Найти тему
Трудный русский

Речевая агрессия учителей

Заставить слушаться толпу ребятишек, которые не очень-то хотят слушаться, для которых учитель часто не является авторитетом, – задача неимоверно сложная. Поэтому выработался целый ряд речевых клише, используемых учителями из поколения в поколение. Вот несколько таких выражений: «Выйди и зайди нормально!», «А голову ты дома не забыл?», «Кто там хихикает? Что смешного? Расскажи нам — посмеемся вместе» и т. п. Оказывается, учительские клише стали предметом изучения для лингвистов.

Очень интересную статью я нашла в интернете – «Речевая агрессия учителя в современной школе» Г. Н. Кобяковой. Это статья не столько педагогическая или психологическая, сколько филологическая. В ней рассматривается, какими речевыми средствами учителя в школе выражают агрессию.

Речевая агрессия со стороны учителя позволяет установить иерархию в коллективе и дать понять школьникам, кто в классе главный и кому нужно подчиняться.

Учитель может проявлять агрессию повышением голоса, прямыми угрозами, наказанием оценкой, унижением, демонстрацией негативного отношения и т.д. Основная форма агрессии – это выражение неприязни. Открыто выраженная неприязнь – это по сути грубость.

Для выражения неприязни учителями используются такие языковые средства, как:

  • Безапелляционные побудительные предложения, выраженные повелительным наклонением глаголов (Закрой рот!) или инфинитивом (Хватит умничать!).
  • Оскорбительная лексика, негативно характеризующая ученика в целом, его умственные способности или его внешность: «дебил», «курица», «тормоз», «безрукий», «балаболка», «Это же надо быть таким деревянным!».
  • Лексика, негативно характеризующая результат действий ученика (или его бездействия) и его высказывания: «дурацкий вопрос», «Ты говоришь глупости, впрочем как истинная блондинка!», «ни о чем».
  • Эпитеты, метафоры, сравнения: «Что ты сидишь, как белый лист бумаги?», «Дети, уберите свои клешни от компьютеров!», «Ты что, руки у соседа занял?», «Когда я объясняла новый материал, ты уже к Марсу подлетал?».
  • Метафоры низа (имеется в виду нижняя часть туловища): «подними, наконец, свою недвижимость и иди отвечать», «убери свой бампер», «седалище не вспотело?», «у тебя седло горит?», «на пятой точке уже дыру протер» и т.д.
  • Просторечная, жаргонная и арготическая лексика: «Заткни фонтан!», «Прекращайте мне друг на друга стучать!», «Предки очень обрадуются твоим оценкам!», «Надрать бы тебе задницу!».
  • Уменьшительно-ласкательные суффиксы: «послушай меня, деточка…» (взрослому), «не шаркай, ноженьки свои подымай», «глазоньки свои подними на досочку!», «головенку-то включи».
  • Сознательное игнорирование акцентологических и грамматических норм: «Шо вы по́ртфелей тута наклали? Местов больше нету, как здеся?». Так учитель подчеркивает, что литературного языка дети не понимают, и он вынужден говорить на понятном им языке.
  • Грубые слова, выражающие угрозу: «щаз как врежу», «голову оторву», «убью».
  • Пословицы и поговорки (часто измененные говорящим): «не вешай мне лапшу на уши», «хватит мне мозг компостировать», «Что вы смотрите на меня, как на новые ворота?».
  • Афоризмы, цитаты из фильмов, мультфильмов и даже из произведений классиков: «Ну вы, блин, даете!», «Я у папы дурачок!», «Иванов, поверни своей головы кочан!».
  • Обидные клички – часто это изощренное, неблагозвучное, грубое искажение фамилии или проведение аналогий ее элементов со значениями негативного оценочного характера: «Не зря у тебя фамилия Филоненко! Бог зря фамилии не раздает!» (намек на слово филонить), «Тебя надо было назвать не Белла, а Дебела», «Наши два голодных гоблина снова в столовой?»
  • Эвфемизмы, заменяющие нецензурные выражения: «блин», «полный абзац», «ёпсель-мопсель», «ёханый бабай» и др.

Г. Н. Кобякова рассматривает и типы предложений, используемых учителями для выражения неприязни, но мы оставим – это большая тема.

Кроме того, автор детально рассматривает тональность речи, которая может расцениваться как агрессивная. Например, тон может быть злобным, истеричным, раздраженным, язвительным, снисходительным, покровительственным, крикливым, капризным, грубым, командным, презрительным, насмешливым, ироничным, холодным, равнодушным и др.

Кроме того, свое неприязненное отношение учитель может выражать неязыковыми средствами. К таким средствам относятся улыбка (снисходительная, саркастическая), тяжелые вздохи, поджимание губ, закатывание глаз, аплодисменты учителя, презрительный взгляд, «деревянное» выражение лица и др.

В некоторых случаях агрессия преднамеренно маскируется под «доброе» отношение учителя к ученику и выявить ее труднее.

В завершение статьи автор дает учителям советы, как им следует выстраивать диалоги со школьниками. Все эти советы часто не работают на практике, где учителя то и дело сталкиваются с неуважением, а то и откровенным хамством со стороны учеников.

Другие статьи канала

Как доказать травлю в интернете?

Что такое хамство? На примере Навального