В 1518 году Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони, известный нам просто как художник Высокого Возрождения Микеланджело, составил список для неграмотного слуги. Выглядела записка так:
Шоппинг-лист для мужа
Пройдет почти 400 лет, и лишь в 20- гг 20 века будет изобретен усовершенствованный Лист Покупок (шоппинг-лист), который облегчит и задачу контроля за домашними припасами, и ограничение импульсивных покупок, опустошающих семейный бюджет.
Один из первых механических списков выглядел так. Хозяйка (экономка, мажордом) выдавала покупателю (мужу, слуге, помощнице по хозяйству) планшет, на котором предварительно разворачивали в нужную сторону стрелку на шарнире. Необходимая покупка, таким образом, выделялась красным цветом.
Были листы с заказами покупок попроще, настроенные на самое главное, в них мог передвигаться бегунок или фиксировалась стрелка.
А у россиян память хорошая
Листы покупок вошли в моду у экономных немцев, у англичан, обожающих систему на кухне, у прижимистых французов и у американцев, медленно, но верно входящих в клинч Великой Депрессии тридцатых годов.
Они непременно нашли бы своих последователей и в России, но годы популярности гаджета совпали с социальными переменами, при которых дразнить себя списками удовольствий могли только нэпманы, да и тех прижали основательно в конце 20-х годов. Для обескровленного революцией, войнами, гражданскими раздорами основного населения страны выбор товара посредством бегунка был не актуален. Понять бы, где это все можно было бы купить...?
Реклама стимулировала спрос. Спрос опережал выкрики рекламы или пасовал из-за нехватки денег. Нам механические списки были ни к чему. У россиян память хорошая. Очень хорошая (но не у всех).
Россия так и не намочила ног в середине 19 века - в начале 20 века в губительном русле реки Потребления. Не получилось, что и отражено, к примеру, в русских сказках. Велик ли тот список? Три позиции легко запомнить.
Думали они три дня и три ночи, и пришли к своему родителю, и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают. Старшая дочь поклонилась отцу в ноги, да и говорит ему первая:
- Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов чёрного соболя, ни жемчуга бурмицкого, а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в тёмную ночь, как среди дня белого.
(...)
Поклонилась ему в ноги дочь средняя и говорит:
- Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне тувалет из хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася.
(...)
Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит таково слово:
- Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете.
Лист для покупок помогает экономить
А Европа списки с механическими стрелками обожала. В еще жирные десятые годы 20 века лист использовался почти каждый день - холодильников еще не было, покупка льда и оборудование ледников (тогдашняя альтернатива холодильнику) была также затеей не для всех: покупной лёд был дорог. Масло, молоко, мясо не покупали впрок, это были ежедневные покупки.
Разнообразные пра-маркетологи, исследователи потребительского поведения (скорее, все же психологи) тех лет отмечали, что у покупателя, каков бы он ни был: умен или глуп, имеющий достаточно средств на покупки или обладающий незначительной суммой, дисциплинированным или крайне импульсивным, - всегда есть свой сценарий потребительского поведения. Неизвестные яркие коробки могут спровоцировать внезапную покупку товара, который не так уж и был нужен и не был отмечен в списке (логически покупатель всегда объяснит покупку, например: я хотел выяснить, не лучше ли это мыло того, которое я привык покупать).
Сценарии покупок по списку - это как пьеса в театре строго по тексту автора. Сценарий покупок без списка - это отсебятина, которая может двояко повлиять на последующее. Решив, что "представление не по тексту пьесы" прошло отменно, покупатель закрепляет за собой право на судорожные, неоправданные покупки и тем самым опустошает бюджет.
Как тут экономить? Все такое вкусное!
Почему механический шоппинг-лист появляется как гаджет времен капитализма в 20-х годах? Потому что класс буржуазии создан, заработала промышленность, обострилась конкуренция за каждый кошелек, который принесет капиталисту прибыль.
В обществе возникает идеал прекрасной хозяйки, у которой все на своих местах (она верна мужу, чадолюбива, у нее чистый, пахнущий свежей выпечкой дом, она хорошо ведет домашнее хозяйство). Муж покупает ей правильную мебель. Например, кухонный кабинет, - продвинутый шкаф, набитый всякими техническими приспособлениями: водоочисткой, маслобойкой, круподозаторами, сушилками, взбивалками; полками, на которых каждой вещи отведено свое место.
