Самым популярным туристическим местом в ближайших окрестностях города Венёва является источник "Двенадцать ключей". Он располагается вблизи села Свиридово, в устье речки Сухой Осетрик при её впадении в реку Венёвку. Сегодня урочище, где находится источник, благоустроенно. Есть купель с двумя отделениями. Асфальтированная дорога и парковка. Обустроено место для пикников и "Поляна невест" с качелями. Здесь ежегодно с 2006 года проводится фольклорный фестиваль "Двенадцать ключей".
Впервые гуляния на ключах упоминает в своей неопубликованной работе "Реки Веневского уезда" (1852) смотритель местного духовного училища Даниил Герасимович Гедеонов:
"По приятности местоположения, а может быть и другим причинам, здесь с незапамятных времен 24 июня бывает гулянье, на которое съезжаются из города и уезда люди, сочувствующие красотам природы. С этими ключами суеверная молва соединяет воспоминание о каких-то двенадцать братьях-богатырях, имевших притон в ближних окопах."
В 1854 году Гедеонов опубликовал в Тульских губернских ведомостях статью "Веневские древности" (1854), где называет эту легенду "Миф о двенадцати богатырях". Подробности мифа в статье автор не привел, но сообщил, что ежегодно 24 июня (7 июля по новому стилю) в рождество Иоанна Предтечи окрестное население стекается к двенадцати родникам у Свиридовой горы. Здесь же у источника находится часовня с особо почитаемой иконой Иоанна Предтечи. А на вершине этой горы существовали курганы, в которых, по мнению местных старожилов того времени, были захоронены двенадцать богатырей. Гедеонов так же связывал название расположенного неподалеку сельца Предтечево с этим урочищем.
Рядом с источником сохранились валы, остатки фортификационных укреплений Засечной черты XVI-XVII веков. Гедеонов в своей работе "Венев-монастырь и Княжьи Ворота" (1861) предполагал, что здесь в устье Сухого Осетрика располагались "Княжьи ворота", через которые проходила тульско-рязанская дорога и дорога в верховья реки Дон.
Всеволод Николаевич Оводов (р.1929) в 1999 записал воспоминание о дореволюционной жизни веневских купцов Оводовых и о поездках на источник. Автор приводит факты со слов своей тети Александры Михайловной Оводовой (1898-1979): "На Троицу выезжали в Свиридовский лес с самоваром. Там каждый год на Троицу устраивались гулянья (съезжался весь город). С северной стороны, где кончался лес был крутой спуск, а у основания этой возвышенности бьют двенадцать ключей (вода хрустально чистая, холодная и бежит шумящим потоком)."
Жители города вспоминали, что там же на гуляньях можно было отведать горячего меду, после употребления которого, ни в коем случае нельзя пробовать холодную родниковую воду. Традиция отмечать праздники на источнике сохранялась и в советское время. Выезжали, хотя уже и не массово, на праздник Троицы, который отмечается по времени раньше Рождества Иоанна Предтечи.
Легенда о богатырях вновь появляется на страницах печатного издания в 1964 году, в статье про художника Валентина Ильича Молодчикова внештатного корреспондента газеты "Красное знамя" (Венев) Василия Крючкова: "А вот рядом стоит разлапистая липа, из-под корней которой выбегают 12 ключей. Этот этюд - начало тоже для большого полотна «Прощеное». В ней художник мечтает передать древнюю легенду о 12 братьях-богатырях, погибших на веневской земле в годы татарского нашествия."
В 1970 году заместитель главного редактора венёвской газеты и краевед Михаил Георгиевич Бороздинский опубликовал статью к 590-летию Куликовской битвы, где пересказал легенду о Двенадцати братьях в художественной обработке: "… Из года в год, из поколения в поколение передается об этой битве из уст в уста легенда о двенадцати братьях и двенадцати ключах и в нашем Веневском районе". Со временем эта версия фактически получила статус официальной. Хотя правильнее было бы её называть версией Бороздинского. Сам Михаил Георгиевич в качестве источника легенды указывал уроженца деревни Звойка - Михаила Ильича Молодчикова.
В 1974 легенда попала на страницы книги "Венев", авторами которого стали веневский краевед Михаил Георгиевич Бороздинский и тульский архитектор Владимир Николаевич Уклеин. В ней был опубликован краткий пересказ легенды: "... некий старик Свирид послал в 1380 г. с Дмитрием Донским 12 своих сыновей и они все погибли. Похоронили их на берегу р. Веневки у Свиридовского леса, а через некоторое время здесь пробилось 12 ключей, которые и сейчас ещё существуют."
Историк Роман Валентинович Клянин в статье "Эпические предания о памятниках археологии" 1999 года собрал свои три варианта легенды о появлении источника.
1. «Войска князя Московского Дмитрия Ивановича проходили через эти места, когда шли на Куликовскую битву. Здесь на горе жил старик Свирид, и было у него двенадцать сыновей, и все двенадцать пошли с князем на битву. А через несколько дней под горой стали бить один за другим двенадцать родников. Когда забил двенадцатый родник, понял Свирид. что все его сыновья пали на поле брани. С тех пор стали называть родник «Двенадцать ключей», а деревню — Свиридово».
2. «Дмитрий Донской с войском шел на Куликово поле, чтобы встретиться в битве с татарами. Когда они подошли к этому месту и встали лагерем, то нужно было напоить войско, а воды родника, бьющего из-под камня, не хватало. Легенда этого камня гласила, что если сдвинуть этот камень, то забьет еще одиннадцать родников. Сколько людей ни пыталось поднять его — никому этого не удалось. Тогда сам князь Дмитрий Иванович спрыгнул с коня и подошел к камню. Едва он коснулся его, камень отвалился, и забили еще одиннадцать родников, да так, что можно было напоить все многотысячное войско».
3. «Когда войско Дмитрия Ивановича возвращалось с Куликовской битвы, то в этом месте остановилось отдохнуть. И тогда на них неожиданно напали рязанские дружины. В короткой битве погибло двенадцать витязей. Там, где каждый пал и забил родник. А другие добавляют, что похоронили их на горе в курганах».
Последняя версия с нападением рязанцев представлялась Клянину наиболее интересной и правдоподобной.
Денис Махель