19,8K подписчиков

Связь с корнями и двойственные смыслы: что смотреть на выставке медиаискусства «Пространство времени» в Левашовском хлебозаводе

В культурном центре «Левашовский хлебозавод» открылась выставка медиаарта «Пространство времени», посвященная важности созерцания не только в восприятии искусства, но и жизни. Увидеть совместный проект Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и школы Masters можно до 4 августа, а пока наш специальный корреспондент в северной столице Софа Филимонова уже сходила на экспозицию и выбрала пять работ, которые запомнились больше всего.

«ШКАТУЛКА», 2017–2018

АЛЕКСАНДРА МИТЛЯНСКАЯ

Видеоинсталляция «Шкатулка» погружает зрителя в медитативный транс, где время измеряется движением рук героини на экране. Мать художницы медленно и обстоятельно перебирает украшения. У смотрящих нет возможности видеть мимику женщины, что заставляет глубже всматриваться в кадр, пытаясь уловить эмоции через движения кистей рук. Поток времени, как бусы, проскальзывает сквозь пальцы и исчезает в шкатулке.

«SITE RECITE (ПРОЛОГ)», 1989

ГАРИ ХИЛЛ

Работа полна деталей, которые нужно исследовать и подмечать при каждом новом просмотре, следуя за блуждающим взглядом художника. Перед зрителем разворачивается сцена, которая на первый взгляд походит на туманный пейзаж. На самом же деле этот «пейзаж» складывается из странных предметов коллекционирования. Зритель словно оказывается в кабинете увлеченного собирателя или на картине vanitas (жанр барочной живописи — Прим. BURO.): среди кусочков коры, фрагментов костей, ракушек, осколков камней, засушенных насекомых, ореховых скорлупок и смятых обрывков бумаги.

«КОВЕР», 2006

ТАУС МАХАЧЕВА

   Связь с корнями и двойственные смыслы: что смотреть на выставке медиаискусства «Пространство времени» в Левашовском хлебозаводе (фото 5)
Связь с корнями и двойственные смыслы: что смотреть на выставке медиаискусства «Пространство времени» в Левашовском хлебозаводе (фото 5)

Одна из ранних работ художницы, в которой создательница раз за разом заворачивается в традиционный дагестанский ковер — килим — и разворачивается обратно. Простое в исполнении видео скрывает двойственность смысла: с одной стороны, ковер, являясь объектом народного ремесла, подчеркивает связь художницы с корнями, с другой — репетативное действие Махачевой по «освобождению» из него может говорить о стремлении вырваться из оков традиции и разорвать связь с прошлым. При этом на протяжении всего ролика художница не покидает пределов килима, делая его смысловым центром произведения. Камера то приближается к нему, позволяя рассмотреть все орнаментальные детали, то отдаляется, чтобы зритель мог увидеть объект целиком.

«ВОЛШЕБНАЯ ГОРА», 1985–2017

МАРИАННЕ ХЕСКЕ

Пейзажи, словно калейдоскоп, то распадаются на фрагменты, то складываются в единый образ, в зависимости от взгляда смотрящего. Этой видеоживописью художница приглашает всмотреться внимательнее в то, что нас окружает, в природу. Она смещает фокус с узнаваемых видов на сложные, многокрасочные пейзажи. Через непривычную цветовую композицию и смены кадра Хеске захватывает внимание, позволяя зрителю собрать целостный ландшафт по кусочкам, словно пазл.

«НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ», 2009

АЛЕКСАНДРА ДЕМЕНТЬЕВА

В интерактивной инсталляции художницы зритель сможет сам «запустить» время в кадре, и оно буквально станет главным проводником по смыслам произведения. Фрагменты цветных стекол, из которых «соткано» полотно витража, складываются в цельное повествование, а цвет и свет превращают восприятие религиозных сюжетов в сложный акт созерцания. Дело в том, что раньше лучи света из окон в храмах имели значение некоего видимого знака присутствия божественной сущности, а витраж при этом играл роль посредника между земным видимым и сакральным незримым. Александра Дементьева переносит эти смыслы в свою работу, однако свечение становится цифровым, а визуальные образы — подвижными и изменчивыми.