Паровозостроительные заводы России: техника Сормовского завода в Музее железных дорог России

102 прочитали

Россия всегда славилась своими паровозостроительными заводами. В царские времена они были гордостью страны, да и после революции их значение ничуть не уменьшилось.

Какие паровозостроительные заводы с конца XVIII до конца XX веков функционировали в нашей стране? Один из самых известных заводов находится в городе Коломна. Это предприятие было основано ещё в XIX веке и работает до сих пор. Другой знаменитый завод находится в городе Брянск — он тоже имеет богатую историю и считается одним из крупнейших предприятий отрасли. Паровозы производились и на других заводах. Некоторые предприятия уже давно закрыты, но память о них жива. Паровозостроительные заводы России имеют богатую историю и внесли большой вклад в развитие железнодорожного транспорта.

В одной из прошлых статей мы рассказывали о Коломенском заводе и технике этого завода, представленной в Музее железных дорог России. Сегодня расскажем о Сормовском заводе в Нижнем Новгороде.

Читайте статью: «Техника Коломенского завода в Музее железных дорог России».

Из фондов Музея железных дорог России. Паровоз серии С. Сконструирован Сормовским заводом. Северо-Западная железная дорога.
Из фондов Музея железных дорог России. Паровоз серии С. Сконструирован Сормовским заводом. Северо-Западная железная дорога.

Об истории завода

Ровно 130 лет назад — 15 июля 1894 года — был утверждён Устав акционерного Общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово», акции которого приобрели крупные столичные банки. Решение организовать на заводе производство паровозов было принято в 1895 году. А уже в 1896 году началось строительство паровозосборочной, паровозокотельной, полускатной, кузнечной и других мастерских.

Первые 28 паровозов «нормального типа 1897 года» серии Од завод выпустил в 1898 году. И до 1908 года завод строил товарные паровозы этого типа и параллельно с ними пассажирские паровозы типа 2-3-0 и типа 1-3-0.

Первым самостоятельным проектом завода стал пассажирский паровоз серии С (Сормовский) — он и принёс заводу заслуженную славу.

Давайте посмотрим на некоторые экспонаты, которые можно увидеть в Музее железных дорог России, построенные Сормовским заводом.

Грузовой паровоз Эм730-31

Паровоз Эм730-31 построен Сормовским заводом в 1934 году. Паровозы данного типа производились в период с 1912 по 1957 год на заводах России, а также Германии и Швеции. Проект этого паровоза с осевой формулой 0-5-0 был представлен в 1909 году Вацлавом Ивановичем Лопушинским. Серия этих паровозов получила буквенное обозначение Э. Однако буква Э не несёт в себе никакой информации, поскольку к тому времени уже не осталось других букв русского алфавита для обозначения паровозных серий.

В 1931 году была проведена модернизация данной серии, в результате которой был присвоен индекс «м». В военное время данные паровозы проявили себя как оптимальные локомотивы для прифронтовой зоны: они обладали достаточной мощностью, но при этом были не слишком тяжеловесными.

Интересно отметить, что паровоз серии Э установил мировой рекорд по количеству выпущенных локомотивов — с 1912 по 1957 год было произведено около 11 000 единиц.

Грузовой паровоз Эм730-31 в Музее железных дорог России.
Грузовой паровоз Эм730-31 в Музее железных дорог России.

Пассажирский паровоз Су 253-15

Паровоз Су 253-15, представленный в нашем музее, принадлежит к паровозам IV выпуска. Завод «Красное Сормово» построил его в 1950 году.

Су был спроектирован конструкторским бюро Коломенского завода. Первые паровозы этой серии стали поступать на железные дороги в 1925 году. Производство паровозов Су советскими паровозостроительными заводами продолжалось с 1925 по 1951 год (за исключением 1942-1946 годов). За это время в конструкцию внесли многочисленные изменения. Эти локомотивы стали самыми массовыми пассажирскими паровозами на отечественных железных дорогах.

В середине 1947 года на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова под руководством инженера А. М. Русака значительно переработали чертежи и улучшили довоенную конструкцию.

Пассажирский паровоз Су 253-15 в Музее железных дорог России.
Пассажирский паровоз Су 253-15 в Музее железных дорог России.

Приходите в Музей железных дорог России, чтобы увидеть технику Сормовского завода, а также познакомиться и с другими уникальными локомотивами и вагонами, построенными Коломенским, Брянским, Муромским, Новочеркасским и другими заводами. Подписывайтесь на наши новости, в следующих статьях мы расскажем об этих заводах!

Скачайте наше приложение, чтобы просмотреть фотографии из архива, посетить онлайн-экскурсии изучить 3D-модели экспонатов:

Google Play

App Store

.apk файл