Найти тему
Цельные люди

Опыт перерождения. Фильм "Меланхолия". Разбор.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Картина Ларса Фон Триера «Меланхолия» способна открыть истину для тех, кто пожелает разобраться в ней. Само слово «ис-тина» будто бы взгляд на мир из некой тины, мрака или болота. Одним словом, из недр самой депрессии или меланхолии. Это состояние передано в фильме очень выразительно. Кроме того, очень правильно расставлены акценты в сюжетных линиях и исходных данных в жизни персонажей, чтобы объяснить причины этого жуткого состояния.

Депрессия - всегда следствие недостатка психических сил, которые перестают продуцироваться самим человеком на нужды его организма и жизненного пространства. Психический ресурс помогает видеть окружающий мир из состояния наполненности, а его отсутствие погружает человека на уровень цинизма или психической болезни. Это своего рода оголение психики и видение мира без лоска и иллюзий, потому что именно наличие жизненного ресурса даёт возможность перерабатывать все несовершенства в других и приходить с ними в равновесие.

Главная героиня Жюстин в начале фильма впадает именно в это состояние опустошения. Судя по разговору с сестрой, предвестники таких эпизодов уже случались. Возможно, это были бурные переживания или недельные лежания пластом без сил, но пик этого состояния случился сразу после свадьбы Жюстин.

Сразу хочу подчеркнуть, ЧТО именно стало тем пусковым механизмом для развития депрессивного состояния у Жюстин. Для этого важно рассмотреть семью, в которой она росла и воспитывалась.

Самый коварный персонаж здесь - это её отец, который, будучи сильно незрелым по жизни, замутил это деструктивное брожение внутри их семьи. Этот дряхлый истасканный ловелас, будучи уже почти стариком, по-прежнему отыгрывает свои юношеские роли, подобно кукле в детском спектакле. По этим закрепившимся повадкам можно легко считать все его «до» и «после». Это человек с явным нарциссическим расстройством, который по молодости нашел себе жертву, очаровал её, запустил в неё две жизни, а потом, вымотав супруге всю душу, пошёл искать более беззаботные пути существования, чтобы на склоне лет предаться деменции. Кстати, явные признаки этого заболевания уже можно заметить при просмотре фильма, если вглядеться с пристрастием.

Задача таких людей, пробивать других на эмоции и жить на эти кванты. Это своего рода зависимость, которая в итоге ослабляет или уничтожает своего носителя, если этот навык добычи ресурса извне по каким-то причинам сойдёт на нет, атрофируется или просто перестанет работать.

Очень показательна та, казалось бы, невинная, проигранная в сотый раз западня, в которую этот «глупый папа» пытается загнать официантку:

- Вас зовут Бетси?

- Нет, сэр.

Услышав закономерный ответ, он театрально делает сочувствующий взгляд и качая головой произносит:

- Не огорчайтесь...

Эдакий тонкий и легкий способ опустить совершенно незнакомого человека.

Вот такой вот уникум, который всю свою жизнь только и занимался, что очаровывал, бесил, да манипулировал. Он еще в молодые годы истощил все психические запасы своей жены, бросил её с детьми и довел до того малодушного и неказистого состояния, из которого она уже и проживала свою оставшуюся жизнь.

С таким хилым набором душевных сил, эта женщина уже физически не смогла найти в себе ни ресурса и ни мудрости на корректное воспитание своих дочерей. Таких матерей принято называть холодными, так как ни о какой душевной теплоте отношений уже не может быть и речи. В таких условиях организм женщины сильно истощается и не способен полноценно напитывать собою потомство. Поэтому такое потомство априори начинает нести в себе разрушительные мутации.

Судя по отношениям между сестрами в фильме, можно сделать вывод, что воспитанием Жюстин занималась старшая сестра Клэр, причем через подавление.

