Найти тему
Драга.Лайф

«Не мальчики-одуванчики» Через СВО зэки становятся героями, имена которых выбивают в граните

На фото: Ивана Кулабухова – доска в Алтайском крае, Александр Тютин – осужденный на 23 года черный риелтор из Москвы, помилованный после участия в СВО.
На фото: Ивана Кулабухова – доска в Алтайском крае, Александр Тютин – осужденный на 23 года черный риелтор из Москвы, помилованный после участия в СВО.

После начала специальной военной операции на Украине у многих заключенных появилась возможность «искупить кровью» свою вину перед обществом и государством, отправившись в зону боевых действий. Начало было положено основателем ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным, который лично ездил по колониям и проводил соответствующие беседы с заключенными. Теперь, осужденные заключают контракт с Минобороны РФ.

По словам самого Пригожина, вербовали в штурмовые отряды ЧВК осужденных, поскольку они были полны адреналина и служба становилась процессом их становления. При этом он подчеркивал, что «каждый из выживших бойцов стоит десятерых», а один «убийца» стоит в зоне СВО - «троих-четверых, а то и больше». Такие заявления он делал в связи с негативными комментариями в адрес зэков.

Например в том числе, таким поводом для комментария стало дело «черного риелтора» Александра Тютина, осужденного на 23 года заключения за организацию убийства и вышедшего после СВО на свободу.

«Этот заключенный пошел на войну и погиб. Или чудом остался жив. Он — убийца, и на войне стоит троих-четверых, а то и больше «мальчиков-одуванчиков», у которых молоко на губах еще не обсохло. Среди этих «мальчиков-одуванчиков» — ваш сын, ваш отец и ваш муж. Положите на весы, чего вы больше хотите, чтобы пошел воевать «риэлтор-убийца» или ваши близкие, которых вы, наверное, в отличие от риэлтора-убийцы получите в цинковых гробах, — высказался Пригожин.

Кроме того, Пригожин обращался к законодателям с предложением дополнить УК РФ статьей о дискредитации добровольцев, в том числе заключенных, участвующих в СВО на Украине. Между тем, погибших в зоне СВО бывших заключенных, действительно, много и местные администрации хоронят их с воинскими почестями также, как и профессиональных военнослужащих, добровольцев и мобилизованных.

Как увековечивают память заключенных, погибших на СВО

Традиция увековечивать память павших героев, погибших во время боевых действий существует со времен окончания ВОВ в 1945 году. Затем, учебные заведения стали увековечивать имена героев, погибших во время исполнения интернационального долга в Афганистане. Сейчас, молодое поколение ознакамливают с личностями погибших в ходе СВО на Украине.

Однако сегодня ярко наблюдаются наши исконные традиции по выполнению чиновниками «поставленной задачи в полном объеме», даже при условии возникновения определенных нюансов. На мемориальных памятных досках с фамилиями погибших при исполнении своего военного и гражданского долга, указывают также данные погибших осужденных, иногда за страшные преступления.

Однако как указано выше, по словам покойного лидера ЧВК «Вагнер», они «искупили свою вину кровью» и выполнили свой долг перед Родиной и обществом. Многих людей возмущает не столько увековечивание их фамилий в списках героев СВО, сколько распространение в «просветительских» целях – их портретов, создание «Уголков памяти» в учебных заведениях и установке «парты героя» с именем погибшего экс-заключенного в школах.

По данным издания «Верстка»*, в 58 регионах страны за период СВО на Украине увековечена память порядка 408 экс-заключённых, из них: 93 размещено на мемориальных досках, а 42 — на стендах и табличках аллей памяти, 193 имени — выгравированы на групповых воинских мемориалах, 15 имён погибших экс-заключенных увековечены на «партах героев» в учебных заведениях. Остальные случаи касаются создания музейных экспозиций, уголков памяти, стендов и баннеров, название улиц и целых районов в честь павших участников СВО из числа ранее осужденных за преступления согласно УК РФ.

