Евгения Степанова (альтер эго – Jacques Jacqueline (Жакус Жаклин) – художница из Ижевска, участница международной коллективной выставки в Берлине про телесность и фешн-показов всероссийского уровня, участница коллаборации с брендом одежды «СВЯТАЯ». А еще – работала с известными режиссерами в Росгосцирке в Москве – оформляла визуал для постановок. Узнали, всегда ли Женя стремилась быть художницей.
Мечтала стать спортсменкой
Евгения с детства занималась большим теннисом, а творчество было скорее увлечением.
И все-таки после школы ижевчанка решила посвятить себя искусству – поступила в колледж культуры. Перед этим потерпела неудачу – провалила поступление в Академию искусств в Екатеринбурге. Не взяли, потому что Женя не училась в художественной школе. А вот в ижевском колледже педагоги разглядели в девушке потенциал и раскрыли ее талант. Будущая художница училась оттачивать мастерство. Хотя признается, что академический рисунок, пейзажи и натюрморты все еще ей не близки.
После колледжа Евгения продолжила образование на худграфе УдГУ на графическом дизайне. И все-таки художницей назвать себя все равно не решается: «Я знаю, что люди воспринимают меня как художницу. Может быть, я мало писала картин, но вся моя суть, любой мой движ – все связано с творчеством. По-другому я не мыслю. То есть, по сути, я не заявляю, что я художник, но внутри я это чувствую. Во мне пока это зарождается».
Столичная жизнь
Женя работала в столичном Росгосцирке и даже обладала своей корочкой «главный художник», которая служила пропуском на все выставки. Занималась визуализацией цирковых номеров. Благодаря работе ижевчанка познакомилась со многими режиссерами и творческими людьми Москвы. Например, вместе с Юрием Куклачевым готовились к 100-летию цирка. С ним они все еще дружат и даже регулярно созваниваются.
Тогда Женя решила попробовать себя в качестве сценографа. Попробовала поработать с режиссером маленького питерского театра – подбирать визуал для постановок.
Приобщиться к «богемной» жизни столицы Жене было трудно – приходилось общаться со знаменитостями. Чтобы не быть застенчивой, Женя решила придумать себе альтер-эго. Так появился псевдоним Jacques Jacqueline (Жакус Жаклин). Оно имеет и мужское, и женское начало. Жакус – это Яков. Свой псевдоним Женя увековечила в виде тату.
Еще во время жизни в Москве Жене удалось поучаствовать в берлинской выставке. Ее знакомая, столичный фотограф, собирала информацию о телесности. Как раз тогда ижевчанка часто рисовала женские тела.
«Несмотря на то, что акцент проекта был сфокусирован на фотографии, знакомая отправила туда и мою работу. Маленькая галерея взяла ее на афишу. Для меня это значимо», – рассказывает Женя.
Свой небольшой сюрреалистический холст Евгения подарила цирковому продюсеру и заслуженному артисту России Гии Эрадзе: «На картине была изображена цирковая тематика, лошади в стиле сюрреализма. Мне неизвестно, что произошло с картиной дальше. Но спустя много лет Гия Эрадзе пригласил меня сотрудничать с ним. Это случилось, когда я уже была в Ижевске. Но я отказалась».
Возвращение в Ижевск
Во время пандемии Женя вернулась в Ижевск, однако продолжала сотрудничать с Росгорцирком удаленно. По ее признанию, первое время было тяжело – скучала по насыщенной творческой жизни столицы.
Но и в Ижевске со временем Женя освоилась – влилась в сообщество Арт-резиденции. И поняла, что на малой родине тоже может реализовать себя как творческая личность.
Чуть позже получилось посотрудничать с популярным казанским брендом одежды «СВЯТАЯ». Все решил случай: «Мне понравилось название бренда одежды. Я подумала, что хочу устроиться туда на работу. Но поняла, что продавцом одежды на постоянной основе я быть не смогу. Наше сотрудничество продолжилось, когда я зарекомендовала себя как художница. Девушка, представительница бренда, предложила расписать стену в их пространстве».
А потом коллекцию картин Жени с матрешками можно было увидеть в показе мод «FASHION WINTER» в Ижевске. Модели ходили с картинами художницы по подиуму. Эти работы, признается художница, спросом не пользовались. Поэтому сейчас холсты закрашены и поверх них нарисовано нечто другое.
Чем проще – тем лучше
О своем творчестве Женя говорит так: чем проще и понятнее нарисована картина, тем лучше для зрителя. Своими картинами не надо путать людей, но важно при этом, чтобы произведение имело глубокий смысл.
«Было лишь одно мое заявление – перформанс от Арт-резиденции на международном фестивале медиа искусства BYOB (bring your own beamer) в Москве. Сейчас у меня все направлено на позитив. Особенно я поняла это после последней коллекции с русскими поговорками для центра реабилитации детей «Адели», – говорит ижевчанка. – В этой коллекции мало людей, в основном, животные. Получилось похоже на комикс. Но в картине заключается посыл счастья, позитива. Если ребенок увидит только цвета в картине, то взрослый увидит еще и смысл. Я передала в картинах семейные ценности и радость».
Идею произведения художник обычно может вынашивать и месяц, и год, и больше. Но Женя работает быстро – была бы тема. Любит экспромт. Так что проблем с вдохновением нет.
«Масштабное, глобальное вдохновение – просто жить. То есть я просыпаюсь, происходят события и это меня вдохновляет. Если мне что-то не нравится, я буду от этого абстрагироваться, не буду общаться, не буду это есть или пить. Вдохновение в течение дня, часа, жизни приходит от людей и атмосферы. Для картин я черпаю вдохновение из Pinterest, книг, из общения с людьми. Я могу встать и, не умывшись, начать рисовать», – объясняет художница.
Об искусстве
Женя работает в стиле «наивное искусство» (англ. naive art). Главные особенности – яркие цвета, внимание к деталям. Философский смысл в творчестве художницы тоже есть – это в принципе ее смысл жизни. Она осознала, что без творчества, рисования смысла просто нет. Без этого грустно жить.
В России, по ее мнению, искусство особенно развивается в Москве и Питере, где есть коллекционеры-ценители. Но и в Ижевске имеется своя атмосфера. Например, Женя восхищается галерей Рустама Булатова, которую он открыл в торговом центре. Сейчас Женя сотрудничает с галереей и реализовывается как художница именно там.
«Картины тут висят без света. Но сам факт того, что искусство есть среди обычных людей – это круто. И у нас есть ценители. Но их очень мало. Искусству в этом плане сложно. Рустам заявляет, что нужно ценить художников и их работу. Хоть это все в таком странном виде, но мне кажется, это здорово. Нужно это все вводить в массы. Но по сути, некоторым людям поесть нечего. А что, они за картинами придут? Это тонкая материя. Хотя это так важно», – рассуждает она.
Погружаться в искусство, по ее словам, нужно абсолютно всем, ведь оно расширяет горизонты, позволяет раскрепоститься, многое раскрыть в себе, думать о смысле и в принципе думать.
Кстати, Женя все еще любит большой теннис и спорт в целом. В свободное время катается на велосипеде, роликах, лонгборде. А еще – играет на гитаре.
Автор: Елизавета Четверикова