Лимоны – дар Богов!
Лимон не так прост, как кажется! Мы привычно бросаем дольку лимона в чай или кофе – а между тем долгое время на Руси этот плод употребляли соленым. И были соленые лимоны не менее популярны, чем соленые огурцы.
«Золотые яблоки»
Где и когда появился герой нашего повествования, неизвестно. Дело в том, что никто не видел дикорастущий лимон: лишь окультуренные сорта. Есть предположение, что родина его – Персия.
Помните миф о Геракле, которому было приказано стащить плод бессмертия из сада Гесперид? Героя отправили за «золотыми яблоками», и многие исследователи убеждены, что так называли именно лимоны. Уже в те незапамятные времена о лимонах знали как о плодах, дарующих долгую жизнь и крепкое здоровье.
Первое документально подтвержденное упоминание о лимоне относится ко второму тысячелетию до нашей эры. Речь – о Древнем Египте, где любили пить подслащенную воду с лимоном. В Древней Греции лимон был священным фруктом: согласно мифам, золотые плоды вырастила сама богиня Земли Гея в качестве свадебного подарка Зевсу и Гере. Кроме того, греки считали лимон противоядием и отпаивали лимонным соком несчастных, укушенных змеями. В Древнем Риме лимоны высоко ценили за аромат и внешний вид, их приносили в жертву богам, но в пищу не употребляли, поскольку считали ядовитыми. Зато лимонную кожуру закрепляли в складках одежды: и аромат приятный, и от моли спасает.
В Европу лимоны привезли в XIII веке крестоносцы, и «восточный гость» вышел на мировую арену.
Лимонад против чумы
В Средние века в Европе и Азии люди отлично знали о полезных свойствах цитруса. Сами плоды, напитки на основе лимонного сока и лимонные бальзамы применяли при лихорадке, для улучшения пищеварения, ими лечили нервные расстройства и даже меланхолию. Но свою истинную силу лимон показал, победив бубонную чуму в Париже.
Во второй половине XVII века по Европе гуляла эпидемия чумы, выкашивая целые города. В Венеции в 1630 году скончались более 140 тысяч горожан, в Милане – 130 тысяч человек, в 1664-1666 годах в Лондоне погибли более 100 тысяч человек. В 1668 году эпидемия охватила Францию, и жители Парижа обреченно ждали своей смерти. Однако произошло чудо: столицу «черная гостья» обошла стороной. И все благодаря тому, что парижане постоянно пили лимонад.
Моду на этот напиток за несколько лет до начала эпидемии ввел кардинал Мазарини. Итальянец, тосковавший по любимому национальному напитку, вызвал из Рима к королевскому двору мастеров по изготовлению лимонадов. Напиток пришелся по вкусу Людовику ХIV и придворным, а затем и простому люду. Торговцы лимонадом ринулись из Италии в Париж, на каждом углу можно было выпить стаканчик лимонной воды. В город завозили тонны лимонов, а кожура, оставшаяся от выжатых плодов, усеяла все помойки великого города. Она-то и спасла Париж. Все просто: переносчики чумы, крысы, живут и плодятся, как известно, среди отбросов. Причем переносят чуму не сами крысы, а их блохи. Они-то и гибли почем зря, благодаря лимонину – особому веществу, содержащемуся в лимонной кожуре.
Конечно, витамин С, которым богат сок лимона, повышал иммунитет парижан. Но ключевую роль все же сыграла лимонная кожура на помойках.
Следующую победу лимон одержал над другой страшной бедой – цингой. Надо сказать, что Британское адмиралтейство считало главной заслугой знаменитого мореплавателя Джеймса Кука не великие географические открытия, а способ профилактики цинги. Капитан Кук ввел в рацион моряков лимоны и тем самым спас множество жизней. За что и был награжден золотой медалью Королевского общества. Показательно, что в XVII веке британских моряков называли «лимонниками».
Соли его!
