Найти тему
Прогулка со смыслом

Айвазовский - гений и злодейство

Оглавление

Айвазовский, Гайвазовский, он же Иван Константинович, он же Ованнес Айвазян - 29 июля 1817г. родился в Феодосии в семье армянского купца.

В детстве ярко проявил художественные таланты, что с легкостью поступал в художественные классы и в Феодосии, и в Севастополе. Отучившись в Санкт-Петербургской Академии художеств и поездив по Европе, вернулся в Феодосию и многое сделал для города и его жителей. Город многим обязан Айвазовскому. Но некоторые детали его биографии говорят о непростом характере художника.

Дом, в котором жили Айвазовские, на стене которого Оганнес нарисовал углем парусник.
Дом, в котором жили Айвазовские, на стене которого Оганнес нарисовал углем парусник.

В 1833 году Айвазовский поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге, в 1839 году получил аттестат об окончании и личное дворянство.

В 1845 года после многолетних поездок по Европе Айвазовский вернулся в Феодосию и начал там строить свой дом на городской набережной. Кроме дома в Феодосии, художник обзавёлся имением в близлежащей деревне Шейх-Мамай, имел небольшой дом в Судаке.

Галерея Айвазовского в его собственном доме.
Галерея Айвазовского в его собственном доме.

В огромном доме не только были жилые комнаты семьи, но и мастерская художника, а также выставочный зал - третий в Российской империи публичный музей и единственный музей одного художника!

Факт первый - бешеный темперамент

В 1848 году 31-летний Айвазовский женился на 19-летней Юлии Гревс, у них родились 4 дочери. Но после 12 лет брака жена забрала детей и уехала к родным в Одессу.

В галерее краем уха я слышала, что экскурсовод говорила, мол, Юлия была легкомысленной, любила балы в родном Петербурге, а жизнь в провинциальной Феодосии ей была немила.

Однако, оставшись в Одессе, она написала письмо Императору Александру II (хранится в госархиве) с жалобой на мужа из-за систематического насилия по отношению к ней и детям.

"Молодой, не знающей жизнь и людей, я вышла замуж за художника Ивана Константиновича Айвазовского, с которым была знакома весьма короткое время. Ревнивый и властолюбивый его характер приучил меня к покорности и боязни мужа. Вскоре он повез меня в Феодосию, где я была принуждена жить в продолжение двенадцати лет в кругу многочисленного его семейства, пропитанного воспитанием и нравами восточными - во всем противоположными полученному мной воспитанию, и я подпала под совершенную от них зависимость, под влиянием всех возможных с их стороны интриг с целью поселить раздор между мужем и мной и удалить его от меня и детей для своекорыстных целей...

...Несправедливости и жестокость моего мужа ко мне, грубость и запальчивость внушили как мне, так и детям нашим, непреодолимое к нему чувство боязни и страха до того, что мы вздрагивали, когда слышали приближающиеся его шаги.

...Однажды муж мой бросил меня оземь в присутствии нашего управляющего; дети мои меня подняли, но от падения и нравственного потрясения кровь пошла у меня горлом. Другой раз он вывихнул мне руку, о чем может свидетельствовать вправивший ее пользовавший меня врач Эргардт и таврический вице-губернатор Солнцев, посетивший меня вслед затем.

С угрозой меня зарезать, он бросился на меня, больную женщину, с бритвой, я успела с силой, которую дает иногда отчаянье, вырвать ее из его рук и выбросить в открытое окно.

В припадке бешенства он другой раз схватил меня за горло, и я была освобождена из его рук сестрой доктора Эргардта, которая в то время находилась у нас в доме, но долго я носила на шее знаки от этого насилия. Этот последний поступок мужа моего вынудил меня послать за феодосийским полицмейстером Пасынковым5, который при спросе о том должен будет подтвердить, как это, так и многое другое, хотя он потворствует во всем моему мужу.

О болезни моей и о перенесенных мной от мужа многократно побоев и насилий может свидетельствовать доктор Эргардт, нередко, как домашний врач, бывший тому свидетелем, а также и домашняя прислуга.

...Я молю для себя и детей моих одного только спокойствия и ограждения от грубого произвола!"

