается, но результаты уже говорят сами за себя. Врачи увидели, что препарат работает. Прооперированные люди начинают чувствовать себя совершенно здоровыми, играют в волейбол, футбол, ведут обычную жизнь, тогда как до операции некоторые из них едва могли передвигаться на костылях.
5. Следующий вызов, который стоит перед нашими врачами-кардиологами, это операция с использованием нового биологического клапана сердца.
Роман Комаров отметил, что процент пациентов, нуждающихся в протезировании клапанов сердца, огромен, а удовлетворённость от этих операций в нашей стране далека от идеала.
Если ранее биоклапаны сердца брали у крупного домашнего скота и пересаживали человеку, то сейчас сделали всё наоборот: свинье установили первый в мире клапан из перикарда человека и операция прошла успешно.
Особенностью биоклапана является то, что эта операция не вечная и через 7-8 лет нужно делать повторную операцию, потому что возникает кальциноз ксеноперикарда, то есть перикарда животного.
Идея наших врачей заключается в том, чтобы сделать этот клапан из тканей человека, и они надеются на то, что в дальнейшем не случится деградации такого клапана, то есть повторных операций не потребуется.
Надеюсь, что испытания такого клапана на животных пройдут успешно, и после внедрения этой инновации проблемы с сердечными клапанами для наших граждан превратятся не в проблемы, а во временные неудобства, которые раз и навсегда будут устранять наши кардиологи.
Фармацевтический рынок России уверенно растёт. Две трети его объёма, как уже говорилось, составляют наши отечественные препараты и 95% из них производятся в стране по полному циклу. Наши производители выводят на рынок и аналоги зарубежных лекарств, и собственные разработки. Инвестиции в здравоохранение становятся стимулами и для развития фундаментальной науки:
Наши учёные ведут поиск лекарства от болезни Альцгеймера, которого пока не существует и у них есть в этом направлении успехи...
...но я не буду удлинять эту статью сверх меры, поэтому на этом описание наших достижений я пока и закончу, а вы, если желаете посмотреть полную версию этого репортажа, пройдите по ссылке, порадуйтесь нашим успехам, а также...
...подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить чего-нибудь важного, интересного или занимательного, о чём я иногда люблю рассказать. Ну и, если что, заходите в гости в телеграм-канал ВЭВУ. 😉