Найти тему

Бизнес-цели и ИТ-стратегия. Друзья, а не враги

Оглавление

Отсутствие синхронизации между ИТ-стратегией и бизнес-целями сказывается на показателях в будущем. Как «подружить» два аспекта и эффективно внедрить ИТ-стратегию в бизнес?

Почему это важно для бизнеса

При рассинхроне ИТ-стратегии и бизнес-целей страдают последние. К примеру, в качестве бизнес-цели выбрали увеличить количество клиентов в одном из сегментов. При этом в компании не налажены ИТ-решения, позволяющие эффективно отследить конкретно эту часть аудитории, нет посадочной страницы под сегмент. В ИТ-стратегии эта бизнес-цель не учтена.

Частая цель наших клиентов – сократить издержки с помощью введения CRM-системы в бизнес. Тоже часть ИТ-стратегии. Но если руководство не интегрировало персонал в обучение CRM, не продумало, какие ее функции применимы в бизнесе, издержки даже увеличатся. У клиента появится система, в которой он не разбирается.

Самое печальное, к чему приводит несогласованность ИТ-стратегии и бизнес-целей – срыв общей стратегии компании в долгосрочной перспективе. Масштабы имеют накопительный эффект, потому что уровень рассинхроности без корректировок будет расти от года к году.

Определяем и приоритезируем

Первый шаг – выявить бизнес-цели и приоритизировать задачи на пути к их выполнению. Здесь пригодятся SWOT- и SMART- анализы.

-2

Схематично рассказали, что такое SWOT-анализ

-3

Здесь показали, что такое SMART-анализ

В нашей компании мы упростили процесс приоритезации, сведя его к трем критериям:

  • Уровень наличия необходимых ресурсов
  • Сложность выполнения с отрицательным значением
  • «Выхлоп», который принесет выполнение

Все показатели мы рассчитываем в диапазоне от 1 до 10, после складываем. Соответственно, уровень сложности вычитается. Такой метод приоритезации задач и целей ускоряет работу наших отделов.

Как CEO компании я расставляю бизнес-цели, смотря на этап нашего развития. Когда важнее укрепиться в ИТ-решениях системы или выйти на новый рынок, увеличение выручки уходит на второй план. Чем компания старше, тем долгосрочнее ее цели.

Когда AppEvent был стартапом, нашей первой бизнес-целью было найти рынок, где мы можем работать. Для стартапа – это главная проблема. 90% стартапов умирают после получения инвестиций. Причина 42% случаев – неправильно выбранный рынок. Подходящий можно искать долго. Мы на этой цели находились полгода. Уже после появились следующие: масштабирование каналов трафика, усиление ИТ-безопасности продукта и его оптимизация. С ростом количества клиентов растут и нагрузки.

Выявляем ИТ-потребности ваших бизнес-целей

Чтобы построить ИТ-стратегию, нужно определить ИТ-потребности бизнес-целей. Первое, что поможет – аудит текущих средств. Он выявит слабые точки и недостающий функционал. Первый вопрос, который владелец бизнеса должен себе задать: «Есть ли у нас вообще возможность это сделать?». Отвечая на него, смотрите на ваши ресурсы. Денежные, человеческие, ИТ, да даже геополитические.

Мы могли бы так никогда и не поставить Carrot quest, который оптимизировал наше общение с клиентом. Наши менеджеры общались в VK. Но на одном из этапов развития компании я задал себе вопрос: «Есть ли у нас сейчас возможность быть омниканальными?». После осознания, что у нас нет для этого инструмента, мы и пришли к Carrot quest. Начали общаться с клиентом, выбирая удобную для него площадку, и выросли.

Если на каждом шаге работать с метриками (конверсия, скорость перехода), рост хочется наблюдать в каждой. Однако для выявления ИТ-потребностей, стоит остановиться на ограниченном количестве. Это поможет построить конкретные задачи и «сузит» ИТ-стратегию.

Рассмотрим ИТ-потребности на примере. Наша цель – оптимизация бизнес-процессов. Для этого нужно исключить человека, роботизировать рутину: процесс выставления счета, оплату по безналу. Для этого нужна автоматизация. Наша ИТ-потребность – CRM-система.

Мы сократили срок от желания клиента купить систему до оплаты. Сами запрограммировали этот процесс, разработав модуль внутри компании. Он позволяет самостоятельно по клику заказать счет. После оплаты система видит начисление средств и начинает выполнять обязательства.

Об ИТ-потребности может говорить наличие постоянных ошибок со стороны сотрудник при выполнении задачи. Проведите интервью и обсудите, в чем проблема. Возможно, для ее решения можно внедрить ИТ-инструмент и свести все к одной кнопке.

...

Подробнее на it-world.ru