Проблема решена была не в Петербурге, а в Одессе - местным III отделением жандармерии, а точнее подполковником Кнопом и его начальником Петром Шуваловым. Провели расследование и факты насилия, изложенные в письме, подтвердились. С приехавшим в Одессу взбешенным Айвазовским Кноп стал проводить воспитательные беседы, в которых сначала художник отрицал все обвинения: "Говоря очень много и горячо, желая обвинить жену, он дошел до того, что сказал, что она однажды, когда он заперся в своей комнате, разломала дверь и, ворвавшись в комнату, бросилась на него", но затем внезапно "положительно отверг, что он будто бы говорил генерал-губернатору о неверности своей жены, и торжественно заявил мне, что он ее никогда не подозревал в неверности в физическом отношении, а лишь только в нравственном, и ревновал, как ревнуют собаку, фортепиано и тому подобные".

И если приехал Айвазовский в Одессу с желанием вернуть беглянку и дочерей в Феодосию, то в итоге, полистав собранные письменные свидетельства против себя, уехал из города один, оставив расписку:

"Признавая необходимость жить отдельно от моего семейства, я, нижеподписавшийся, даю сию расписку в том, что я: 1) добровольно разрешаю моей жене Юлии Яковлевой Айвазовской вместе с четырьмя нашими дочерями: Еленой, Марией, Александрой и Иоанной - жить в г. Одессе или в другом городе, по ее усмотрению, а также, в случае надобности, временно выехать за границу, и с этой целью выдаю бессрочный вид на свободное ее с дочерями жительство; 2) на содержание жены моей с дочерями я обязуюсь выдавать ей ежемесячно впредь по триста рублей, а также передать моей жене или уполномоченному ей лицу, принадлежащее ей имение Кринички; 3) выслать моей жене тотчас по приезде моем в Феодосию метрические свидетельства о рождении и крещении наших дочерей.

Условия эти обязуюсь исполнить свято и ненарушимо; но ежели жена и дети пожелают приехать ко мне в Феодосию временно или на постоянное жительство, то я приму их с удовольствием, в чем подписываюсь г. Одесса, апреля 7 дня 1870 года"

Через 7 лет Айвазовские развелись.

А в 1882 году Айвазовский женился на 25-летней Анне Саркизовой. Было ему 65 лет. Детей у них не было. Вторая армянская жена принесла художнику счастье.

Факт второй - тщеславие

Прекрасная галерея Айвазовского - это музей одного художника, здесь он показывал свои оконченные картины в большой зале, украшенной статуями.

Айвазовский завещал свою галерею со своими картинами городу. Сейчас в отдельном помещении есть картины его учеников, последователей. Но, судя по сохранившимся фотографиям интерьеров комнат дома, стены его украшали исключительно картины Айвазовского.

В этом контексте интересно мнение Чехова об Айвазовском, с которым он встретился в 1888г.

"22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет собой помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подаёт их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочёл ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал".

Чехов - очень точен и внимателен.

Но для судеб жителей Феодосии и для нынешних нас имеет ли эти факты значение? Наверное, нет

Влияние Айвазовского на жизнь города, жителей Феодосии сложно переоценить. Он открыл в Феодосии школу искусств, участвовал в открытии концертного зала и библиотеки.

Добился проведения железной дороги и расширения порта.

По своему проекту и на личные средства возвёл фонтан памяти градоначальника Феодосии А.И. Казначеева, музей древностей на горе Митридат, в 1940-е годы и фонтан, и музей были утрачены.

В 1886 году Феодосия испытывала сильную нехватку воды. «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. вёдер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал он в своём обращении к городской думе.

Субашский источник находился в имении Айвазовского Шах-Мамай, из которого протянули до Феодосии водопровод (25 верст). У набережной по проекту Айвазовского построили фонтан в восточном стиле, воду из которого местные жители получали бесплатно. Фонтан действует до сих пор.

-3

Умер Айвазовский в 1900 году и был похоронен в красивейшем дворе армянской церкви Святого Саркиса, на могиле установлено надгробие в виде саркофага с надписью "Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память".

Вернемся к галерее. В 2021 году здесь начали ремонт, который планировался недолгим, но из-за выявленных скрытых недостатков (плывуна) ремонт затянулся на более чем 3 года. Галерея была снова открыта для посещения только в марте 2024 года.

Из окон видна набережная и море.

-6

Ну и самое главное, картины Айвазовского на стенах дома.

Галерея прекрасна, картины великого художника и погружение в его жизнь впечатляет. Отсутствие кондиционеров добавляет аутентичности.

Вот такой чудесный город русского художника Айвазяна.

-8