Найти тему
AFTERSHOCK

Съел ягодку – помер, обнял шкуру – задушился: Критика теории Гумилёва

Ну да, разберём гумилёвскую пассионарность.
Всех этих страстных людей (от латинского passio – страсть), толкающих согласно Льву Николаевичу прогресс, сиречь развитие. И выступающих как, пожалуй, единственное созидающее начало человеческого общества/социума.
Постараюсь показать что всё несколько сложнее. И всё как всегда и везде зависит от пропорций и балансов.

Принимая сегрегацию/деление социума по Гумилёву мы выделяем ДВЕ страты. Собственно пасионарии и все остальные. И от пропорции пасионариев в социуме зависит и судьба самого этого социума — если там в течении некоего отрезка времени (который может исчисляться и столетиями и даже тысячелетиями) сохраняется довольно большой процент пассионарных членов, то такое общество во-​первых устойчиво, а во-​вторых оно РАЗВИВАЕТСЯ.

Ну и давайте с вами разберём что тут к чему и как всё это на самом деле.
Если(!) мы принимаем сегрегацию Гумилёва, то выходит что пассионарии это такой передовой отряд, ставящий эксперименты на себе и других ради благой цели — развития всего общества.
Давайте не будем кликушами и демагогами — развитие по гамбургскому счёту идёт за счёт метода тыка. Увидел ягодку, съел и помер. Показав другим что эту ягоду есть нельзя. Ну или убил зверя, содрал шкуру и завернулся в неё свеженькую, зверь ведь в ней не мёрзнет. А за ночь шкура ссохлась и задушила отважного охотника. Помер согретым (утрирование).

А вот теперь самое главное и тут собственно и начинается критика Льва Николаевича.
Дело в том что все эти прекрасные люди, ака пассионарии более чем другие члены общества “заряжены” на получение БЫСТРОГО результата.
Этот аспект, относящийся к индивидуальной и социальной/общественной психике уважаемый Лев Николаевич как то упустил из виду.
Ещё одно не нашедшее отражения в трудах Гумилёва это соотношение затрат с конечным результатом деятельности пассионариев.
А теперь давайте пример: девочка 15 лет страстно желающая “выйти за олигарха и показывать всем факи из кабриолета” — это по-​вашему пассионарий или нет?
Если оная девочка в дальнейшем прикладывает массу усилий и абсолютно целеустремлена в своей деятельности?
Молодой инфантил страстно желающий “крутануть схему, поднять кучу бабла и потом нихрена не делать и жить в своё удовольствие” — пассионарий или нет?

Вот здесь мы подошли к самому главному — в среде пассионариев по Гумилёву СОХРАНЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР.
Это раз.
И это два — далеко не всегда деятельность пассионариев направлена на развитие.
А посему имеет смысл поделить/сегрегировать общество на бОльшее количество страт.
Предлагаю:
1. Пассионарии. Ну понятно чем они занимаются: как уже написано, они ставят эксперименты на себе и на других. Что ИНОГДА приводит к развитию всего общества.
2. Операрии, сиречь рабочие. Которые на самом деле и есть главная движущая сила общества/социума. От лат. opera – работа.
Именно они производят ОТБОР и МАСШТАБИРОВАНИЕ удачных экспериментов пассионариев на всё общество/социум.
3. Самая большая страта это манерии (от латинского manere – ждать), сиречь ждуны или пассивное/неактивное большинство. В социальном плане поведение этой страты обусловлено пропорцией/соотношением пассионариев и операриев.

Вы уже поняли к чему я веду?
Ну — да: к тому что теория Льва Николаевича, конечно красива, спору нет, но она всего лишь ЧАСТЬ общей теории.
Всё как всегда что касается социума: 10 (десять это условное число) процентов не будет красть никогда, ещё 10 процентов будет красть всегда и остальные 80 — будут ориентироваться на общий психологический/административный климат в обществе/социуме. Если наказывают, большинство красть не будет, если НЕ наказывают (или наказывают недостаточно/несоразмерно) — будут тоже красть. Пропорция крадунов/некрадунов и обусловит тот самый общественный климат.

Ну и в заключении ещё немного. Страстные/пассионарные люди почти всегда вкладывают НЕСОРАЗМЕРНОЕ ЦЕЛИ количество усилий или ресурсов. Или того и другого вместе.
Памятуя о том что ЛОГИКА это есть минимизация затрат, эти люди — АЛОГИЧНЫ.
Здесь простор для желающих подумать о том КАК достигается развитие.

Сделаем отступление. Прямо сейчас на Западе (имеется в виду обобщённый Запад) имеется структурный перекос в пропорциях между теми самыми пассионариями и операриями. “Масса” пассионариев превысила “массу” операриев сверх критического уровня. По-​простому слишком много народу нацелено на БЫСТРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. А поскольку текущая формация это финансовый капитализм, то это ярче всего видно именно в финансовой сфере. Никто не хочет вкладываться в долгие проекты. Быстро “прокрутить деньги” — вот сегодняшний девиз пассионария. Тем более что такие операции на сегодня и самые прибыльные.
Ещё одно отступление. В войнах побеждают не пассионарии, а именно операрии/рабочие. Те, кто пришёл на войну как на тяжёлую и долгую РАБОТУ. И это знали много веков назад. Достаточно почитать высказывания всех выдающихся полководцев. Именно поэтому у нынешнего Запада такие проблемы с конфликтом на Ukraine — быстрого результата не получилось.
Ещё одно отступление. В местах лишения свободы психологический климат определяют не пассионарии-​воры, а именно “мужики”/операрии своей массой. Есть (по крайней мере были в недалёком прошлом) “мужицкие” зоны, где даже коронованные “положенцы” вприпрыжку и с песнями давали пятилетку в три года и носили администрации рацухи.

Итак, резюмируем: пассионарии таки есть, но они НЕ определяют ни темпы, ни вектор развития общества. Они также не определяют степень УСТОЙЧИВОСТИ общества. Будь то империя моголов или современные США.
Это всего лишь ЧАСТЬ общества.
Устойчивость общества определяется его структурой, то бишь пропорциями и соотношениями разных его страт между собой, то есть — балансом.
Вектор развития задаётся элитой.
Ну а скорость развития — скоростью отбора и масштабирования удачных экспериментов.
И ещё раз быстренько: пассионарии это небольшая часть общества, условные экспериментаторы. Операрии, часть общества превышающая численно пассионариев, но одного с ними порядка — отбирающие и масштабирующие удачные эксперименты пассионариев для блага всего общества. Манерии, бОльшая часть общества — консервирующие и сохраняющие отобранные и масштабированные операриями методы.

Заметили?
Важность каждой страты НЕ определяется её численным или пропорциональным показателем.
Без экспериментов нет и масштабирования. Нет и консервации полученного опыта.

Петух кукушке пел “Ку-​ка-ре-ку!”. Кукушка вторила: “Ку-ку!”.
К чему я это написал?
Это я ещё одно и последнее отступление сделаю. Чисто психологическое.
Написал я это про многих и многих комментаторов.
Они комментируют
не текст, а СВОИ эмоции/переживания/чувства которые возникли у НИХ в связи с этим текстом. И тут неважно прочитан сам текст или нет. Камменты в этом случае — сублимация СВОИХ переживаний. Иногда переходящая в фрустрацию.
Вот такое вот “Ку-ку”.

Автор - ZIL.ok.130

Источник