Найти тему
окно в икону

Умереть молодым: отроки блаженная Муза, благоверный Фёдор Новгородский, праведный Боголеп

С праздником, уважаемые читатели! Мы знаем, что страдания за Господа Иисуса Христа принимали не только взрослые, но и дети. Но были дети, которые мирно скончались, тем не менее были названы святыми.

В конце шестого века в Риме или близ него жила благочестивая семья. Один из сыновей в этой семье был ревностным верующим, с годами ушёл в монастырь и стал аббатом (настоятелем монастыря). Кроме того, он выполнял многие поручения тогдашнего папы Римского Григория Великого (святителя Григория Двоеслова). От этого человека папа Римский узнал о его сестре, и рассказ так впечатлил святого, что он записал его в произведении "Диалог".

Когда будущий аббат был ещё ребёнком, у него была сестра Муза, отроковица (7-14 лет). Однажды она рассказала о своём сне. Явилась Музе Богородица и показала на юных девушек, одетых в белое и находящихся подле Неё. На вопрос Богоматери, желает ли девочка жить вместе с ними и служить Ей, та ответила утвердительно. Тогда Богородица сказала Музе, чтобы она готовилась и на тридцатый день отроковица придёт на Небо. Изменения в поведении ребёнка были столь сильными, что Музе пришлось рассказать их причину. Так стало известно обо всём. Перед назначенным днём Муза заболела и скончалась со словами: "Вот, Госпожа, я иду". Сила веры и чистота души Музы впечатлила её близких, брат рассказывал о ней в назидание другим людям, и именно то, что она была примером веры, чистоты и послушания, и стало причиной включения её в лик святых. Изображается она обращающейся с молитвой к Господу или Богоматери. Поскольку она сопровождает Богоматерь, в руках у неё может быть пальмовая ветвь, а одежды - белые.

На Руси тоже были подобные примеры. В четырнадцатилетнем возрасте был призван ко Господу старший брат святого благоверного князя Александра Невского, Фёдор. События эти происходили в первой половине тринадцатого века в Новгороде.

Интересно, что отец святых Ярослав оставлял своих сыновей, почти детей, вместо себя в Новгороде, когда ему было необходимо уехать. Фёдор в свои небольшие годы уже участвовал и в управлении, и в военных действиях. Когда же Ярослав собрался женить его, то и здесь принял святой и решение отца, и его выбор невесты. Когда уже съезжались гости, юный Фёдор внезапно умер. Кстати, невеста его после этого приняла постриг и тоже стала святой Евфросинией Суздальской. После погребения Фёдора в Юрьевском монастыре близ Новгорода прошло около трёхсот лет, и шведы разорили этот монастырь. Тогда-то и обнаружилось, что тело умершего юноши не тронуло тление, шведы вынули его из гроба и поставили у стены. После этого и стали почитать усопшего князя как благоверного. И действительно, он по мере своих молодых сил не жалел себя и выполнял все свои княжеские обязанности, и очевидно, не только перед людьми, но и перед Богом.

Изображают его в княжеских или воинских одеждах, подобно образу святого Александра Невского. На второй иконе они написаны вместе над Александро-Невской лаврой Санкт-Петербурга, потому что в восемнадцатом веке именно там был построен и освящён храм в честь святого Фёдора Новгородского. Третий образ - как раз современная мозаика со стены этого храма.

Но самой неожиданной выглядит история святого отрока-схимника Боголепа, который умер семи лет от роду. Родился этот мальчик в 1647 году и был назван Борисом. Отец его Яков Ушаков был воеводой в городе Чёрный Яр (север Астраханской области). Город был поставлен для защиты волжского пути, и место было неспокойное. Борис с раннего детства проявлял большую любовь к Богу и Церкви. Увидев однажды странствующего схимника в его облачении, стал умолять родителей дать ему постричься в схиму. Поскольку он был болезненным, только вылечивали одну болезнь, начиналась другая, то родители поддержали его желание. Так в семь лет Борис стал Боголепом. Приняв схиму, он выздоровел, но только на один день, уже через день он скончался. История этого ребёнка потрясла жителей города, и они часто заказывали служить панихиду на его могиле. Действительно, это первый этап почитания святого, когда до канонизации служатся панихиды, чтобы святой молился за тех, кто молится за его упокоении.

Жители Чёрного Яра были особенно усердны в трудные дни, а таких у них было много: то Степан Разин пытается их захватить, то кубанские татары, а то повальные болезни наступают. Но почитание святого не понравилось Петру Великому. Он приказал разрушить часовню над его могилой и сжечь икону, которую местный священник написал по явлению ему святого Боголепа.

Но во второй половине восемнадцатого века состоялась местная канонизация святого, а собор 1917-18гг. включил его имя в перечень имён русских святых. На иконах изображается святой Боголеп как схимник. На некоторых иконах пропорции его фигуры указывают на то, что он ребёнок. Особенно это заметно на изображении собора Астраханских святых.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!