Между тем, самыми распространенными преступлениями, которые совершили ранее будущие «герои СВО» - убийства, покушения на убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть: 128 случаев. Кроме того, 110 случаев наркопреступлений, 88 краж, 24 грабежа и 46 разбоев. Остальные эпизоды, за которые они находились в заключении - побои, угрозы убийством, бандитизм, изнасилования и насильственные действия сексуального характера.

При этом в некоторых случаях, будущие «герои» и «пример для подражания» для юного поколения, могли быть осуждены одновременно по нескольким статьям, одновременно. Следует сказать, что большая часть из этой категории участников СВО были рецидивистами - осужденными за совершение повторных убийств или действий, повлекших смерть. В этой связи конечно же Пригожин был прав, такие люди выполняли задачи СВО, со всей «самоотверженностью» и безусловно, стоили десятка мобилизованных. Однако вряд ли историю их жизни стоит знать подрастающим поколениям.

Издание «Верстка»* подсчитано, что за период с 2022 по 2024 годы порядка 56 мемориальных досок установили в образовательных учреждениях с указанием фамилий экс-заключенных. Речь идет об учреждениях детских реабилитационных центров и интернатов, лицеи, школы и колледжи. Там размещены в основном гранитные плиты с портретом погибшего, его ФИО, датой рождения и гибели. Сообщается, что среди них, как минимум увековечены 12 убийц и причинившие тяжкий вред здоровью, повлекший смерть, а также 19 воров, 15 осужденных по статьям, связанным с наркооборотом.

В качестве примера приводятся данные об увековечивании в алтайском селе Юдиха на стене школы - «вагнеровца» Ивана Кулабухова, забившего молотком мужчину, который приютил его во время учебы в колледже. На стене реабилитационного центра для несовершеннолетних в Новокузнецке установлена памятная доска в честь наёмника ЧВК «Вагнер» Ивана Митина, зарезавшего родного дядю, а ранее осужденного за грабеж с причинением тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть. В селе Гисик Республики Дагестан увековечена память на стене местной школы - Юнуса Селимова — исполнителя заказного убийства на почве кровной мести, закопавшего свою жертву живьем в мусорный ров.

Местными властями российских регионов производится увековечивание памяти погибших на СВО также на зданиях жилых домов, где они проживали и, как правило, соседи, хорошо помнят своих «героев». Также размещаются таблички с ФИО и портретами погибших экс-зэков на стенах домов культуры и зданий местных администраций. Их данные вбиваются в таблички с именами других погибших военнослужащих на аллеях героев практически в каждом населенном пункте страны.

По информации портала, на 23 групповых воинских мемориалах по различным регионам страны увековечены около 198 экс-заключенных, 2/3 из которых, неоднократно судимые рецидивисты. 67 человек из указанного числа были осуждены за убийства и тяжкий вред здоровью, а 55 — по статьям, связанным с наркооборотом, остальные - кражи, угоны, грабежи, разбои.

При этом приводятся данные, что самым большим количеством увековеченных экс-заключённых на мемориале «Землякам, погибшим в локальных войнах» отличается Парк Победы Саратова. Там, за период СВО на Украине добавлено порядка 644 имени погибших участников боевых действий, около 71 из них являлись — экс-заключёнными.

Следующим в списке по количеству увековеченных заключённых является мемориал Защитникам Отечества в Волгоградском Камышине, он был открыт в первую годовщину начала СВО. Там, помимо фамилий павших воинов в Афганской, Чеченской, Сирийской кампаниях, выгравировали 90 имен погибших в ходе СВО на Украине, при этом как минимум - 21 фамилия принадлежит ранее осужденным. Четверо из них осуждены за тяжкий вред здоровью, повлекший смерть, а шестеро — по наркостатьям, остальные —  кражи, грабежи и разбои. Приводятся данные, что один из указанного числа увековеченных героев - Степан Черников, убивший в мирное время двоих человек.

Всего по России установлено огромное количество памятных мемориалов в честь погибших в ходе СВО на Украине.

Издание «Верстка»* - признано иностранным агентом в РФ.