«Смотри на меня, когда я с тобой разговариваю!» -

Каков тон? Сразу понятно, кто еще с детства привык доминировать в этих отношениях. И это происходит не со зла, а потому что дети, даже самые добрые и чистые, не умеют воспитывать других детей. Нет у них для этого ни педагогических знаний, ни природных инстинктов. Поэтому дети, вынужденные замыкать на себе воспитательные процессы, могут только усугублять их, но не созидать. Это и произошло во взаимоотношениях этих сестёр. В таком процессе Клэр, не получая ресурса от своей мамы, неосознанно и системно выхолащивала его из своей сестрёнки, через обучение выученной беспомощности, гиперопеку и подавление ростков самостоятельности.

Таким образом, психика Жюстин не смогла развиваться полноценно, так как её всегда будто систематически подрезали, не давая вырастать, а весь вырабатываемый ресурс снимался как сливки. Иными словами, психика Жюстин служит не самой Жюстин, а её сестре. Своего рода созависимые отношения, в которых Клэр созависима от Жюстин, так как черпает из неё силы и энергию, как воду из колодца. Вот такой неосознаваемый процесс закрался в жизнь этих двух девушек и стал управлять их судьбами.

Какой же результат такого созависимого взаимодействия двух сестриц можно наблюдать? Клэр на «чужих дровишках» стала сильной, энергичной, ответственной, прекрасно организованной, с яркой лидерской позицией. Кроме того, этот механизм поглощения, который она вкусила, стал проявлять себя и в отношениях с другими. Это метафорично показано как многообразие лошадей в их с мужем семейном стойле, в противовес слабому и боязливому коню по имени Авраам, на котором всегда позади от сестры скачет Жюстин.

При всём при этом, сама Жюстин, не с проста чувствует себя будто застрявшей в тягучих нитях, которые не дают ей продвигаться вперед. Это результат слабого хода её психики, которая работает на износ, да еще в чужие ворота. И вот здесь просматривается некая иерархия пищевой цепи: психика Жюстин подчинена сестре Клэр, психика Клэр под управлением мужа Джона, а Джон подчинён деньгам и материальным объектам.

Круг замкнулся. Данная система жизнеспособна, покуда есть возможность добывать психические ресурсы от первоисточника, то есть в данном случае от психики Жюстин, которую и представили как лощадь по имени Авраам, что и символизирует первоисточник. Но парадокс в том, что такая система недолговечна, так как ресурс в человеке не выделяется бесконечно на такое бессмысленное русло, а просто уменьшается в объёме и выходит на ноль. Это и произошло с Жюстин во время свадьбы, когда поцапавшиеся во время тоста родители в очередной раз выгребли из неё все остатки и оставили её «на дне».

То, что происходило с Жюстин на свадьбе, это не социопатия ни в коем случае. Это результат социопатических выпадов от других людей по отношению к ней. Так дебютирует клиническая депрессия, а иногда и шизофрения. Она начинает видеть людей иначе, видеть не только их маски, но и подноготную, которую она ранее не улавливала.

В наполненном и ресурсном состоянии это незаметно и невидимо глазу. В таком состоянии всех любишь, а в опустошенном – всё проявлено в самом неприглядном виде. Это примерно, как смотреть на негатив вместо яркой фотографии. Люди теперь выворачиваются перед Жюстин наизнанку как четырёхмерный куб в трёхмерном пространстве. Поэтому и меняются её реакции на них. Она начинает проявлять агрессию на любой, даже завуалированной акт разрушения и это закономерный механизм защиты психики от полного опустошения и последующей смерти. Это мы видим в сцене с её работодателем-шантажистом Джеком, для которого люди лишь утварь.

Джон и Клэр пытаются устроить личную жизнь Жюстин, выдав её замуж, несмотря на имеющиеся психические проблемы. Всё это они сделали интуитивно в неосознаваемой надежде на то, что Жюстин станет психологически подавлять своего будущего мужа Майкла и за счет этого будет компенсировать имеющиеся в её душе ресурсные бреши, добиваясь ложного исцеления.

