ИЛЬЯ ОЛЕЙНИКОВ И ЕГО МУЗЫКА

С детства обожаю я программу "Городок". Для новых подписчиков это, полагаю, новая информация, а для подписчиков давних - не грех повторить!
Да,
"русская народная передача" "Городок" была одним из первых ярких впечатлений далёкого детства, и по сей день я люблю пересмотреть несколько её выпусков (чего греха таить, могу и весь выходной день провести за её просмотром). Лёгкий и приятный, но не глупый юмор, тёплая домашняя атмосфера, а самое главное - отличная игра двух создателей шоу, Ильи Олейникова и Юрия Стоянова.
О сольном - а тем более, неактёрском - творчестве этой пары говорят довольно редко, а зря: и по отдельности Олейников и Стоянов были весьма интересными творческими единицами. Последнему я посвятил уже не один материал (найдёте и их
ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ), а вот о первом ещё не писал. Что ж исправляюсь: сегодня, в честь дня его рождения, расскажу вам о том, как складывалась музыкальная карьера Ильи Олейникова!

Илья Львович Олейников (настоящая фамилия Клявер; 10 июля 1947, Кишинёв, СССР — 11 ноября 2012, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский актёр кино, телевидения и эстрады, телеведущий, композитор; народный артист России (2001). Лауреат "ТЭФИ" (1996). Наиболее известен благодаря телепередаче "Городок", соведущим которой с Юрием Стояновым был с 1993 по 2012 годы. В связи с его смертью программа была закрыта
Илья Львович Олейников (настоящая фамилия Клявер; 10 июля 1947, Кишинёв, СССР — 11 ноября 2012, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский актёр кино, телевидения и эстрады, телеведущий, композитор; народный артист России (2001). Лауреат "ТЭФИ" (1996). Наиболее известен благодаря телепередаче "Городок", соведущим которой с Юрием Стояновым был с 1993 по 2012 годы. В связи с его смертью программа была закрыта

Олейников довольно долго шёл со всенародному признанию. Несмотря на то, что он уже был достаточно известен в конце 80-х как эстрадный артист (в составе дуэта "Казаков и Олейников"), полномасштабная народная любовь к артисту пришла после 1993-го, когда на экраны страны вышло скетч-шоу "Городок" (об этом шоу я когда-то написал подробнейшую статью, загляните и туда). Дуэт Илья Олейников-Юрий Стоянов смешил, заставлял задуматься и погрустить миллионы людей по всей стране на протяжении 19 лет. Верный своему делу, Илья Олейников продолжал сниматься в передаче даже тогда, когда ему был поставлен страшный диагноз - рак горла. Последний съёмочный день артиста на площадке "Городка" состоялся за неделю до его смерти.

Музыкой Олейников увлекался всегда. Он играл на аккордеоне, а затем выучился играть и на фортепиано - притом, по наитию: нотной грамоты артист не знал. Однако и во время работы на эстраде, и во время работы в "Городке" Олейников активно проявлял свою музыкальность. В программе даже некоторое время существовала весёлая рубрика "Мужикальная пауза", пародировавшая поп-хиты и создававшая собственные комические нетленки. Нередко "продюсером" двух взрослых артистов в этой рубрике выступал сын Олейникова, Денис Клявер, впоследствии - член поп-дуэта "Чай вдвоём".

"Папа писал всегда. У нас, в моей комнате, стояло пианино, и папа приходил писать ко мне в комнату. Инструмент был его вторым "я"...
Денис Клявер

Олейников ценил качественную музыку, любил джаз, диско, качественную рок-музыку (например, "The Beatles"). Не брезговал он и более простой музыкой...
С ростом популярности "Городка", а значит, и с ростом своей собственной популярности, артист решил выпустить первый альбом с песнями собственного сочинения.
Альбом, получивший название
"Мой шансон", вышел в 2004-м году. В 2006-м в петербургском БКЗ "Октябрьском" прошёл масштабный концерт-презентация материала. Несмотря на название, которое может и отпугнуть, материал "Моего шансона" - удивительно приятный слуху и лиричный.

И хотя выдающимися вокальными данными Олейников не обладал, он с лихвой компенсировал этот недостаток харизмой и актёрским дарованием. Это шансон чистой воды, во французском понимании этого слова. Конечно, "Мой шансон" - не шедевр, но я уверен - хоть один его номер придётся по вкусу кому-нибудь из моих читателей.

Но Олейникову хотелось создать что-то большее, нежели просто сольный альбом...
Ещё в самом начале века, когда "Городок" приехал с гастролями в Нью-Йорк, Илья Олейников попал на мюзикл
"Чикаго" в один из театров Бродвея. С тех пор Олейников горел желанием создать свой собственный мюзикл. Работал он над ним долго и мучительно, всё время переписывая уже готовое и постоянно советуясь с близкими, а также с композитором Игорем Корнелюком.
Мюзикл - не песня, и его следовало записать. Для записи сочинённого сын Денис подарил отцу специальную компьютерную программу, которая переводила сыгранное на синтезаторе в ноты. так и появилась партитура.
В конце концов мюзикл под названием
"Пророк" был представлен публике в 2007-м году. Действие мюзикла происходит... на помойке. Сюжет представляет из себя притчу о пришествии нового Пророка.

Проект получился очень масштабным. Бюджет шоу составил пять миллионов долларов, огромные вливания потребовались в рекламу. Олейников верил в своей проект. А вот другие - не очень...

"Попытайся, — говорил я, — рассказать простую и яркую историю, а не высокопарную, да ещё и с потаённым смыслом. Тогда есть шанс, что получится шлягер". Но Илюша нуждался в поддерживающих словах и слышал только их. Он хотел, чтобы мне понравилась его музыка. И я, признаюсь, этим пользовался: когда было надо, хвалил, а если хотел уколоть — ругал.
Юрий Стоянов

Зрелище (и слушище) получилось весьма и весьма специфическое, однако не лишённое магии. Лично мне оно нравится (я вообще имею склонность к странному в искусству), однако публика большей частью своей попытку не оценило, и мюзикл довольно быстро сошёл со сцены.
Послушайте (или посмотрите) "Пророка" и напишите, что вы думаете о сотворённом Олейниковым на мюзикловой ниве.

Провал "Пророка" сильно подорвал душевные силы артиста. Он думал, выйдет хит, но хита не вышло...

Свой последний альбом артист записал вместе с женой Ириной (она, хоть и не имела отношения к творческой тусовке, тоже немного сочиняла). Выпущен "Шансон на двоих" был в 2010-м году, за два года до смерти Олейникова. И на мой взгляд - это самая неинтересная его работа в области музыки. Вполне тривиальный шансон (уже в российском смысле этого слова), хоть и не самого дурного качества. Как говорится, свой зритель всегда найдётся... Послушать альбом вы можете ЗДЕСЬ!

Обложка альбома "Шансон на двоих"
Обложка альбома "Шансон на двоих"

Ильи Олейникова не стало через 2,5 года после записи альбома, 11 ноября 2012-го. Было печально узнать новость о смерти любимого артиста. Но было чертовски приятно копаться затем в его наследии... даже вспомнилась жутковатая пророческая шутка, произнесённая в одном из выпусков "Городка":

Конечно, Илья Олейников - не великий композитор и исполнитель. Не всем быть великими. Но его музыкальное творчество можно назвать по крайней мере очень интересным. На всех его альбомах, включая и последний, были прекрасные песни, которые я с удовольствием переслушиваю время от времени. А сегодня - сам Бог велел их вспомнить. Оставлю вас со всеми этими вещицами и пойду, пожалуй, поностальгирую...

Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин