Я тут разбирала книжные завалы, нашла сборник сказок народов СССР "Три арбузных семечка".
Почти все они про трудяг, которым хронически не везет в жизни, пока не происходит чудо в виде, например, спасенного аиста. Волшебная птица приносит бедолаге ... нет, не младенца, а арбузные семечки. Из них вырастают напичканные золотом арбузы.
Есть тут и грузинская сказка о перевоспитании богатого бездельника. Вот она-то мне категорически не понравилась.
(Хотя и халявное золото из арбуза весьма сомнительно с точки зрения советской морали.)
Называется эта история "Научись ремеслу" и повествует о царевиче, которому приглянулась девушка из бедного селения. Не долго думая, он засылает сватов.
Однако красавица выдвигает условия. Она хочет перевоспитать ленивого (как ей кажется) царевича и требует, чтобы он освоил какое-нибудь ремесло.
— Быть царевичем — это еще не ремесло! Сегодня ты царь, а завтра нет — тогда как хлеб добывать будешь?
Царевич экстренно учится мастерству валять бурки. Всем остальным ремеслам учиться нужно долго, а этому навыку — всего три дня.
Девушка удовлетворяется и выходит замуж.
Замечу в скобках, хоть и транслирует отношение "фу, царевич", выходит за него, а не за какого-нибудь ремесленника.
Вскоре наш молодожен становится царем и решает предаться любимой среди восточных правителей забаве — побродить по своей стране в бедняцких лохмотьях, узнать, что да как. Делает он это в одиночку, что приводит к предсказуемым последствиям.
Его захватывают в плен лихие люди, оказавшиеся люdоедами.
Царя бросают в подвал вместе с другими живыми консервами. В итоге он уговаривает его не есть, обещая смастерить очень красивую бурку, за которую царица заплатит тысячу золотых монет.
Промеж узоров бурки незадачливый юноша вышивает "спасите-помогите" послание для своей жены.
Один из плотоядных злодеев транспортирует бурку в столицу, получает от правительницы обещанную сумму и спокойно возвращается домой, не замечая, что та вместе с отрядом солдат крадется за ним на некотором отдалении.
Царевич спасен, царица назидательно заключает, что без ремесла его бы зарезали, как барана.
Увы, не вышло здесь ни стройного сюжета, ни хорошей морали.
Логика прихрамывает, поскольку царевича спасло вовсе не умение валять бурки.
Его выручила грамотность. Разбойники прощелкали его письмо по одной причине — они не умели читать. Хоть про это и не говорится прямо, но других причин такой фатальной невнимательности просто нет.
Он мог бы точно так же вышить (вырезать ножом, выстричь ножницами, нарисовать углем и т.п.) послание на любом предмете своего гардероба. Для этого совсем не обязательно создавать новую вещь с нуля. Потом наплести что-нибудь о том, что эта одежда только смотрится дешево, а на самом деле сверхценная (ну с буркой же получилось).
И вообще здесь все выглядят глуповатыми и самонадеянными.
Реплика "умной" невесты об обязательности владения ремеслом совсем не умна. Перестать быть царевичем в 99% случаев означает одно — умереть. И никакое ремесло уже не спасет.
Далее, молодой царь отправляется бродить по державе один, без оружия. Вот тут-то ой как нужны от царицы какие-нибудь увещевания! Не след главе государства шататься одному, без охраны!
"Как можно ездить автостопом без автомата", как сказала одна моя приятельница, посмотрев на ТВ какой-то сюжет про барышень, любивших бороздить просторы нашей родины на попутках.
Вероятность того, что царь лишится трона и пойдет на биржу труда, исчезающе мала. А шансы, что во время рискованного вояжа его тюкнут по голове в темной подворотне, напротив, высоки.
Но "мудрая" царица спокойно его отпускает.
Следующий сомнительный поворот — ну вот сделал он бурку, и что? Как-то обговорил условия своего освобождения? Выстроил грамотную последовательность деньги-стулья? Нет.
Разбойник получил свое золото и спокойно возвращается домой. Что мешает ему закусить на ужин царевичем? Ничего.
Надменная барышня не поняла, что у супруга уже есть востребованное ремесло — грамота. Да и боевым искусствам он наверняка обучен. Была бы сабля, расправился бы с преступниками.
Да, он не умел работать руками, но у него были иные умения, которые можно было бы в случае наступления незапланированных жизненных трудностей монетизировать. В стражники податься или в писари.
Его не ремеслу надо было учить, а осторожности и умению рассчитывать свои силы, не бродить в одиночку по малолюдным местам.
В общем, не вытанцовывается красивая и назидательная история, как ни крути.
Сравните с шикарной, всем известной сказкой (в тот же сборник помещенной), как заказчик попросил сшить восемь шапок из одной овечьей шкуры. И потом долго удивлялся, отчего же они такого размера, что в пору их только на яблоки надевать ... Вот тут как раз роскошная мораль про жадность и ручонки загребущие...