Дело жены - создать мужу условия для отдыха и комфорта, хорошо воспитывать детей и экономно тратить деньги. Кухонная печь становится комбайном.
При этом жена, как культурная женщина, должна читать, вести гросс-бухи по хозяйству, вести деловую переписку. Хороший муж должен подарить ей новейшее бюро.
Все это хорошо, конечно, все верно..., однако большинство мужей того времени начинали вовсе не с инвестирования в обустройство быта, а с сокращения расходов. "Экономия - это искусство тратить меньше, чем прибыло доходов!" - так начинается дневник одной хозяйки в знаменитом ежедневнике Леттса.
Леттс, гоу!
В 1796 год некий Джон Леттс открыл магазин канцелярских товаров в галереях Королевской биржи в Лондоне. Англичане считались читающей нацией, в это время появляется множество писателей и поэтов. Им нужна бумага, перья и чернила для письма.
В 1812 году Джон Леттс изобрел первый в мире коммерческий ежедневник - своего рода карманный бумажный секретарь, рассчитанный для нужд торговли в лондонском Сити. Он состоял из 104 страниц с размеченными датами шестидневной рабочей недели и выделенными праздничными датами.
В этом торговом дневничке торговцы записывали свои коммерческие планы, а покупатели отражали расходы и помечали хотелки.
Почти столетие сам Леттс и его потомки поставляют все более усовершенствованные модели бумажных ежедневников. Например, для фронта:
Для бойскаутов:
Фирма вкладывается в производство собственных карандашей.
Уверен, вы что-то слышали про знаменитый "золотой карандашик". Это тоже Леттс с его придуманной моделью вечной ручки и расходными грифелями, которые вставляли в канал внутри карандаша.
А в 20-е годы фирма "Леттс и компания" выпустит "Индикатор желаний Чарльза Леттса" (самого Леттса уже не было в живых, это постарались компаньоны и потомки).
Изначально гаджет был предназначен для обильных трат. Чем шире список, тем больше денег покупатель занесет торговцам.
Однако в тридцатые годы последствия Великой Депрессии ощущаются и в Европе. Европа затягивает поясок на талии. Сороковые учат людей жить строго самым необходимым. Пятидесятые все также обязывают быть умеренными в расходах, хотя стало легче, конечно. Талонная система уже была отменена во многих странах, но привычка держать свои аппетиты в узде сохранилась.
Именно в это время Индикатор желаний Леттса снова становится популярным. Идти в магазин без предварительного списка становится неприличным делом - не по-хозяйски.
Список тщательно продумывают, привязывая покупки к меню на ближайшие дни. Считается, наступает время кулинаров - время создания Великих Соусов. Несъеденные продукты - мясо, макароны подают на следующий день со свежими соусами. Покупать свежее, если не съели вчерашнее - дурной тон. Российские тоже бабушки учат внуков: ешь хлеб до конца, знал бы ты, как он нам в войну доставался. Привычка съедать предложенный обед до последней крошки в более сытые времена выходит благополучным внукам боком - они начинают толстеть.
И теперь строгие шоппинг-листы ограничивают не только покупку не актуальных продуктов, но являются и диетическими усмирителями аппетита. Маргарин вместо масла. Молоко пониженной жирности. Колбасы, сосиски, пиво - нет. Брокколи, шпинат - да. (какая гадость!)
Примерно в начале 70-х, когда массовое владение холодильниками устранило необходимость в шоппинг-листах, были проведены исследования потребителей Европы. К тому времени порядка 40% покупателей привыкли делать списки (отдельные исследователи указывали на 61-67% таких сознательных потребителей). Выяснилось, к примеру, что списки покупок чаще всего выполняются на 80%, то есть на покупки тратится сумма, меньшая запланированной.
Если покупка делалась со списком, то это на 35% сокращало расходы, запланированные на ведение хозяйства.
〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰
Об авторе. Привет, я Алексей Норкин, инженер-строитель, глава строительной компанией, строю индивидуальные дома, рассказываю в дзене о жизни на юге нашей страны, о трендах домостроения, о великих и просто интересных дизайнерах и трендах в отделке домов, то есть обо всем, что объединяет понятие ДОМ. Тема эта неисчерпаемая, завязанная, между прочим, на экономике, которая немыслима без экономии. Сам я люблю составлять списки как перспективных крупных трат, так и мелких. Мелкие, кстати, куда активнее размывают бюджет.
А вы делаете списки для покупок?