Найти в Дзене

Марина Яковлевна Волкова

С Мариной Яковлевной Волковой меня познакомил Юра (Юрий Борисович Митрофанский), сын тёти Лёли. Не удивляйтесь разным фамилиям матери и сына, частенько женщины из наших семей оставляли после замужества девичью фамилию.

От Юры я узнала, что Марина Яковлевна увлечена историей рода Волковых, а так как корни и моих предков идут от этой известной дворянской семьи, я надеялась узнать от неё что-нибудь новое. Определённой цели у меня не было, но прихватив с собой несколько фотографий, на которых сняты наши общие родственники и неизвестные мне люди, я поехала знакомиться, надеясь, что Марина Яковлевна ответит на мои вопросы и поможет опознать людей на фотографиях.

Марина Яковлевна жила около станции метро Аэропорт, в большой трёхкомнатной квартире. Дверь открыла худенькая, небольшого роста женщина с короткими, аккуратно уложенными седыми волосами.

Окинув меня весёлым приветливым взглядом, сказала:

– Вы, наверное, Наташа. Проходите.

Квартира производила странное впечатление. Было ощущение, что здесь соединились несколько веков. Старинная мебель из позапрошлого столетия соседствовала со шкафами из ДСП. На стенах копии семейных портретов, каким-то чудом дожившие до нашего времени, соседствовали с картинами её дочери Дины, выполненными в абстрактной манере. На старинном столе компьютер, рядом папки с документами. Хозяйка провела меня в небольшую комнату, где усадила на детский диванчик из 70-х, и начались расспросы.

– Юра сказал мне, что вы – его двоюродная сестра.

– Не совсем так. Троюродная, наши мамы были кузинами.

– А кто ваша мама?

– Ирина Колобановская[A1] . Но вам это вряд ли что-то прояснит, а вот моя бабушка, Софья Константиновна Колобановская – сестра Владимира Гавемана, мужа тёти Лизы Гавеман.

– Да, конечно, я знаю тётю Лизу, она сестра моей мамы.

И разговор потёк. Марина Яковлевна принесла альбом с фотографиями и нарисованное на большом листе ватмана древо семьи Волковых. Я тоже вынула привезённые фотографии. Из разговора я узнала, что Волковы и Гавеманы – свойские роды, раньше так назывались семьи, члены которых заключали между собой браки. Между семьями Волковых и Гавеман такие браки заключались дважды.

Первый раз – в 1871 году, когда 32-летний штабс-капитан Константин Васильевич Гавеман взял в жёны 31-летнюю Александру Александровну Кованько, дочь Натальи Аполлоновны Кованько (в девичестве Волковой).

Второй раз – в 1910 году, когда сын Константина Васильевича, штабс-ротмистр Владимир Гавеман обвенчался со своей троюродной сестрой Елизаветой Аполлоновной Волковой.

У Марины Яковлевны оказалось множество семейных фотографий прошлого и позапрошлого веков, и среди незнакомых лиц часто мелькали до боли родные. Там было несколько фотографий молодой Елизаветы Аполлоновны Гавеман (Волковой), фотографии её дочерей Ниночки, Ольги и Ксаны, фото бабушкиных детей, Кости и Нины, а ещё фото прабабушки Марины Яковлевны – Марии Аполлоновны Волковой, родной сестры моей прапрабабушки Натальи Аполлоновны.

Мария Аполлоновна Волкова (1811 - 1903) с женой сына и внуками
Мария Аполлоновна Волкова (1811 - 1903) с женой сына и внуками

Листая семейный альбом, Марина Яковлевна коротко рассказывает о людях на фото. Я долго рассматриваю древо Волковых. Тогда эти квадратики с ФИО и годами жизни ни о чем мне не говорили.

Одной встречи явно было недостаточно.

В следующий приезд Марина Яковлевна она рассказала, что готовит к изданию книгу о Марии Аполлоновне Волковой дочери Аполлона Андреевича. Мария Аполлоновна жила на стыке XVIII и XIX веков. До нашего времени дошли её письма к Варваре Ивановне Ланской за 1812–1818 годы, они и легли в основу книги.

Чтобы отдать книгу в печать, необходимо было все собранные Мариной Яковлевной материалы перевести в цифровой формат. В этом-то и была проблема. Марина Яковлевна пыталась освоить компьютер, но происходило это слишком медленно, а книгу обещали издать на деньги, отпущенные государством в рамках празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года.

Я уже вышла на пенсию, и свободного времени у меня было предостаточно. Печатала я быстро и умела реставрировать старые фотографии, поэтому предложила Марине Яковлевне помощь. К новому, 2013 году, основная работа была сделана.

Книга «Дней прошлых гордые следы» вышла из печати в конце 2013 года

Марина Яковлевна Волкова готовя к печати книгу «Дней прошлых гордые следы» безрезультатно искала портрет Марии Аполлоновны, но так и не нашла. Мне повезло больше. Когда эта книга была уже готова к печати я случайно наткнулась в интернете на этот портрет. Конечно, сто процентной уверенности в том, что на нём изображена Мария Аполлоновна у меня нет, но кроме её имени под портретом надпись – Ф. Вигель.

Известностью своей Филипп Филиппович Вигель (1786 – 1856) обязан своим мемуарам о первой трети XIX века. Множество исторических лиц прошло перед Вигелем. Он имел огромную коллекцию из 3139 листов литографических и гравированных портретов разных лиц и около 800 гравюр.

Мария Аполлоновна Волков (1786–1859)
Мария Аполлоновна Волков (1786–1859)

В те дореволюционные времена детей частенько называли в честь дедов, отцов,
бабушек и матерей Сколько всего в семьях Волковых было женщин по имени Мария Аполлоновна, я точно не знаю. В семье Гавеман имя Константин не раз передавалась от отца к сыну.

Повторяющиеся семейные имена были большой проблемой в процессе поисков, хотя редкие, такие как Аполлон, иногда помогали.

Жаль, но Марина Яковлевна так и не увидела портрета женщины о которой писала и которой восхищалась. Марины не стало в декабре 2020 года