В Россию лимоны завезли купцы с Востока в XV веке. В книге «Домострой», где расписаны всевозможные правила быта, даны рекомендации относительно хранения лимонов в погребе. Истинную же популярность лимон обрел в царствование Петра I: этот венценосный любитель новинок завез первые лимонные саженцы из Голландии. Несколько позже, в 1708 году, граф Петр Апраксин по приказу государя доставил из той же Голландии уже 200 саженцев, а в 1714-м построили оранжереи для разведения лимонных деревьев. Не обошли вниманием и первопрестольную: лимоны было велено выращивать в Кремлевских «ранжерейных палатах».
Ну а в ожидании, пока лимонные сады Санкт-Петербурга и Москвы начнут плодоносить, лимоны завозили из Голландии в маринованном виде. Маринад позволял сохранять плоды при транспортировке. Доставляли, конечно, и свежие лимоны: в России их в основном солили. Сам царь-батюшка Петр Алексеевич, уважавший соленый лимон как закуску к водке, писал Апраксину: «Если лимонов свежих будет много, половину осолить, а другую натереть на сахар, искрошивши, всыпать в бутылки, а нутр изрезать и пересыпать сахаром же в ставики; а каково делать, тому послал я образец».
Словом, лимон, хоть и фигурирует в «Домострое», на Руси был еще диковинкой, и царю лично приходилось учить подданных обращаться с заморскими плодами.
Любопытно, что даже в тяжелые для русской торговли времена от импорта лимонов не отказались. Например, министр Александра I – Михаил Сперанский, искавший способы экономии бюджета, запретил закупку за рубежом сукна и ткани, а вот сократить траты на алмазы, табак и соленые лимоны не решился.
Русский чай
А как же чай с лимоном? Неужто предки только солили «золотые яблоки», не додумавшись посыпать их сахаром? Конечно, знали и любили, более того, именно в России догадались бросить в чай ломтик лимона. В противовес английскому чаю с молоком распространился русский чай – сладкий, с лимоном.
Этот напиток неизменно присутствовал в придорожных трактирах: пока путнику меняли лошадей, он успевал перекусить и, конечно, выпить чаю. С дороги особенно приятен был напиток с кислинкой. Правда, и стоил он дороже обычного, потому путешествующим предлагали на выбор: чай с лимончиком или с полотенчиком? Имелось в виду вот что: дешевого чая без лимона можно было выпить много, несколько стаканов кряду, отчего человек потел, и требовалось полотенце, чтобы утереть пот.
Ну-с, а как появилась классическая пара «коньячок с лимончиком»? Тоже в России – в конце XIX века. У нее даже имеется насмешливое имя: «закуска-Николашка». Считается, что придумал этот «дуэт» владелец Ереванского коньячного завода Николай Шустов. Желая продвинуть свой товар, он предлагал закусывать глоток коньяка долькой лимона, наполовину посыпанного сахарной пудрой, а наполовину – молотым кофе. Прижилось.
Русский цитрус
Оранжерейное деревце с золотыми плодами вошло в моду. Выращиванием лимонов увлекался друг Пушкина – известный литератор Петр Вяземский. Отдал дань этому хобби и писатель Лев Толстой. Оранжереи, конечно, имелись лишь у состоятельных граждан империи, но небольшое комнатное деревце держали и в небогатых домах – наряду с фикусами.
Появился даже особый сорт – Павловский лимон, выведенный в городе Павлове на Оке. Когда-то, еще в середине XIX века павловский купец Иван Карачистов привез из Турции несколько саженцев лимона. Укоренил, стал разводить, причем не в оранжерее, а прямо на подоконнике. Лимончики понравились соседям, купец щедро делился черенками, так что за несколько десятков лет общими усилиями удалось вывести сорт лимона, приспособленный к комнатным условиям средней полосы.
В 1935 году этой историей заинтересовался сам академик Николай Вавилов и создал в городе «опорный пункт по изучению и размножению Павловского лимона». Комнатные лимоны и сегодня остаются символом города Павлова.
Почти в каждом окне в частном доме виден здоровенный лимон с плодами.)
Ольга ОГИНСКАЯ
Онлайн-газета "Полезно пенсионерам"))