И Жюстин, сделала этот бессознательный шаг. Она нанесла новоиспеченному мужу такой удар по психике, можно сказать наотмашь, беспощадно унизив его. Но Майкл выстоял и благородно снёс этот сумасшедший порыв от Жюстин, который был продиктован её обнищавшей психикой. Ей, чтобы выжить нужно было срочно причинить кому-нибудь боль, поглотить другого, но затея провалилась. Майкл не стал переживать, не стал опустошаться или разрушаться. Он будто подумал и всё понял. Кстати, Майкл проявился в фильме как весьма цельная и достойная личность, но на уровне подсознания у многих людей, такой типаж воспринимается как нечто бесхребетное, хотя, всё с точностью до наоборот.

И вот, психика Жюстин потерпела фиаско, так как ей не удалось ни от кого подчерпнуть ресурса. Ни в ком Жюстин не нашла поддержки, никто не захотел поделиться с нею частичкой своей души. Психика Жюстин превратилась в вакуум. Кроме того, её всё ещё продолжают опустошать те связи, которыми Жюстин опутана, но нет никаких средств для насыщения психики ресурсом. И Жюстин начинает угасать. Нет вкуса еды, нет сил открывать глаза, двигаться. В этом состоянии Жюстин впервые перестаёт подчиняться Клэр, потому что у неё просто закончились силы.

После этого состояния их лошадиные скачки меняют свой привычный маршрут. Кстати, это очень яркая метафора взаимоотношений двух сестер на уровне психики. Авраам, конь Жюстин, отказывается ступать на мост и следовать за Клэр. И на этом эпизоде завершается первая часть фильма, по итогам которой Жюстин глядя в небо делает вывод, что в созвездии Скорпиона больше нет самой яркой звезды Антареса. Это значит, что у мужа Клэр с этого момента начнётся крах.

Столкновение с планетой в фильме можно воспринимать как удар жизни, как личный Апокалипсис. Это случается, как только психика человека перестаёт насыщаться ресурсом, чтобы поддерживать своего носителя и его жизненное пространство, в которое входят его близкие, материальные блага, карьера, финансы, таланты и прочее.

С этой части фильма Клэр и её муж Джон начинают отслеживать планету Меланхолия, которая начинает приближаться. Это как метафора краха их прежней иерархической позиции и падение с пьедестала успешной богатой жизни

Важная деталь. Ресурса в этой семье никто не выкрадывал. Просто один из ключевых поставщиков пришёл в негодность, и началось неизбежное обрушение. Может показаться, что депрессия Жюстин утащила это прекрасное семейство на своё дно, но это не так. Жюстин просто вышла из под влияния этого семейства, и оно стало рушиться.

Параллельно с этим, психика Жюстин стала восстанавливаться или можно даже сказать перерождаться. Она перестала питать собою Клэр. На очередных скачках Жюстин избила своего коня, потому что тот опять категорически отказался скакать за Клэр. И Клэр в итоге ужаснулась и попросила не бить коня. После этого Клэр стали преследовать сомнения, она стала терять ресурс и видеть неизбежное будущее.

Джон также бессознательно почувствовал, что самая яркая звезда, которая входила в его энергетическое созвездие, исчезла. В нем поселилась тревога, он стал бояться и утратил веру в будущее. Лошади в их стойле стали беспричинно метаться. Этот процесс начал набирать обороты как быстро растущий долг и стал приобретать выразительные контуры неизбежности удара. Эта ситуация для Джона подобна западне. Он словно скорпион, оказавшийся в ловушке, избавил себя от будущих мучений.

Таким образом, Жюстин на отлично справилась со своей депрессией и смогла переродиться, Клэр проживёт этот период в более сложной форме с метаниями, надрывом, безысходностью и сильными эмоциональными потрясениями и страданиями, а Джон выйдет из игры, как только убедится в неизбежности предстоящего краха.