Сергей Титков и Андрей Кузнецов работают в сортопрокатном цехе №1: первый трудится мастером, второй – оператором стана горячей прокатки. Уже несколько лет они практикуют дальние велопутешествия.
Сотня в день
– Начинали мы с тридцати километров. Дальше цифры росли: шестьдесят, сто, двести… – рассказывает Сергей. – Сейчас для нас среднее по дальности путешествие – это маршрут на двести-триста километров. Если за световой день ты можешь проехать без напряжения сотню – значит, ты наш человек!
Съездить к Чёрному морю на велосипедах друзья хотели давно. В этом году всё совпало: летние отпуска, личные и семейные планы. Анапу конечным пунктом выбрали как ближайший к Старому Осколу город на Чёрном море. Оставалось только до неё добраться.
Первым делом Титков и Кузнецов позаботились о своих железных конях. Велосипеды у обоих горные, на два десятка скоростей – надёжные, проверенные временем и дальними поездками. В дорогу Сергей и Андрей по максимуму запаслись велоинвентарём: запасными камерами, заплатками, инструментами.
Параллельно разрабатывали маршрут.
– Прокладывали его прямо дома, по навигатору, – объясняет Титков. – Разбивали путь на отрезки примерно по сто километров, прикидывая, где лучше останавливаться в конце каждого дня. Но всего не предусмотришь: досконально каждый день путешествия мы планировали каждое утро, перед выездом.
Стартовали друзья восьмого июня в пять утра. И через десять дней были в Анапе.
С четырёх до семи
Летний день начинается рано. В четыре часа утра путешественники уже на ногах. Умылись, приготовили быстрый завтрак, сложили пожитки – и в путь, пока прохладно и нет большого движения на дороге. В полдень – остановка на пару-тройку часов: надо передохнуть, пообедать, переждать жару.
Когда солнце уходило из зенита, друзья вновь налегали на педали. На ночлег останавливались рано: сотня километров в день выжимала все силы.
Особенно трудными стали три дня на трассе М-4 «Дон»: на небе ни облачка, асфальт под колёсами едва ли не кипел, съезды для остановок бывают редко. Но друзья выдержали.
– Если привал получался у водоёма – купались, приводили себя в порядок, – говорит Андрей. – Ужинали и сразу ложились спать. Один раз устали так, что легли в семь вечера. Правда, и поднялись потом в три часа утра!
Ночевали друзья в индивидуальных палатках. Два раза останавливались в гостиницах.
Чтобы доехать
Воронежская область, Ростов-на-Дону, Краснодарский край… Напряжённые дни на педалях требовали простой, но сытной еды. Утром путешественников подзаряжала овсяная каша со сгущёнкой. На обед и ужин друзья готовили рис или гречку с тушёнкой. Когда выпадал случай, охотно заворачивали в придорожное кафе – поесть настоящего борща с котлетами.
— В обычной жизни я придерживаюсь правильного питания, — признаётся Сергей. — Но на этой трассе в ход шло всё, вплоть до шавермы. Один раз даже сосиски пожарили на костре. Что делать: нагрузки экстремальные, иначе мы бы просто не доехали.
За световой день друзья выпивали пять литров воды на двоих – и это не считая чая и напитков, которые покупали в дороге. И сжигали в день по пять-шесть тысяч калорий – только успевай восполнять!
Дороги и люди
Большую часть маршрута Кузнецов и Титков двигались не по трассе «Дон», а по районным дорогам, соединяющим небольшие города, сёла, посёлки городского типа. Неширокие, тихие, они давали парням увидеть и почувствовать места, по которым они проезжали.
Ещё запомнились мимолётные встречи с людьми. Местные жители подсказывали друзьям дорогу и расспрашивали о маршруте. Инспекторы ДПС встречали шутливым: «Физкульт-привет!». А однажды старооскольцы повстречались с блогерами Крутилкиными – семейной парой, которая добралась на велосипедах от Москвы до Вьетнама.
Не последние впечатления оставило общение с… краснодарскими комарами. В районе Славянска-на-Кубани, в окружении орошаемых рисовых полей, матёрые крылатые кровопийцы заставили друзей максимально ускориться.
– Они нас чуть не утащили с дороги! – смеются ребята. – Мы никогда не думали, что вечером можно с такой скоростью запрыгнуть в палатки. А утром – так быстро собраться, чтобы сбежать от комаров!
Привет, море!
Прямо перед Анапой друзей ожидало последнее испытание – нужно было взобраться на перевал. Перед ними наконец, открылось море: оставалось до него ещё километров семь-восемь, но финальный отрезок стал почти одним сплошным спуском.
– Мчались прямо к пляжу. Проскочили через территорию какого-то отеля, мимо шлагбаумов. Никто нас не останавливал: видели, что нам очень надо! – улыбается Андрей.
Поставив велосипеды, Кузнецов и Титков, в чём были, бросились к морю. А потом был весёлый отдых на черноморском побережье. Домой возвращались уже на поезде: велосипеды отправили домой с транспортной компанией.
– Приключение получилось отличным, – подытоживает Сергей. – Цель поставили – и достигли!
Андрей Кузнецов:
– Неподготовленный велосипедист во время такого марафона мечтает: «Только бы выжить!» Но мы ехали и радовались. Что мы видим в городе: четыре стены, серые коробки домов. А здесь – постоянная смена ландшафта, леса, поля, рощи. На второй вечер остановились на ночёвку у речки Чёрная Калитва. Казалось бы, всё просто: закат, благоустроенный берег, никакой экзотики. Но нас с Сергеем это место настолько зацепило, что оба вспоминаем его до сих пор.
Сергей Титков:
– За тысячу с лишним километров обязательно что-то случится: поломки, ливень, какие-нибудь собаки погонятся… Но удовольствие от путешествия перекрывает все неурядицы: что ни происходит – всё в кайф, даже порванный тросик или пробитое колесо!
5 советов от опытных путешественников
- Не планируйте дальний велопоход, если не готовы физически: вы не доберётесь даже до первой ночёвки. Потренируйтесь для начала на коротких дистанциях.
- Перед дорогой обновите основные рабочие узлы на велосипеде: обслуживания и смазки старых будет маловато.
- Рассчитывая время путешествия, отведите пару дней на непредвиденные задержки.
- Не берите с собой ненужного, но обязательно захватите необходимое. В том числе – палатку или клеёнку, чтобы укрыться от дождя, а также НЗ из высокоэнергетических продуктов.
- Тщательно проработайте маршрут. Постарайтесь, чтобы на каждом дневном отрезке пути был населённый пункт с веломагазином.
Ярослав Макаров
Фото Валерия Воронова и из личного архива путешественников